МААМ-картинки

Конспект НОД по экологии в старшей группе «Перелетные птицы весной»

Жанна Набока
Конспект НОД по экологии в старшей группе «Перелетные птицы весной»
▼ Скачать + Заказать документы

Цель занятия:

1. Уточнить и расширить представления о перелетных птицах, об их жизни в весенний период, дать сведения о звуковых сигналах птиц, о видах гнезд и их размещении.

2. Развивать интерес к жизни птиц, воображение, мышление, речь детей, обогащать их словарь.

3. воспитывать доброе, заботливое отношение к птицам.

Предварительная работа:

1. Разучивание пословиц, поговорок, загадок о птицах.

2. Чтение рассказов о птицах.

Публикация «Конспект НОД по экологии в старшей группе „Перелетные птицы весной“» размещена в разделах

3. Заучивание наизусть стихотворения «Ласточка» Майкова.

4. Рассматривание картины Саврасова «Грачи прилетели»

5. Наблюдение на прогулке за птицами.

Воспитатель:

Как приятно проснуться, встать,

Синее небо в окно увидать

И снова узнать, что повсюду весна,

Что солнце и утро прекраснее сна.

Сегодня я проснулась от веселого пения и перезвона птичьих голосов за окном. Птицы весело и громко пели свои песни. На улице появились птицы, которых не было зимой. Откуда же прилетело столько птиц.

Дети: из теплых стран, с юга.

Воспитатель: Почему птицы прилетели к нам?

Дети: они вернулись на свою родину, наступила весна, растаял снег, стало тепло.

Воспитатель: наступила весна, а какая она?

Дети: теплая, светлая, радостная, звонкая, добрая, солнечная, зеленая, ласковая.

Воспитатель: какие изменения происходят весной?

Дети: Снег превращается в воду, появляются первоцветы - подснежники, лопаются почки, появляются маленькие листочки, земля позеленела от пробившейся травки и т. д.

Воспитатель: но самое главное чудо – это то, что именно весной к нам прилетают наши первые друзья и приносят весну на своих крыльях

- как называют птиц, которые улетают на зиму в теплые края, а весной прилетают обратно?

- перелетные

- ребята, а вам хотелось бы увидеть перелетных птиц?

Раньше на Руси дети становились в хоровод, и все вместе звали птиц закличкой. Давайте и мы с вами их позовём так же.

Уж вы пташечки щебетушечки,

Прилетайте к нам,

Весну ясную, весну красную

Принесите нам

Воспитатель обращает внимание детей на чудо-дерево! Какие красивые птицы прилетели к нам! Вы узнали?

- как одним словом можно назвать этих птиц? (перелетные)

- а теперь отгадайте загадки о них!

Всех прилетных птиц черней,

Чистит землю от червей.

Вдоль по пашням мчится вскачь, а зовется птица (грач)

На шесте дворец,

Во дворце певец.

Издалека прилетел

Песню нам свою запел. (скворец)

Я проворна, легкокрыла,

Хвост раздвоен словно вилы.

Если я летаю низко,

Значит дождик где-то близко. (ласточка)

Гнездо не строит никогда,

Соседкам яйца оставляет

И о птенцах не вспоминает. (Кукушка)

Рано-рано на рассвете

Средь листвы затрепещет

То споет на зависть флейте,

То как кошка, запищит. (Иволга)

Воспитатель: Ребята, а какие вы знаете пословицы о птицах?

Дети: Ласточка весну начинает, соловей лето кончает.

Грач на горе- весна на дворе.

Где ласточке не летать, а к весне опять прибывать.

Увидел скворца - весна у крыльца.

Больше птиц - выше урожай.

Воспитатель: А стихи о птицах вы знаете?

Ласточка. (Плещеев.)

Травка зеленеет,

Солнышко блестит;

Ласточка с весною

В сени к нам летит.

С нею солнце краше

И весна милей.

Прощебечь с дороги,

Нам привет скорей!

Дам тебе я зерен

А ты песню спой,

Что из стран далеких

Принесла с собой.

Скворец. (Шевчук) А у нас в саду жилец

Бойкий маленький скворец

Тихий сад повеселел

Оттого, что он запел

С солнцем скворушка встает

Ест жуков, росинки пьет

Сдвинув шапку набекрень

Распевают целый день.

Жаворонок. (Жуковский.)

На солнце темный лес зардел.

В долине пар белеет тонкий.

И песню раннюю запел

В лазури жаворонок звонкий.

Он голосисто с вышины

Поет, на солнышке сверкая:

«Весна пришла к нам молодая,

Я здесь пою приход весны.

Соловей. (Познанская.)

Каждый год в кустах калины

Соловей поет весной.

Голос тонкий, соловьиный,

За окном звенит струной.

Я, проснувшись рано-рано,

В садик выбегу скорей.

Под калиной слушать стану,

Как поет мой соловей.

Буду звонко подпевать я,

Голос есть и у меня!

Мама скажет: «В нашем доме

Птичка выросла своя!»

Воспитатель: Птицы радуют нас не только своим внешним видом, чудной окраской своего оперения, но и своими песнями. Окружающий человека мир полон звуков, и среди них особое место занимают звуковые сигналы птиц.

-Ребята, а вы знаете, что песни у птиц бывают разные? Иногда голос одной и той же птицы меняется. Иногда выражает тревогу, волнение, страх, иногда радость.

