Жанна Набока
Конспект НОД по экологии в старшей группе «Перелетные птицы весной»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель занятия:
1. Уточнить и расширить представления о перелетных птицах, об их жизни в весенний период, дать сведения о звуковых сигналах птиц, о видах гнезд и их размещении.
2. Развивать интерес к жизни птиц, воображение, мышление, речь детей, обогащать их словарь.
3. воспитывать доброе, заботливое отношение к птицам.
Предварительная работа:
1. Разучивание пословиц, поговорок, загадок о птицах.
2. Чтение рассказов о птицах.
Публикация «Конспект НОД по экологии в старшей группе „Перелетные птицы весной“» размещена в разделах
- Весна. Все материалы на весеннюю тему
- Весна. Конспекты занятий, НОД на весеннюю тему
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Перелетные птицы
- Перелетные птицы. Конспекты занятий, НОД
- Птицы. Конспекты занятий
- Старшая группа
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» октябрь 2014
3. Заучивание наизусть стихотворения «Ласточка» Майкова.
4. Рассматривание картины Саврасова «Грачи прилетели»
5. Наблюдение на прогулке за птицами.
Воспитатель:
Как приятно проснуться, встать,
Синее небо в окно увидать
И снова узнать, что повсюду весна,
Что солнце и утро прекраснее сна.
Сегодня я проснулась от веселого пения и перезвона птичьих голосов за окном. Птицы весело и громко пели свои песни. На улице появились птицы, которых не было зимой. Откуда же прилетело столько птиц.
Дети: из теплых стран, с юга.
Воспитатель: Почему птицы прилетели к нам?
Дети: они вернулись на свою родину, наступила весна, растаял снег, стало тепло.
Воспитатель: наступила весна, а какая она?
Дети: теплая, светлая, радостная, звонкая, добрая, солнечная, зеленая, ласковая.
Воспитатель: какие изменения происходят весной?
Дети: Снег превращается в воду, появляются первоцветы - подснежники, лопаются почки, появляются маленькие листочки, земля позеленела от пробившейся травки и т. д.
Воспитатель: но самое главное чудо – это то, что именно весной к нам прилетают наши первые друзья и приносят весну на своих крыльях
- как называют птиц, которые улетают на зиму в теплые края, а весной прилетают обратно?
- перелетные
- ребята, а вам хотелось бы увидеть перелетных птиц?
Раньше на Руси дети становились в хоровод, и все вместе звали птиц закличкой. Давайте и мы с вами их позовём так же.
Уж вы пташечки щебетушечки,
Прилетайте к нам,
Весну ясную, весну красную
Принесите нам
Воспитатель обращает внимание детей на чудо-дерево! Какие красивые птицы прилетели к нам! Вы узнали?
- как одним словом можно назвать этих птиц? (перелетные)
- а теперь отгадайте загадки о них!
Всех прилетных птиц черней,
Чистит землю от червей.
Вдоль по пашням мчится вскачь, а зовется птица (грач)
На шесте дворец,
Во дворце певец.
Издалека прилетел
Песню нам свою запел. (скворец)
Я проворна, легкокрыла,
Хвост раздвоен словно вилы.
Если я летаю низко,
Значит дождик где-то близко. (ласточка)
Гнездо не строит никогда,
Соседкам яйца оставляет
И о птенцах не вспоминает. (Кукушка)
Рано-рано на рассвете
Средь листвы затрепещет
То споет на зависть флейте,
То как кошка, запищит. (Иволга)
Воспитатель: Ребята, а какие вы знаете пословицы о птицах?
Дети: Ласточка весну начинает, соловей лето кончает.
Грач на горе- весна на дворе.
Где ласточке не летать, а к весне опять прибывать.
Увидел скворца - весна у крыльца.
Больше птиц - выше урожай.
Воспитатель: А стихи о птицах вы знаете?
Ласточка. (Плещеев.)
Травка зеленеет,
Солнышко блестит;
Ласточка с весною
В сени к нам летит.
С нею солнце краше
И весна милей.
Прощебечь с дороги,
Нам привет скорей!
Дам тебе я зерен
А ты песню спой,
Что из стран далеких
Принесла с собой.
Скворец. (Шевчук) А у нас в саду жилец
Бойкий маленький скворец
Тихий сад повеселел
Оттого, что он запел
С солнцем скворушка встает
Ест жуков, росинки пьет
Сдвинув шапку набекрень
Распевают целый день.
Жаворонок. (Жуковский.)
На солнце темный лес зардел.
В долине пар белеет тонкий.
И песню раннюю запел
В лазури жаворонок звонкий.
Он голосисто с вышины
Поет, на солнышке сверкая:
«Весна пришла к нам молодая,
Я здесь пою приход весны.
Соловей. (Познанская.)
Каждый год в кустах калины
Соловей поет весной.
Голос тонкий, соловьиный,
За окном звенит струной.
Я, проснувшись рано-рано,
В садик выбегу скорей.
Под калиной слушать стану,
Как поет мой соловей.
Буду звонко подпевать я,
Голос есть и у меня!
