Татьяна Бурашникова
Конспект занятия «Вокруг света»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель:
Развитие коммуникативных навыков детей и обогащение знаний детей об окружающем мире через общее проживание воображаемого сюжета игры.
Задачи:
Развивать целостное зрительное восприятие, память, внимание, воображение детей.
Учить детей выстраивать логические цепочки между наблюдаемыми фактами, делать умозаключения на основе анализа произведённых действий.
Обогащать элементарные географические представления детей об окружающем мире: о планете Земля, о континентах, материках, странах, морях и океанах, их относительных размерах, свойствах, об их флоре и фауне.
Публикация «Конспект занятия „Вокруг света“» размещена в разделах
Учить детей работать парами, в малых подгруппах и всей группой вместе,
Учить навыкам самоконтроля и коммуникативным навыкам через использование элементов телесно-ориентированной психотехники.
Материалы и оборудование: географическая карта мира настенная, глобус; коробка (сундучок) с пластмассовыми подарками для животных (веточка дерева, трава, банан, яблоко, рыбка, бочонок меда); «медали для путешественников» по количеству детей; конверт с «письмом от медведя», Музыкальное сопровождение, презентация.
Предварительная работа: рассматривание географической карты, глобуса, географических энциклопедий, книг. Просмотр познавательных фильмов и мультфильмов о странах и континентах, об их разнообразной фауне и флоре. Игры с игрушками и карточками, изображающих животных северных и южных стран и морей.
Ход занятия:
В: Ребята, как называется наша страна? (Россия) Да, наша страна Россия. Она огромная. Одна из самых больших в мире. В мире очень много разных стран, и чтобы узнать и запомнить, где какая страна расположена на нашей планете Земля люди придумали рисовать их маленькими, уменьшать их в размерах. А чтобы узнать на чё м страны можно изображать надо отгадать загадку:
Круглый мячик,
На столе,
На одной стоит ноге
Со стула не встану,
Его покружу,
В любой точке мира,
На нём окажусь,
Океаны и моря,
Острова, материки,
Всё найдёшь легко,
На этом шаре ты! (ГЛОБУС).
В: Правильно, это глобус.
А что такое глобус?
Ответы детей
Глобус изображает нашу Планету Земля, уменьшенную во много, много раз. Глобус маленький, а Земля огромная.
Что такое карта? Карта плоская, легче глобуса и ее удобно брать с собой в путешествие. На ней тоже изображены все страны мира, моря, реки, океаны и написаны их названия.
Давным-давно у людей не было ни карт, ни глобусов! Люди думали, что Земля не круглая, и стоит черепахе и слонах. И только благодаря путешественникам у людей появились карты- они со временем уточнялись, дополнялись. Путешественники во все времена были очень отважные, смелые люди.
Раньше всю Землю, весь Мир люди называли «Светом», а так как наша Земля круглая, то и путешествия вокруг всей Земли стали называть «кругосветным».
Оказывается, если начать путешествовать из какого-то любого города на север, юг, запад или восток, то можно вернуться опять в этот город, так как наша Земля круглая.
И сегодня я вам предлагаю отправиться в увлекательное путешествие вокруг света. В пути нас будут ждать приключения и интересные задания. Мы покажем
свои знания, умения и сообразительность.
Сюрпризный момент: Смотрите, а здесь кто-то оставил коробочку, а рядом письмо. Странно – на письме написано: «Пусть это письмо откроет и прочитает тот, кто собирается в кругосветное путешествие». Ребята, а мы как раз отправляемся в кругосветное путешествие. Это письмо для нас? (Да) Ну тогда прочитаем его.
«Я – бурый медвежонок, вот моя фотография. Живу я в Московском зоопарке, а мои родственники - бурые медведи живут в лесах в Европе и в Азии. Если вы их встретите в своем путешествии, передайте им бочонок мёда от меня. А ещё со мной в зоопарке живут мои друзья, вот их фотографии – вы их узнаёте? (Слон, обезьянка, пингвин, кенгуру, дикобраз). Они просили передать привет и подарки всем своим родственникам. Но они запутались и не знают, кто на каком континенте живёт. Помогите им, пожалуйста. Развезите подарки по континентам».
Ну что ж, придётся нам выполнить просьбу медведя.
А на чем мы отправимся в путешествие узнаем, выполнив задание.
Задание: На столе листочки с примерами, на другой стороне в последовательности ответов буквы. Дети решают примеры и выстраиваются в ряд от первого.
4-3=1 буква С, 3-1=2 буква А, 2=2=3 буква М, 6-2=4 буква О, 3+2=5 буква Л, 4+2=6 буква
Ё, 9-2=7 буква Т. Получается САМОЛЁТ.
Физкультурная пауза «Самолёт»
Мы полетим на самолете, расставим руки в стороны, как самолет крылья, и. полетели.
Наш самолет как серебряная птица.