-А сейчас послушайте пение птиц и догадайтесь, какое у них настроение Звучит аудиозапись «Голоса птиц в лесу»

-Какое настроение вызвало у вас пение птиц?

Дети: Радостное, веселое,.

-Что мы слышим (чириканье воробьев, щебетание, звонкий голос синиц, карканье ворон) Мы слышали как в вышине

Поют свои нам песни птицы,

Поют о солнце, о весне,

И о родимой стороне,

И нет их песенок чудесней.

Воспитатель: Ребята. А теперь давайте с вами поиграем в игру «Прилетели птицы». Я буду называть только птиц, но если вдруг ошибусь, вы услышите что- то другое, то можно хлопать в ладоши.

Начинаем.

Прилетели птицы :

Голуби, синицы,

Мухи, стрижи (хлопают)

Прилетели птицы :

Голуби, синицы,

Аисты, вороны,

Галки, макароны (хлопают)

Прилетели птицы :

Голуби, куницы (хлопают)

Прилетели птицы :

Голуби, синицы,

Чибисы, чижи

Галки и стрижи,

Комары, кукушки.

Прилетели птицы :

Голуби, синицы.

Галки и стрижи,

Чибисы, чижи,

Аисты, кукушки,

Даже совки - сплюшки.

Лебеди, скворцы.

Все вы молодцы!

Воспитатель: А сейчас проведем физминутку.

Руки подняли и покачали

Это деревья в лесу

Ветки согнули, снег отряхнули

Деревья встречают весну.

В стороны руки, плавно помашем

Это к нам птицы летят.

Как они сядут, тоже покажем:

Крылья сложили назад.

Воспитатель; Ребята, чем весной занимаются птицы? ЗАХОДИТ КАРЛСОН.

-Вот, ребята, посмотрите, что делают птицы. ( В руках у него пакет: там веточки, бумажки, перья, вата, тряпочки, проволочки). Собирают всякий мусор, зачем он им? Не пойму!

Воспитатель: Здравствуй, Карлсон. Мы очень рады видеть тебя. Как ты к нам попал?

Мы с ребятами поможем тебе разобраться с твоей находкой. Ребята, как вы думаете, что такое принес нам Карлсон? Для чего птицам ветки, тряпочки, соломинки?

Дети: Строят птицы гнезда.

Воспитатель: Правильно, ребята. Первая забота у птиц весной это поправить старые гнезда и построить новые. -Карлсон, а ты знаешь, какая птица, какой дом строит?

Карлсон: Дом у меня есть, на крыше дома, а у птиц. .не знаю. Воспитатель: Где птицы строят гнезда?

Дети: На земле, на деревьях, под крышей, под балконом, в кустах.

Воспитатель: Грачи, вороны, сороки строят гнезда на высоких деревьях и гнездятся стаями. Гнездо грача напоминает разлохмаченную шапку. Грачи строят гнезда из сучьев, а внутри, чтобы помягче было будущим птенцам - выстилают сухой травой и тонкими ветками. Ласточки строят гнезда под крышами, карнизами, балконами. Гнездо ласточки имеет форму полушария и строится только из комочков размокшей глины и земли после дождя.

Соловей поселяется в густых зарослях черемухи, ивы, или камыша. Устраивает гнездо прямо на земле.

А гнездо иволги похоже на корзиночку, устраивают они его на деревьях высоко от земли, в разветвлении гонких веточек. Скворцы любят старые парки и леса, где много дуплистых деревьев. В дуплах они и строят гнезда. А еще селится в скворечниках, которые им делают люди. Выстилают его мягким мхом, пухом, травинками. Вот, когда гнезда готовы, какая же следующая забота у перелетных птиц?

Дети: Отложить яйца, вывести птенцов.

Воспитатель: А кто заботится, высиживает яйца?

Дети: Мама-птица, самка.

Воспитатель: Ребята, а мы с вами можем как-то помочь птицам весной?

Дети: Сделать скворечники, развесить по кустам вату, лоскутки для гнезд.

Воспитатель: а что произойдет, если птицы вдруг не вернутся к нам весной?

Дети: Некому будет защищать парки, сады, леса, поля, огороды от вредных насекомых.

Некому будет разносить по земле семена ягод, трав, цветов. —

Мы никогда не услышим их чудных песен.

Чтоб от вредных насекомых

Сады цветущие не гибли зря,

Всегда в любое время года

Берегите всяких птиц, друзья!

Теперь вам понятно, почему говорят: птицы - наши помощники и друзья

Карлсон: Спасибо, ребята, за интересные рассказы о птицах, я узнал о птицах много нового и интересного. Мне пора. До свидания.

Итог занятия

Публикации по теме:

Акция в детском саду: «Весна-красна»Акция в детском саду: «Весна-красна» Цель акции: развить интерес к родной природе, желание больше узнать об особенностях природы своего края развивать бережное отношение ко.

Конкурс «Прилетайте в гости к нам»Конкурс «Прилетайте в гости к нам» В конкурсе принимали участие воспитанники первой младшей группы и их родители. Цель конкурса: Расширить и уточнить представления детей об.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект НОД по экологии в старшей группе «Перелетные птицы весной»
Опубликовано: 12 октября 2014 в 21:16
+8Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект НОД по экологии в старшей группе «Перелетные птицы весной»» (включая файлы) размещена пользователем Жанна Набока (УИ 249117) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД