МААМ-картинки

Конспект занятия «Матрешка» (4 фото)

Новикова Наталия
Конспект занятия «Матрешка»

Конспект-занятие «Матрешка».

Подготовила:Новикова Наталия Анатольевна

Цель: Познакомить детей с игрушкой матрёшкой.

Задачи:

- Дать доступные для ребёнка исторические сведения;

- Научить различать матрёшек;

- Развивать наблюдательность, воображение, любознательность, творческое восприятие, память, внимание, речь;

- Воспитывать интерес к народному творчеству;

- Умение коллективно работать;

-Воспитывать самостоятельность, аккуратность, любовь к народным промыслам.

Публикация «Конспект занятия „Матрешка“» размещена в разделах

Ход занятия:

Воспитатель: Здравствуйте, ребята! Посмотрите, какой красивый сундучок я принесла! А что в нём лежит, вы узнаете, когда отгадаете загадку.

Эти яркие сестрички,

Дружно спрятали косички

И живут семьей одной.

Только старшую открой,

В ней сидит сестра другая,

В той еще сестра меньшая.

Доберешься ты до крошки,

Эти девицы - …

Дети: Матрешки.

Воспитатель: Правильно, матрешки.

Воспитатель достаёт и показывает Матрёшку.

Воспитатель: Это старинная игрушка. С ней любили играть мои и ваши бабушки, и дедушки, мамы и папы. Матрёшка очень известная игрушка, её знают и любят во всём мире. Давайте поближе познакомимся с Матрешкой. Матрешка – это кукла, изображает она русскую крестьянскую девушку. Вы знаете, когда появилась матрешка?

Дети: Нет.

Воспитатель: Я вам сейчас расскажу историю, о том, откуда произошла русская матрешка.

Появилась первая матрешка около 120 лет назад. Однажды из Японии привезли игрушку - большеголового деревянного японца. Раскроешь его, а там еще такая же игрушка, раскроешь вторую, а там третья. Очень понравилась такая игрушка русским мастерам.

С большим старанием, вручную, изготовил первую матрешку мастер – игрушечных дел Василий Петрович Звездочкин, а художник Сергей Васильевич Малютин ее расписал. Они «переодели» ее в русский сарафан с передничком, на голову повязали яркий платочек, нарисовали красивые глазки, наложили на щечки румяна. Назвали ее старинным русским именем – Матреной, как добрую, красивую девушку, которая работала в доме художника. А ласково её называли Матренушка, Мотронушка, Матрешечка. Вот так и появилась на свет фигурка девочки в русском сарафане.

Воспитатель: А знаете ли вы из чего сделана Матрешка?

Дети: Из дерева.

Воспитатель: Верно. Ее изготавливают из дерева, липы или березы. Дерево сначала сушат, затем распиливают на бруски. Из них вытачивают фигурки. Затем фигурку обрабатывают шкуркой и расписывают её акварельными и гуашевыми красками. После того как расписали, покрывают лаком. Лак защищает изделия от влаги и пыли, а также придаёт особый блеск готовой игрушке. У каждого мастера была своя манера росписи, поэтому Матрёшки все разные и у каждой свой характер.

Воспитатель: А что же внутри у Матрёшки?

Дети: Другие Матрёшки.

Воспитатель: Давайте раскроем Матрешку и посмотрим на её сестрёнок.

Воспитатель раскрывает матрешку и расставляет всех матрешек на столе.

Воспитатель: Мы красавицы матрешки

Разноцветные одежки

Раз Матрена, два — Милаша,

Мила – три, четыре – Маша,

Маргарита это пять,

Нас не трудно сосчитать.

Воспитатель: Посчитайте сколько сестрёнок Матрёшек у нас получилось?

Дети: Пять Матрёшек.

Воспитатель: А какие Матрешки?

Дети: Красивые, разные по росту, большие и маленькие.

Воспитатель: Давайте с ними поиграем! Посмотрите на них. Расставьте их по росту.

Дидактическая игра «Расставь по возрастанию, убыванию».

Дети выполняют задание.

Воспитатель: Молодцы! Деревенский мастер наградил матрешек русской красотой – чёрными бровями, румяными щёчками, синие глаза прикрыл длинными ресницами. Матрёшки всюду славятся, они нам очень нравятся. А еще наши матрешки любят играть, давайте вместе отдохнем и вместе играть начнем.

Воспитатель: Но не одна Матрёшка к вам пришла, а с подружками своими.

Воспитатель достаёт из короба других Матрёшек.

Воспитатель: Как вы думаете, они одинаковые?

Дети: Нет.

Воспитатель: А чем они отличаются?

Ответы детей.

Воспитатель: Конечно нарядом. Им они могут похвалиться все. Очень любят все матрёшки разноцветные одё жки: всегда расписаны на диво очень ярко и красиво.

Воспитатель: Давайте вместе рассмотрим наших красавиц, во что они одеты?

Дети: Сарафан, платок, фартук, бусы.

Воспитатель: А что находится на лице у матрёшки?

Ответы детей.

