Екатерина Ушакова
Конспект занятия «Ознакомление с самобытностью родного края»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Продолжать знакомство детей с культурой хакасского народа.
Задачи : Закреплять и расширять знания о растительном и животном мире Хакасии. Найти общее и различное в быту двух народов. Обогащать словарь детей новыми словами (бубен, милей, пого, юрта). Воспитывать чувство любви к своей Родине, уважение и доброжелательное отношение к людям другой национальности. Способствовать овладению детьми элементарной этики межнациональных отношений.. Приобщать детей к прошлому своей культуры, закрепить знания о быте и промыслах хакасов.
Словарная работа: бубен, милей, пого, юрта ;
Публикация «Конспект занятия „Ознакомление с самобытностью родного края“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Конспекты занятий
- Республика, область, край. Список городов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» июль 2016
Предварительная работа: рассматривание иллюстраций в книгах о республике Хакасии, животном и растительном мире. Чтение хакасских сказок, пословиц, мифов.
Оборудование: набор картинок с лекарственными растениями Хакасии (ромашка, шиповник, крапива, а также с деревьями, растущими в республике; карточки с флагом России и Хакасии, мульти – медиа.
Методы организации учебно – познавательной деятельности : словесные – беседа с детьми, вопросы; наглядные – работа с картой, карточками; практические – дидактические игры, слайды.
Ход занятия:
Организационный момент.
Хакасская народная игра : “Варежка”
Выбирается водящий, остальные стоят кольцом. Они передают варежку /руки за спиной/. Водящий должен угадать, у кого из них она находится в нужный момент. Назвать имя или просто сказать “У тебя!”. Если угадает, то меняются местами.
- Ребята, смотрите, а варежка то у нас с сюрпризом! (в варежке 4 флага Хакасии, 4 флага России) – деление на 2 команды. Команда Хакасии и команда России. Дети рассаживаются за столы. (слайд № 1, №2)
- Вчера, когда вы все ушли домой, я заглянула в наш уголок природы и увидела чудо! В цветочном горшке вырос и расцвел необыкновенный цветок. Я очень обрадовалась ему, я взяла горшочек с цветком и поставила на этот столик. А утром, придя в группу, увидела, что наш цветочек сбросил все свои лепестки. Мне стало очень – очень грустно. Я поняла, что у нас в гостях ночью побывал злой лесной дух. А злые духи не любят, когда люди радуются красоте цветов, зелени и всячески вредят. Когда я уже собралась убрать горшочек, на форточку села синичка, и вдруг она пропела человеческим голосом: «Вы можете помочь этому цветку, он непростой, а чудесный, и его можно оживить, если выполните задания каждого его лепестка». Вот такая история. Как вы считаете, можем мы помочь ожить цветку? (Ответы детей). Тогда, приготовьтесь к выполнению заданий, я думаю, что они будут нелегкие.
Итак, 1 лепесток и первое задание:
У каждого государства, области, республик, города есть священные символы, которые человек должен почитать и уважать. И вам сейчас предстоит назвать эти символы. Д/ и : «Сложи слово». В этом вам помогут волшебные буквы, их нужно расположить по росту (от маленького к большому) и прочитать слово! (флаг, гимн). Прослушивание гимна России с детьми, стоя! О каком символе ещё мы не сказали (герб). Кто скажет, как называется государство (страна, в которой мы живем? (Россия.) Правильно. (слайд №3)
С первым заданием вы справились.
2 лепесток. А теперь, я предлагаю собрать флаги России и Хакасии. Это задание сложное, но вы справитесь! Выполнение задания. Смотрите и второй лепесток ожил. (Слайд №4). – после выполнения задания обращаю внимание детей на экран, для проверки правильности.
3 лепесток. Блиц – опрос для команд.
1 команда.
- Как называется наша Родина (Россия)
- Назовите столицу нашей республики (г. Абакан)
- Как называется наш город? (г. Черногорск)
- Как называются люди, живущие в России (россияне)
- Как зовут президента РФ (В. В. Путин).
2 команда.
- Как называется наша республика (Хакасия)
- Назовите столицу нашего государства (г. Москва)
- Как называются жители города Черногорска (черногорцы)
- На каком языке говорят все россияне (русский)
- Назовите символы России (флаг, гимн, герб).