Мама скажет: «В нашем доме
Птичка выросла своя!»
Воспитатель: Птицы радуют нас не только своим внешним видом, чудной окраской своего оперения, но и своими песнями. Окружающий человека мир полон звуков, и среди них особое место занимают звуковые сигналы птиц.
-Ребята, а вы знаете, что песни у птиц бывают разные? Иногда голос одной и той же птицы меняется. Иногда выражает тревогу, волнение, страх, иногда радость.
-А сейчас послушайте пение птиц и догадайтесь, какое у них настроение Звучит аудиозапись «Голоса птиц в лесу»
-Какое настроение вызвало у вас пение птиц?
Дети: Радостное, веселое,.
-Что мы слышим (чириканье воробьев, щебетание, звонкий голос синиц, карканье ворон) Мы слышали как в вышине
Поют свои нам песни птицы,
Поют о солнце, о весне,
И о родимой стороне,
И нет их песенок чудесней.
Воспитатель: Ребята. А теперь давайте с вами поиграем в игру «Прилетели птицы». Я буду называть только птиц, но если вдруг ошибусь, вы услышите что- то другое, то можно хлопать в ладоши.
Начинаем.
Прилетели птицы :
Голуби, синицы,
Мухи, стрижи (хлопают)
Прилетели птицы :
Голуби, синицы,
Аисты, вороны,
Галки, макароны (хлопают)
Прилетели птицы :
Голуби, куницы (хлопают)
Прилетели птицы :
Голуби, синицы,
Чибисы, чижи
Галки и стрижи,
Комары, кукушки.
Прилетели птицы :
Голуби, синицы.
Галки и стрижи,
Чибисы, чижи,
Аисты, кукушки,
Даже совки - сплюшки.
Лебеди, скворцы.
Все вы молодцы!
Воспитатель: А сейчас проведем физминутку.
Руки подняли и покачали
Это деревья в лесу
Ветки согнули, снег отряхнули
Деревья встречают весну.
В стороны руки, плавно помашем
Это к нам птицы летят.
Как они сядут, тоже покажем:
Крылья сложили назад.
Воспитатель; Ребята, чем весной занимаются птицы? ЗАХОДИТ КАРЛСОН.
-Вот, ребята, посмотрите, что делают птицы. ( В руках у него пакет: там веточки, бумажки, перья, вата, тряпочки, проволочки). Собирают всякий мусор, зачем он им? Не пойму!
Воспитатель: Здравствуй, Карлсон. Мы очень рады видеть тебя. Как ты к нам попал?
Мы с ребятами поможем тебе разобраться с твоей находкой. Ребята, как вы думаете, что такое принес нам Карлсон? Для чего птицам ветки, тряпочки, соломинки?
Дети: Строят птицы гнезда.
Воспитатель: Правильно, ребята. Первая забота у птиц весной это поправить старые гнезда и построить новые. -Карлсон, а ты знаешь, какая птица, какой дом строит?
Карлсон: Дом у меня есть, на крыше дома, а у птиц. .не знаю. Воспитатель: Где птицы строят гнезда?
Дети: На земле, на деревьях, под крышей, под балконом, в кустах.
Воспитатель: Грачи, вороны, сороки строят гнезда на высоких деревьях и гнездятся стаями. Гнездо грача напоминает разлохмаченную шапку. Грачи строят гнезда из сучьев, а внутри, чтобы помягче было будущим птенцам - выстилают сухой травой и тонкими ветками. Ласточки строят гнезда под крышами, карнизами, балконами. Гнездо ласточки имеет форму полушария и строится только из комочков размокшей глины и земли после дождя.
Соловей поселяется в густых зарослях черемухи, ивы, или камыша. Устраивает гнездо прямо на земле.
А гнездо иволги похоже на корзиночку, устраивают они его на деревьях высоко от земли, в разветвлении гонких веточек. Скворцы любят старые парки и леса, где много дуплистых деревьев. В дуплах они и строят гнезда. А еще селится в скворечниках, которые им делают люди. Выстилают его мягким мхом, пухом, травинками. Вот, когда гнезда готовы, какая же следующая забота у перелетных птиц?
Дети: Отложить яйца, вывести птенцов.
Воспитатель: А кто заботится, высиживает яйца?
Дети: Мама-птица, самка.
Воспитатель: Ребята, а мы с вами можем как-то помочь птицам весной?
Дети: Сделать скворечники, развесить по кустам вату, лоскутки для гнезд.
Воспитатель: а что произойдет, если птицы вдруг не вернутся к нам весной?
Дети: Некому будет защищать парки, сады, леса, поля, огороды от вредных насекомых.
Некому будет разносить по земле семена ягод, трав, цветов. —
Мы никогда не услышим их чудных песен.
Чтоб от вредных насекомых
Сады цветущие не гибли зря,
Всегда в любое время года
Берегите всяких птиц, друзья!
Теперь вам понятно, почему говорят: птицы - наши помощники и друзья
Карлсон: Спасибо, ребята, за интересные рассказы о птицах, я узнал о птицах много нового и интересного. Мне пора. До свидания.
Итог занятия