В небе утреннем кружится.
Посмотрите, что там внизу. ( воспитатель показывает: подносим руку ко лбу и
оглядываемся).
Материк лежит большой.
Самый жаркий и сухой.
Давайте опустимся вниз. Только, вот беда, мы находимся над Африканской саванной. Саванна-это обширное пространство, покрытое травой, с редко разбросанными деревьями и кустарниками. Там нет аэродрома, на который мог бы приземлиться наш самолет. Но у нас есть парашют! Беремся за парашют (дети и воспитатель берутся за ручки). Парашют наш покружился, покружился, покружился (дети кружатся) И на землю опустился, опустился, опустился (приседают). Уберем парашют в сторону и пойдем посмотрим, что же там нас ждет в Африке? Посчитайте всех животных. А как Вы считаете, какая фотография здесь лишняя и почему? (Ответы детей. Воспитатель уточняет, что лишняя фотография кошки, потому что кошка- это домашнее животное, а все остальные животные на фото -дикие животные Африки).
А вот и слон! Давайте передадим слону гостинец, веточку дерева.
А теперь мы опять взлетаем на самолете и летим в Австралию!
В Австралии мы приземлились в аэропорту, парашют нам не понадобился.
Сядем, передохнем (дети садятся на стулья). И что же мы здесь увидели?
(Ответы детей) Воспитатель уточняет: большую часть территории здесь занимают пустыни. Но в Австралии также растут очень интересные растения. На что, ребята, похоже это дерево? (предположения детей). Уточняет: это бутылочное дерево. Так как оно растет в самых засушливых районах Австралии - это дерево имеет способность накапливать в себе воду как бутылка, и внешне оно также похоже на бутылку.
А кто знает, что является символом Австралии? (предположения детей)
Хорошо, если вы хотите узнать поподробнее, вот вам загадка.
Безобиден, травояден,
Сумка есть и длинный хвост,
Целый день скакать бы мог.
Австралийскую жару
Любит рыжий. (кенгуру)
Задание: головоломка «Танграм» выкладываем из геометрических фигурок кенгуру.
Воспитатель уточняет: кенгуру является символом Австралии. Чем так замечательно это животное? (Ответы детей. Уточняет: у него есть сумка, в котором он носит своего детеныша).
А вот на экране появился кенгуру! Оставим для кенгуру траву.
А следующий материк у нас будет Америка! Кто из Вас знает, кто открыл Америку? (Ответы детей). Мы с вами первооткрыватели, а вот в давние времена одним из мореплавателей-первооткрывателей был Христофор Колумб. Он приплыл в Америку на корабле. И мы тоже с Вами отправимся в путь на корабле.
Задание: выполняем из прямоугольного листа бумаги корабль. Уточняем последовательность выполнения оригами.
Давайте встанем с наших мест и представим, что мы плывем на корабле. Кто будет нашим капитаном? (выбирается капитан-ребенок выходит вперед, берется за штурвал, остальные дети раскачиваются из стороны в стороны, представляя, что плывут на корабле).
Посмотрите вправо (дети подносят руку ко лбу, поворачиваются вправо)- не видна ли там земля? нет. не видно.
Давайте возьмем подзорную трубу (дети складывают руки, представляя, что смотрят в подзорную трубу) - не видно ли там земли? Да, ура! Видно! Земля! Земля!
Вот точно так же радовались матросы на корабле Колумба, когда после долгих дней путешествия увидели землю. Итак, мы приплыли к Америке. Можно сесть и отдохнуть на стульчики.
А Вы знаете, что Америка состоит из двух материков- Южной Америки и Северной Америки. Мы с Вами приплыли, как и Колумб к Южной Америке.
Рассмотрите, пожалуйста, картинки с видами Южной Америки.
Что Вы здесь видите? (Ответы детей. ЛЕС). Воспитатель уточняет, что лес в Южной Америке называется Джунгли. Ребята, а кто это к нам вышел из джунглей? Да, правильно – это обезьянка. Ребята, чем мы её угостим? Правильно, бананом. Ну а теперь наша обезьянка хочет сказать: «Спасибо», но так как обезьяны не умеют говорить словами.
Давайте, теперь каждый из Вас придумает любое движение, которое будет обозначать «спасибо», покажите его, а остальные ребята и обезьянка попробуют его повторить.
А что же мы можем увидеть в Северной Америке?
Самыми крупными странами здесь являются Канада и США.
Отгадайте, почему на флаге Соединенных Штатов так много звездочек? (ответы детей). Число звезд в синем крыже соответствует числу штатов (в настоящее время их 50).