Воспитатель: Улыбаются Матрёшки, у них румяные щечки. Посмотрите внимательно на всех Матрёшек, у них нет рук, они просто нарисованы.

Воспитатель: Любят Матрешек русские люди. А народные мастера с удовольствием их изготавливают. Да только в разных селах Матрёшечки разные получаются.

Воспитатель показывает Семёновскую матрёшку.

Воспитатель: Это Матрёшка изготовлена в городе Семенов, там есть центр по росписи матрешек. Отсюда и получила она своё название – Семеновская матрешка. Особенностью росписи этой Матрёшки в том, что весь фартук этой матрёшки занимают букеты красивых и пышных цветов. Какие краски используют семёновские мастера для узоров?

Дети: Жёлтый, зелёный, малиновый, красный.

Воспитатель: Какой узор на сарафане?

Дети: Цветы, ягоды, листья.

Воспитатель: А на голове у матрешки что?

Дети: Платок.

Воспитатель: Платок у Матрёшки завязан на узелок.

Воспитатель: А это соседка Семеновской матрешки Майдановская матрёшка. Она производится в Полхов – Майдане, поэтому ее так и называют. У этих матрёшек нет платка с завязанными концами, а на голове полушалок с цветами, из-под платка обязательно видны кудри. У нее нет и таких деталей как сарафан, фартук, как у Семеновской матрешки. Вместо этого – условный овал, на котором большой букет цветов. Её фигурка вытянутая, стройная, с маленькой головкой, и похожа на столбик или куколку.

Воспитатель показывает другую Матрёшку.

Воспитатель: Эта матрешка из села Загорское, поэтому и называется загорская матрешка. Посмотрите на неё, скажите пожалуйста, во что она одета и чем украшена её одежда?

Дети: Одета в сарафан, кофточку с вышивкой, поверх сарафана одет передник с вышитым узором или цветами, на голове платочек.

Воспитатель показывает Сергиев – Посадскую матрешку.

Воспитатель: Эта Матрёшка называется Сергиев – Посадская, изготовлена в Сергиев-Посаде. Во что она одета?

Дети: Одета она в яркий платок, кофточку с узором и в сарафан.

Воспитатель: Эти Матрёшки всегда что-то держат в руках то корзину, то курицу.

Воспитатель: Посмотрите и скажите - какими цветами раскрашена эта Матрёшка?

Дети: Желтый, красный, синий.

Воспитатель: Вот такие красивые и разные Матрёшки. У каждой матрешки есть авторы, и живут они в разных городах, поэтому и названия их зависят от того места, где их расписывают. И Матрешек они расписывают разных и даже на мотив русских народных сказок. Посмотрите и скажите на мотив каких сказок расписаны эти Матрешки?

Дети: «Курочка Ряба», «Репка», «Теремок».

Воспитатель: А как вы думаете, какими по характеру могут быть Матрешки?

Дети: Веселые, озорные, игривые, радостные, праздничные, добрые, ласковые.

Воспитатель: Давайте поиграем с нашими Матрёшками.

Д/И «Найди пару»

Воспитатель: Вы все справились, молодцы!

Физкультминутка «Мы - веселые матрешки».

Мы – веселые матрешки Руки на щечках, покачивают головой влево, вправо.

Ладушки, ладушки. Хлопают в ладоши.

На ногах у нас сапожки, Поочередно выставляют правую и левую ногу.

Ладушки, ладушки. Хлопают в ладоши.

В сарафанах своих пестрых, Повороты туловища направо-налево.

Ладушки, ладушки. Хлопают в ладоши.

Мы похожи, словно сестры, Руки на щечках, покачивают головой.

Ладушки, ладушки. Хлопают в ладоши.

Воспитатель: Здорово поиграли! Ребята, давайте посмотрим не лежит ли ещё чего в коробе.

Воспитатель вместе с детьми смотрят в короб, находят там и достают листы с нарисованными Матрёшками.

Воспитатель: Посмотрите какие Матрёшечки. Как вы думаете, почему они грустные?

Дети: Матрёшки грустные, потому что они не раскрашены.

Воспитатель: Конечно. Посмотрите, лицо, платок и платье не раскрашены. Матрешкам так обидно, ведь у их подружек такие красивые наряды. Что же делать?

Дети: Давайте раскрасим им их наряды.

Воспитатель: Я предлагаю вам стать настоящими мастерами-художниками и помочь нашим Матрешкам. Вы согласны?

Дети: Да, согласны.

Воспитатель: Тогда приглашаю вас в мастерскую на фабрику по росписи матрешек. Проходите за столы и занимайте свои места.

Очень любят все матрешки разноцветные одежки.

Вот и мы с вами будем наряжать каждый свою матрешку, которая вам больше всего понравилась. Посмотрите на столы, перед вами лежат нарисованные Матрешки, схемы подсказки с узорами, которые помогут вам нарисовать узор для своей Матрёшки. Возьмите карандаши и выберите какие цвета нужны вам для раскрашивания. Сначала разукрасим с вами платок, сарафан, фартук, а потом будем наносить на одежду узоры. Приступайте к работе.

Дети раскрашивают наряды Матрёшки. Во время работы звучат русские народные мелодии.

