Новикова Наталия
Конспект занятия «Матрешка»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект-занятие «Матрешка».
Подготовила:Новикова Наталия Анатольевна
Цель: Познакомить детей с игрушкой матрёшкой.
Задачи:
- Дать доступные для ребёнка исторические сведения;
- Научить различать матрёшек;
- Развивать наблюдательность, воображение, любознательность, творческое восприятие, память, внимание, речь;
- Воспитывать интерес к народному творчеству;
- Умение коллективно работать;
-Воспитывать самостоятельность, аккуратность, любовь к народным промыслам.
Публикация «Конспект занятия „Матрешка“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Матрешка, матрёшки
- Матрёшки. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» декабрь 2021
Ход занятия:
Воспитатель: Здравствуйте, ребята! Посмотрите, какой красивый сундучок я принесла! А что в нём лежит, вы узнаете, когда отгадаете загадку.
Эти яркие сестрички,
Дружно спрятали косички
И живут семьей одной.
Только старшую открой,
В ней сидит сестра другая,
В той еще сестра меньшая.
Доберешься ты до крошки,
Эти девицы - …
Дети: Матрешки.
Воспитатель: Правильно, матрешки.
Воспитатель достаёт и показывает Матрёшку.
Воспитатель: Это старинная игрушка. С ней любили играть мои и ваши бабушки, и дедушки, мамы и папы. Матрёшка очень известная игрушка, её знают и любят во всём мире. Давайте поближе познакомимся с Матрешкой. Матрешка – это кукла, изображает она русскую крестьянскую девушку. Вы знаете, когда появилась матрешка?
Дети: Нет.
Воспитатель: Я вам сейчас расскажу историю, о том, откуда произошла русская матрешка.
Появилась первая матрешка около 120 лет назад. Однажды из Японии привезли игрушку - большеголового деревянного японца. Раскроешь его, а там еще такая же игрушка, раскроешь вторую, а там третья. Очень понравилась такая игрушка русским мастерам.
С большим старанием, вручную, изготовил первую матрешку мастер – игрушечных дел Василий Петрович Звездочкин, а художник Сергей Васильевич Малютин ее расписал. Они «переодели» ее в русский сарафан с передничком, на голову повязали яркий платочек, нарисовали красивые глазки, наложили на щечки румяна. Назвали ее старинным русским именем – Матреной, как добрую, красивую девушку, которая работала в доме художника. А ласково её называли Матренушка, Мотронушка, Матрешечка. Вот так и появилась на свет фигурка девочки в русском сарафане.
Воспитатель: А знаете ли вы из чего сделана Матрешка?
Дети: Из дерева.
Воспитатель: Верно. Ее изготавливают из дерева, липы или березы. Дерево сначала сушат, затем распиливают на бруски. Из них вытачивают фигурки. Затем фигурку обрабатывают шкуркой и расписывают её акварельными и гуашевыми красками. После того как расписали, покрывают лаком. Лак защищает изделия от влаги и пыли, а также придаёт особый блеск готовой игрушке. У каждого мастера была своя манера росписи, поэтому Матрёшки все разные и у каждой свой характер.
Воспитатель: А что же внутри у Матрёшки?
Дети: Другие Матрёшки.
Воспитатель: Давайте раскроем Матрешку и посмотрим на её сестрёнок.
Воспитатель раскрывает матрешку и расставляет всех матрешек на столе.
Воспитатель: Мы красавицы матрешки
Разноцветные одежки
Раз Матрена, два — Милаша,
Мила – три, четыре – Маша,
Маргарита это пять,
Нас не трудно сосчитать.
Воспитатель: Посчитайте сколько сестрёнок Матрёшек у нас получилось?
Дети: Пять Матрёшек.
Воспитатель: А какие Матрешки?
Дети: Красивые, разные по росту, большие и маленькие.
Воспитатель: Давайте с ними поиграем! Посмотрите на них. Расставьте их по росту.
Дидактическая игра «Расставь по возрастанию, убыванию».
Дети выполняют задание.
Воспитатель: Молодцы! Деревенский мастер наградил матрешек русской красотой – чёрными бровями, румяными щёчками, синие глаза прикрыл длинными ресницами. Матрёшки всюду славятся, они нам очень нравятся. А еще наши матрешки любят играть, давайте вместе отдохнем и вместе играть начнем.
Воспитатель: Но не одна Матрёшка к вам пришла, а с подружками своими.
Воспитатель достаёт из короба других Матрёшек.
Воспитатель: Как вы думаете, они одинаковые?
Дети: Нет.
Воспитатель: А чем они отличаются?
Ответы детей.
Воспитатель: Конечно нарядом. Им они могут похвалиться все. Очень любят все матрёшки разноцветные одё жки: всегда расписаны на диво очень ярко и красиво.
Воспитатель: Давайте вместе рассмотрим наших красавиц, во что они одеты?
Дети: Сарафан, платок, фартук, бусы.
Воспитатель: А что находится на лице у матрёшки?
Ответы детей.
Воспитатель: Улыбаются Матрёшки, у них румяные щечки. Посмотрите внимательно на всех Матрёшек, у них нет рук, они просто нарисованы.
Воспитатель: Любят Матрешек русские люди. А народные мастера с удовольствием их изготавливают. Да только в разных селах Матрёшечки разные получаются.
Воспитатель показывает Семёновскую матрёшку.
Воспитатель: Это Матрёшка изготовлена в городе Семенов, там есть центр по росписи матрешек. Отсюда и получила она своё название – Семеновская матрешка. Особенностью росписи этой Матрёшки в том, что весь фартук этой матрёшки занимают букеты красивых и пышных цветов. Какие краски используют семёновские мастера для узоров?
Дети: Жёлтый, зелёный, малиновый, красный.
Воспитатель: Какой узор на сарафане?
Дети: Цветы, ягоды, листья.
Воспитатель: А на голове у матрешки что?
Дети: Платок.
Воспитатель: Платок у Матрёшки завязан на узелок.
Воспитатель: А это соседка Семеновской матрешки Майдановская матрёшка. Она производится в Полхов – Майдане, поэтому ее так и называют. У этих матрёшек нет платка с завязанными концами, а на голове полушалок с цветами, из-под платка обязательно видны кудри. У нее нет и таких деталей как сарафан, фартук, как у Семеновской матрешки. Вместо этого – условный овал, на котором большой букет цветов. Её фигурка вытянутая, стройная, с маленькой головкой, и похожа на столбик или куколку.
Воспитатель показывает другую Матрёшку.
Воспитатель: Эта матрешка из села Загорское, поэтому и называется загорская матрешка. Посмотрите на неё, скажите пожалуйста, во что она одета и чем украшена её одежда?
Дети: Одета в сарафан, кофточку с вышивкой, поверх сарафана одет передник с вышитым узором или цветами, на голове платочек.
Воспитатель показывает Сергиев – Посадскую матрешку.
Воспитатель: Эта Матрёшка называется Сергиев – Посадская, изготовлена в Сергиев-Посаде. Во что она одета?
Дети: Одета она в яркий платок, кофточку с узором и в сарафан.
Воспитатель: Эти Матрёшки всегда что-то держат в руках то корзину, то курицу.
Воспитатель: Посмотрите и скажите - какими цветами раскрашена эта Матрёшка?
Дети: Желтый, красный, синий.
Воспитатель: Вот такие красивые и разные Матрёшки. У каждой матрешки есть авторы, и живут они в разных городах, поэтому и названия их зависят от того места, где их расписывают. И Матрешек они расписывают разных и даже на мотив русских народных сказок. Посмотрите и скажите на мотив каких сказок расписаны эти Матрешки?
Дети: «Курочка Ряба», «Репка», «Теремок».
Воспитатель: А как вы думаете, какими по характеру могут быть Матрешки?
Дети: Веселые, озорные, игривые, радостные, праздничные, добрые, ласковые.
Воспитатель: Давайте поиграем с нашими Матрёшками.
Д/И «Найди пару»
Воспитатель: Вы все справились, молодцы!
Физкультминутка «Мы - веселые матрешки».
Мы – веселые матрешки Руки на щечках, покачивают головой влево, вправо.
Ладушки, ладушки. Хлопают в ладоши.
На ногах у нас сапожки, Поочередно выставляют правую и левую ногу.
Ладушки, ладушки. Хлопают в ладоши.
В сарафанах своих пестрых, Повороты туловища направо-налево.
Ладушки, ладушки. Хлопают в ладоши.
Мы похожи, словно сестры, Руки на щечках, покачивают головой.
Ладушки, ладушки. Хлопают в ладоши.
Воспитатель: Здорово поиграли! Ребята, давайте посмотрим не лежит ли ещё чего в коробе.
Воспитатель вместе с детьми смотрят в короб, находят там и достают листы с нарисованными Матрёшками.
Воспитатель: Посмотрите какие Матрёшечки. Как вы думаете, почему они грустные?
Дети: Матрёшки грустные, потому что они не раскрашены.
Воспитатель: Конечно. Посмотрите, лицо, платок и платье не раскрашены. Матрешкам так обидно, ведь у их подружек такие красивые наряды. Что же делать?
Дети: Давайте раскрасим им их наряды.
Воспитатель: Я предлагаю вам стать настоящими мастерами-художниками и помочь нашим Матрешкам. Вы согласны?
Дети: Да, согласны.
Воспитатель: Тогда приглашаю вас в мастерскую на фабрику по росписи матрешек. Проходите за столы и занимайте свои места.
Очень любят все матрешки разноцветные одежки.
Вот и мы с вами будем наряжать каждый свою матрешку, которая вам больше всего понравилась. Посмотрите на столы, перед вами лежат нарисованные Матрешки, схемы подсказки с узорами, которые помогут вам нарисовать узор для своей Матрёшки. Возьмите карандаши и выберите какие цвета нужны вам для раскрашивания. Сначала разукрасим с вами платок, сарафан, фартук, а потом будем наносить на одежду узоры. Приступайте к работе.
Дети раскрашивают наряды Матрёшки. Во время работы звучат русские народные мелодии.
Воспитатель:
Мастера, скорей за дело
Украшай матрешек смело
Выбирай любой узор,
Чтобы радовал он взор.
Воспитатель: Молодцы, какие красивые Матрёшки у вас получились, какие яркие и красочные наряды у них и каждая Матрёшка хороша по-своему. Вы настоящие мастера-художники. Давайте мы сделаем выставку работ.
Рефлексия:
Воспитатель: Ребята, а давайте вспомним с какой игрушкой вы сегодня познакомились?
Дети: Мы познакомились сегодня с Матрёшкой.
Воспитатель: А что вы узнали нового о Матрёшках?
Ответы детей.
Воспитатель: Что мы с вами рисовали?
Ответы детей.
Воспитатель: А какие у нас получились матрёшки?
Ответы детей.
Воспитатель: А что вы расскажите о Матрёшках дома своим родителям?
Ответы детей.
Воспитатель: Матрешка – уникальная народная игрушка, потому что вместе с русской березкой и самоваром, она стала символом страны, России. Эта кукла так выразительна и совершенна, что живет не как игрушка, а как образец творчества, национальный сувенир. А как нужно относиться к такой игрушке и труду народных мастеров?
Ответы детей.
Воспитатель: Молодцы! Мне очень понравилось сегодня с вами узнавать много нового и интересного, надеюсь и вам тоже. До свидания.