Давайте присядем на стулья и поиграем в игру «Будьте внимательны». Я буду называть животных Северной Америки, а вы, ребята, если животное ходит по Земле – топаете ногами, если летает – хлопаете в ладошки, как будто крылья хлопают, если животное плавает – то соединяете ладошки вместе и показываете, как будто плывёт «рыбка». Начинаем: скунс, орёл, бизон, филин, тунец, олень, антлантическая селёдка, медведь гризли, ягуар, шакал, ушастый уж, белка – летяга, выдра, куница, росомаха, сурок, аллигатор, волк-койот, северная рыба зубатка, дикобраз. А вот и дикобраз. Молодцы! Ему передали яблоко)
Сколько материков мы посетили? (Ответы детей. 4.) Сколько нам
еще нужно, чтобы посетить? (Ответы детей. 2).
Потому что составляющие числа 6 - это 4 и 2.
Опять садимся на корабль и плывем в дальше.
Ребята! Вы видите вдалеке черный корабль? Да это же пираты! С давних пор в морях и океанах можно встретить самых настоящих пиратов- мореплавателей, которые грабят корабли. Пираты нам угрожают, надо дать им отпор, чтобы плыть дальше!
Подвижная игра "Метание ядер". Воспитатель выставляет макет пиратского корабля.
Справа и слева от корабля - корзины. Дети делятся на 2 команды - мальчиков и девочек.
Раздаются мешочки для метания. Девочки должны забросить все мешочки в правую корзину, а мальчики - в левую. В конце игры определяется команда-победитель (кто справился лучше с заданием). Пираты испугались, их корабль разгромлен! (Воспитатель убирает макет корабля, корзины и мешочки).
Воспитатель: теперь можно сесть на места.
Мы продолжаем наше путешествие на Ледоколе.
Кто скажет, что такое "ледокол" и сделает предположение, куда мы отправляемся? (выслушиваются ответы детей). Воспитатель уточняет: ледокол- слово образовано от двух других слов "лед и колит", значит, это корабль. который может раскалывать лед. Обычному кораблю это не по силам.
Мы отправляемся на самый холодный материк - Антарктиду!
Море и суша там покрыта льдами. Льды там тают совсем немного, не так, как у нас в Воронеже после зимы, почему? (выслушиваются ответы детей). Воспитатель уточняет: потому что в Антарктиде очень низкие температуры, там очень холодно. А значит ли это, что там никого нет? (ответы детей) Кто там обитает? (ответы детей).
Ребята, в Антарктиде работают люди, они изучают погоду и делают различные
исследования - это так называемые "исследовательские станции".
(Воспитатель зачитывает задание). Поставьте слова в предложении в правильном порядке.
1. Научные работают В Антарктиде станции. В Антарктиде работают научные станции.
2. За погодой Ученые наблюдают на этих станциях. На этих станциях ученые наблюдают за погодой.
Молодцы! Мы справились с заданием и к нам вышел пингвин, давайте и ему оставим подарок. Я думаю, все мы уже замерзли тут, и быстрее уплываем из Антарктиды.
С ледокола пересаживаемся на обычный корабль и плывем на следующий материк.
А кто напомнит мне, какой у нас по счету? (6й).
Называется он немного непонятным словом - Евразия.
Почему он так называется. Кто как думает? (ответы детей).
Воспитатель уточняет, что часть Евразии - Европа и другая часть - Азия.
Евразия- самый большой материк на Земле.
В Евразии есть и горы, и леса, и степи, и пустыни, и равнины. В Евразии расположены
около 100 различных государств со своими культурами, народами, городами.
А вот вам подсказка- задачки о той стране где мы живем.
Задание : «Хитрые задачки».
1. На березе 3 толстых ветки, на 3 ветках еще 3 тонких ветки, Сколько яблок на ветках?
2. Сколько ушей у четырех мышей?
3. По двору ходили 6 гусей, сколько лап у гусей?
4. Назови 3 дня подряд не называя дней недели?
5. Сколько будет у человека пальцев на руке, если он спрячет 2 пальца?
6. Сколько ножек у двух стульев?
На обратной стороне задачек слово РОССИЯ.
Дети читаю слово Россия.
Наша страна занимает большую часть материка. И именно в Росси живут бурые медведи. Ну вот и последний гостинец мы вручили. Теперь нам пора возвращаться домой, в Воронеж. Глаза закрыли.
На месте покружились и в Воронеже очутились.
Открывайте свои глаза. Ну вот мы и в саду.
Завершая наше путешествие, какой вывод мы можем сделать?
Каждый материк, по-своему, удивителен, чудесен и неповторим. Где-то пустыни, где-то льды, где-то равнины. На разных материках есть страны с богатейшей историей. Каждый материк особенный, каждый материк интересен для путешественников.
Игра "Что я запомнил, что мне понравилось"
А теперь давайте встанем в круг, как будто мы встаем вокруг земного шара.
Будем передавать друг другу мяч, при этом начиная предложения "Мне запомнилось. " или "Мне понравилось. " Говорим предложение и передаем мяч следующему ребенку.
В конце занятия дети получают памятные карточки (медальки) за активное участие на занятии.