Воспитатель:

Мастера, скорей за дело

Украшай матрешек смело

Выбирай любой узор,

Чтобы радовал он взор.

Конспект занятия «Матрешка»

Воспитатель: Молодцы, какие красивые Матрёшки у вас получились, какие яркие и красочные наряды у них и каждая Матрёшка хороша по-своему. Вы настоящие мастера-художники. Давайте мы сделаем выставку работ.

Фото «Матрешка»
Конспект занятия - фото
Фото №1 Конспект занятие Матрешка

Рефлексия:

Воспитатель: Ребята, а давайте вспомним с какой игрушкой вы сегодня познакомились?

Дети: Мы познакомились сегодня с Матрёшкой.

Воспитатель: А что вы узнали нового о Матрёшках?

Ответы детей.

Воспитатель: Что мы с вами рисовали?

Ответы детей.

Воспитатель: А какие у нас получились матрёшки?

Ответы детей.

Воспитатель: А что вы расскажите о Матрёшках дома своим родителям?

Ответы детей.

Воспитатель: Матрешка – уникальная народная игрушка, потому что вместе с русской березкой и самоваром, она стала символом страны, России. Эта кукла так выразительна и совершенна, что живет не как игрушка, а как образец творчества, национальный сувенир. А как нужно относиться к такой игрушке и труду народных мастеров?

Ответы детей.

Воспитатель: Молодцы! Мне очень понравилось сегодня с вами узнавать много нового и интересного, надеюсь и вам тоже. До свидания.

Публикации по теме:

Конспект занятия «Семёновская матрешка» (подготовительная группа)Конспект занятия «Семёновская матрешка» (подготовительная группа) Цель: Познакомить детей с Семеновской матрешкой - народным промыслом Нижегородского Края, процессом ее изготовления. Задачи: - Расширить.

Конспект занятия по ФЭМП во второй младшей группе «Раз матрешка, два матрешка»Конспект занятия по ФЭМП во второй младшей группе «Раз матрешка, два матрешка» ]ФЭМП 2 младшая группа «Раз матрешка, два матрешка» Цели и задачи: учить сравнивать две равные группы предметов способом приложения, обозначать.

Конспект музыкального занятия «Здравствуй, русская матрешка» для детей среднего дошкольного возрастаКонспект музыкального занятия «Здравствуй, русская матрешка» для детей среднего дошкольного возраста Конспект музыкального занятия «Здравствуй, русская матрешка», для детей среднего дошкольного возраста Цель занятия. Приобщать детей.

Конспект НОД «Русская матрешка» в средней группе ДОУКонспект НОД «Русская матрешка» в средней группе ДОУ Конспект НОД «Русская матрешка» в средней группе ДОУ Цель: формировать интерес к матрешке, как символу русского народного искусства, народной.

Конспект занятия «Игры с игрушками моторного характера «Матрешка — русская игрушка»Конспект занятия «Игры с игрушками моторного характера «Матрешка — русская игрушка» .

Конспект занятия по аппликации «Наша русская матрешка» в подготовительной группеКонспект занятия по аппликации «Наша русская матрешка» в подготовительной группе Тема: «Наша русская матрешка» Образовательная область: художественно-эстетическое развитие. Цель: Формирование умения складывать матрешку.

Конспект занятия по аппликации с элементами ручного труда «Русская матрешка» в старшей группеКонспект занятия по аппликации с элементами ручного труда «Русская матрешка» в старшей группе Конспект занятия по аппликации с элементами ручного труда: «Русская матрешка» в старшей группе, ко дню матрёшки на МААМе. Автор: Седова.

Конспект занятия по пластилинографии «Матрешка» для детей старшего дошкольного возраста Конспект направлен на воспитание интереса и любви к народным игрушкам. Будет полезен воспитателям старших и подготовительных групп ДОУ.

Конспект занятия по рисованию «Матрешка» в первой младшей группеКонспект занятия по рисованию «Матрешка» в первой младшей группе КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО РИСОВАНИЮ " МАТРЕШКА " В ПЕРВОЙ МЛАДШЕЙ ГРУППЕ, Материалы и оборудование : Игрушка- Матрешка, приготовленные.

Конспект занятия во второй младшей группе «Декоративная аппликация «Матрешка»Конспект занятия во второй младшей группе «Декоративная аппликация «Матрешка» Цель: знакомство детей с народной игрушкой матрешкой через интеграцию познавательно-речевого общения и декоративной аппликации. Задачи:.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия «Матрешка»
Опубликовано: 16 декабря 2021 в 21:15
+190Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 70.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
1 мая. Праздник весны и труда. Передвижка «Праздник Весны и Труда»

Первомай — радостный весенний праздник, воспевающий мир, труд и братство трудящихся. У Первомая в нашей стране долгая история, со временем его значение менялось, но народная любовь к нему всегда...

30 апреля. День пожарной охраны России. Папка-передвижка «Пожарные»

День пожарной охраны — профессиональный праздник работников пожарной охраны. Отмечается в Российской Федерации ежегодно, 30 апреля.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД