Валентина Моисеева
Конспект занятия (НОД) «Давайте поймаем невидимку»
▼ Скачать + Заказать документы
Задачи:
Образовательные:
- подвести к пониманию того, что воздух есть вокруг и внутри нас;
- дать представление о том, что он занимает место и обладает свойствами (невидим, лёгкий, не имеет запаха, а также дать представление о том, что ветер – это движение воздуха;
- способствовать овладению некоторыми способами обнаружения воздуха;
- способствовать формированию у детей познавательного интереса;
- обобщить, уточнить ранее полученные знания о свойствах воздуха;
- учить работать в коллективе и индивидуально во время опытов.
Публикация «Конспект занятия (НОД) „Давайте поймаем невидимку“» размещена в разделах
- Воздух. Свойства воздуха
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» октябрь 2014
Развивающие:
- развивать любознательность, наблюдательность, мыслительную деятельность;
- развивать мышление, память, речь, интерес к познавательной деятельности;
- развивать зрительное и слуховое восприятие.
Воспитательные:
- воспитывать интерес и желание расширять свой кругозор;
- воспитывать любознательность, взаимопомощь, бережное отношение к окружающей среде,
- воспитывать позитивное отношение к окружающему миру, желание исследовать его всеми доступными способами.
Словарная работа: Обогатить словарь детей словами: лаборатория, прозрачный, невидимый, опыты.
Предшествующая работа:
- наблюдения за ветром;
- проведение экспериментов, доказывающих лёгкость воздуха;
- изготовление корабликов с парусами, вееров.
Воспитатель: Ребята, внимательно послушайте и отгадайте загадку:
Он нам нужен, чтоб дышать,
Чтобы шарик надувать.
С нами рядом каждый час,
Но невидим он для нас!
Что это?
Дети: Воздух!
В: Воздух окружает тебя со всех сторон. Ты его видишь?
и Маша не видит. Давайте сейчас пойдем в лабораторию и докажем Маши. «Воздух окружает нас со всех сторон»
В: Ребята, вы хотели бы со мной пойти в лабораторию к профессору Поче-мучкину, чтобы он вам показал новые опыты?
Давайте с вами вспомним правила поведения в лаборатории.
В:Здравствуйте профессор! (Никто не отвечает)
В: Почему его нет. Вот его халат, странно и записка какая-то.
"Здравствуйте, ребята! Извините, что не могу с вами поиграть, очень занят, я все приготовил Вам для опытов, но меня срочно позвали в главную лабораторию. Я для вас приготовил вопросы и новые задания. Желаю Вам успешно ответить на все мои вопросы.
Опыт: “Что внутри”.
Ребята, возьмите в руки мешочки, и посмотрите, что внутри? (ответы детей).
А теперь скрутите мешочек. Что с ним случилось? (ответы детей). Его раздуло.
Что его раздуло? Что внутри? (ответы детей).
В: А я считаю, что внутри ничего нет.
Так кто же прав? (ребенок прокалывает свой мешочек и струю направляет на себя).
Что вы чувствуете? Что было в мешке? (ответы детей)
В мешке был воздух.
В: Воздух? Я его не вижу.
Мы его видим? Нет. Значит воздух невидимый. Но его можно обнаружить.
Опыт: “Определи движение воздуха”.
В: Ребята, давайте попробуем устроить ветер с помощью веера! Помашите веером сначала на себя, потом друг на друга. Что вы чувствуете?
Движение воздуха.
Вывод: воздух невидимый.
Опыт: “Опусти стаканчик, в воду держа его прямо”.
В: Возьмите маленький пустой стаканчик, переверните его вверх дном и медленно опустите его в большой стакан с водой. Обратить внимание на то, что стаканчик нужно держать ровно.
Что получается? Попадает ли вода в стаканчик?
Д: У меня в стаканчике вода. ( ответы детей: А у меня стаканчик сухой, вода в него не попала).
Почему у Незнайки в стаканчике оказалась вода? (ответы детей).
Вывод: в стаканчике есть воздух, он не пускает туда воду. Он прозрачный, невидимый.
Опыт: “Опусти стаканчик в воду, его наклонив”.
Предлагаю детям опустить стаканчик в большой стакан с водой, но теперь держать его не прямо, а немного наклонив.
В: Что появляется в воде? (ответы детей). Видны пузырьки воздуха.
Откуда он взялся?
В: Воздух выходит из стакана и его место занимает вода. А почему мы думали, что стакан пустой? (ответы детей)
Вывод: при опускании стакана в воду, вода начинает вытеснять воздух, занимая его место, и поэтому появляются пузырьки. Это выходит воздух из стакана.
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА.
Дует ветер с высоты.
Гнутся травы и цветы.
Вправо – влево, влево – вправо
Клонятся цветы и травы. (Наклоны в стороны).
А давайте вместе
Все попрыгаем на месте. (Прыжки).
Выше! Веселей! Вот так.
Переходим все на шаг. (Ходьба на месте).
Вот и кончилась игра, заниматься нам пора. (Дети садятся).
Опыт: “Пускание пузырьков из воды”.
В: А, как вы думаете, можно ли воздух увидеть? (ответы детей).
В: конечно, нет, он же невидимый.
В: Давайте проверим. Что произойдет, если опустить соломинку и подуть в нее? (опустите соломинку в стакан с водой, подуйте). Что видите? (ответы детей)
Это пузырьки, которые мы выдыхаем.
Почему пузырьки воздуха поднимаются на поверхность? (ответы).
В: Потому что воздух легче воды.
Где вы наблюдали это явление – компрессор в аквариуме.
Предложить детям подышать своими носами. Отлично.
Как вы думаете, воздух имеет запах? (ответы детей).
Опыт: Чем пахнет воздух?
Возьмите лимон, или апельсин, или одеколон и предложите детям последовательно почувствовать запахи, распространяющиеся в помещении.
Объясните, что воздух невидим, не имеет определенной формы, распространяется во всех направлениях и не имеет собственного запаха, но может запахи передавать.
В: воздух не имеет запаха.
Опыт: «Не дышу»
В: Вот видите, даже не весь песок пересыпался в песочных часах, вы не смогли без воздуха прожить даже одной минуты!
В: если тебе не по нраву запах, мы тебе поможем. Откроем форточку, и сюда прилетит свежий воздух. А на свежем воздухе дышится легко.
В: Давайте мы с вами встанем в круг, сделаем глубокий вдох. Погладим носик, легкие и пообещаем, что никогда не будем дышать сигаретным дымом, будем беречь свой организм и охранять окружающую природу (валеологический тренинг).
Опыт: «Воздух сжимается»
Процесс. Поставьте открытую пластмассовую бутылку в холодильник. Когда она достаточно охладится, наденьте на ее горлышко не надутый шарик. Затем поставьте бутылку в миску с горячей водой. Понаблюдайте за тем, как шарик сам станет надуваться. Это происходит потому, что воздух при нагревании расширяется. Теперь опять поставьте бутылку в холодильник. Шарик при этом спустится, так как воздух при охлаждении сжимается.
Вывод. При нагревании воздух расширяется, а при охлаждении – сжимается.
В. Надуваем воздушные шарики
Вывод воздух не имеет формы.
В. сейчас попробуем воздух на вкус, впустите воздух из шарика в рот.
Имеет вкус?
Вывод: человеку нужен чистый воздух, чтобы быть здоровым.
Маша
Вот спасибо! Как много я сегодня узнал о воздухе!
Что воздух бесцветный, поэтому мы его не видим;
Чтоб увидеть воздух, его надо поймать
Что воздух легче воды
Что воздух есть внутри пустых предметов;
И даже внутри людей
Без воздуха ничто живое не может жить;
А ещё я узнал, что воздух не пахнет и может передавать запахи
А ещё я наконец-то узнал, что такое ветер! Ветер – это движение воздуха
Маша Как вы думаете, в какую сторону дует ветер?
У вас на столе заготовки для вертушки. Откройте тетради на стр. 26 и используя схему собери вертушку.
Я хочу подарить эти шарики всем ребятам, которые помогли мне понять, что такое воздух. Спасибо, ребята! Пойду теперь расскажу своим друзьям всё, что узнал сегодня. До свидания!
Здравствуйте, ребята! Извините, что не могу с вами поиграть, очень занят, я все приготовил Вам для опытов, но меня срочно позвали в главную лабораторию. Я для вас приготовил вопросы и новые задания. Желаю Вам успешно ответить на все мои вопросы.