-
4 лепесток. Послушайте загадку. «Русская красавица стоит на поляне в зеленой кофточке, в белом сарафане». (Береза). (слайд №5) Когда хозяева уезжали, куда либо по делам, то на кровать обязательно укладывали березовый обрубок, который, как они считали, охранял от злых духов. А береза считалась у хакасов священным деревом.. Летом юрту покрывали берестой, потому что она не пропускала жару, и в юрте даже в жаркий день было прохладно.
5 лепесток. Детям предлагаются зашифрованные слова. Они должны их прочитать и далее, в соответствии, с выбранным словом (животные или растения, отгадывать загадки цветка и находить нужную картинку.
Ы Е О В И Т Н Ж
7 8 4 3 2 5 6 1
Я Н И Т С Р А Е
8 6 7 4 3 1 2 5
Загадки:
«Во лугах сестрички,
Золотой глазок,
Белые реснички» (Ромашки).(слайд №6)
Сидит на полочке В красной рубашке,
Брюшко сыто,
Камешками набито (шиповник).).(слайд №7)
«Не огонь, а жжется».
«Не шмель, не пчела, а жалит» (крапива). (слайд №8)
У меня длинней иголки,
Чем у ёлки.
Очень прямо я росту
В высоту.
Если я не на опушке,
Ветки – только на макушке (сосна). (слайд №9)
Мой белый брат во льдах живёт
И рыбу ест морскую,
А я люблю пчелиный мёд
И ягоду лесную. (медведь) (слайд №10)
За деревьями, кустами
Промелькнуло быстро пламя.
Промелькнуло, пробежало,
Нет ни дыма, ни пожара. (лиса) (слайд №11)
Заплелись густые травы,
Закудрявились луга,
Да и сам я весь кудрявый,
Даже завитком рога. (баран). (слайд №12)
Зверька узнали мы с тобой
По двум таким приметам:
Он в шубе серенькой зимой,
А в рыжей шубе летом (белка). (слайд № 13)
Смотрите ребята, наши лепестки оживают, цветку очень нравится как вы выполняете задания!
6 лепесток. Детям даётся набор картинок (юрта, пого, милей, бубен, печка, самовар, изба, лапти и т. д). Нужно определить что относится к русской, а что к хакасской культуре. (слайд №14, 15).
7 лепесток. Ребята, скажите, а национальная одежда хакасов, отличается чем – то от нашей? Чем? (ответы детей). Последнее задание нашего цветка – выложи узор на одежде. (слайд №16) –детям даются элементы одежды вырезанные из картона, и элементы узоров. Опираясь на свой опыт и знания дети выполняют задание, а далее для проверки обращают свое внимание на экран.
На протяжении всего занятия команде, дающей правильный ответ, даются фишки в виде листа берёзы. В конце занятия фишки подсчитываются и объявляется победитель.
- Какие вы молодцы, справились со всеми заданиями. Посмотрите наш цветок ожил, а зовут его жарок! (слайд № 17) Но он мне ещё подсказывает, что вы такие молодцы и знаете еще стихи великих поэтов Хакасии. Это правда? Ребенок читает стихотворение:
"Если ты приедешь в наши дали, ты степной увидишь океан,
Берегами океана стали, цепи Ала-тау и Саян.
По земле цветущей только вступишь, здесь оставишь сердце навсегда
Енисей серебряный полюбишь, и Тасхылы синие ото льда”.
(Н. Доможаков)
(Слайд № 18)
Рефлексия. Детям задаются вопросы: Чем мы сегодня занимались на занятии? Что вам понравилось? Что нет? Было ли трудно? Что нового узнали?
Список литературы:
1. Бутанаев В. Я., Верник А. А., Ултургашев А. А. Народные праздники Хакасии.
2. Учебное пособие. – Абакан: издательство ХГИ им. Н. Ф. Катанова, 1999. – 76 с.
3. Клиенов А. П. Народные промыслы. Москва. Белый город, 2002.
4. Комарова Т. С. Народное искусство в воспитании дошкольников Москва. Педагогическое общество России, 2005.
5. Коленченко В. А. Формирование представлений о национальной культуре у детей дошкольного возраста средствами народного творчества : Методические рекомендации. Абакан,2009.
6. Кириченко И. И., Боргоякова Т. А. Приобщение детей к культуре хакасского народа. Абакан, 2004.
7. Кидиекова И. К. Орнамент хакасов. Абакан, 1997.
8. Скоролупова О. А. Знакомство детей дошкольного возраста с русским народным декоративно-прикладным искусством. Москва. Скрипторий, 2003.
9. Сунгугашев Я. И. Краткие очерки из истории Хакасии. – Хакасское ОККИ