МААМ-картинки

Конспект занятия «Ознакомление с самобытностью родного края»

Екатерина Ушакова
Конспект занятия «Ознакомление с самобытностью родного края»
▼ Скачать + Заказать документы

Цель: Продолжать знакомство детей с культурой хакасского народа.

Задачи : Закреплять и расширять знания о растительном и животном мире Хакасии. Найти общее и различное в быту двух народов. Обогащать словарь детей новыми словами (бубен, милей, пого, юрта). Воспитывать чувство любви к своей Родине, уважение и доброжелательное отношение к людям другой национальности. Способствовать овладению детьми элементарной этики межнациональных отношений.. Приобщать детей к прошлому своей культуры, закрепить знания о быте и промыслах хакасов.

Словарная работа: бубен, милей, пого, юрта ;

Публикация «Конспект занятия „Ознакомление с самобытностью родного края“» размещена в разделах

Предварительная работа: рассматривание иллюстраций в книгах о республике Хакасии, животном и растительном мире. Чтение хакасских сказок, пословиц, мифов.

Оборудование: набор картинок с лекарственными растениями Хакасии (ромашка, шиповник, крапива, а также с деревьями, растущими в республике; карточки с флагом России и Хакасии, мульти – медиа.

Методы организации учебно – познавательной деятельности : словесные – беседа с детьми, вопросы; наглядные – работа с картой, карточками; практические – дидактические игры, слайды.

Ход занятия:

Организационный момент.

Хакасская народная игра : “Варежка”

Выбирается водящий, остальные стоят кольцом. Они передают варежку /руки за спиной/. Водящий должен угадать, у кого из них она находится в нужный момент. Назвать имя или просто сказать “У тебя!”. Если угадает, то меняются местами.

- Ребята, смотрите, а варежка то у нас с сюрпризом! (в варежке 4 флага Хакасии, 4 флага России) – деление на 2 команды. Команда Хакасии и команда России. Дети рассаживаются за столы. (слайд № 1, №2)

- Вчера, когда вы все ушли домой, я заглянула в наш уголок природы и увидела чудо! В цветочном горшке вырос и расцвел необыкновенный цветок. Я очень обрадовалась ему, я взяла горшочек с цветком и поставила на этот столик. А утром, придя в группу, увидела, что наш цветочек сбросил все свои лепестки. Мне стало очень – очень грустно. Я поняла, что у нас в гостях ночью побывал злой лесной дух. А злые духи не любят, когда люди радуются красоте цветов, зелени и всячески вредят. Когда я уже собралась убрать горшочек, на форточку села синичка, и вдруг она пропела человеческим голосом: «Вы можете помочь этому цветку, он непростой, а чудесный, и его можно оживить, если выполните задания каждого его лепестка». Вот такая история. Как вы считаете, можем мы помочь ожить цветку? (Ответы детей). Тогда, приготовьтесь к выполнению заданий, я думаю, что они будут нелегкие.

Итак, 1 лепесток и первое задание:

У каждого государства, области, республик, города есть священные символы, которые человек должен почитать и уважать. И вам сейчас предстоит назвать эти символы. Д/ и : «Сложи слово». В этом вам помогут волшебные буквы, их нужно расположить по росту (от маленького к большому) и прочитать слово! (флаг, гимн). Прослушивание гимна России с детьми, стоя! О каком символе ещё мы не сказали (герб). Кто скажет, как называется государство (страна, в которой мы живем? (Россия.) Правильно. (слайд №3)

С первым заданием вы справились.

2 лепесток. А теперь, я предлагаю собрать флаги России и Хакасии. Это задание сложное, но вы справитесь! Выполнение задания. Смотрите и второй лепесток ожил. (Слайд №4). – после выполнения задания обращаю внимание детей на экран, для проверки правильности.

3 лепесток. Блиц – опрос для команд.

1 команда.

- Как называется наша Родина (Россия)

- Назовите столицу нашей республики (г. Абакан)

- Как называется наш город? (г. Черногорск)

- Как называются люди, живущие в России (россияне)

- Как зовут президента РФ (В. В. Путин).

2 команда.

- Как называется наша республика (Хакасия)

- Назовите столицу нашего государства (г. Москва)

- Как называются жители города Черногорска (черногорцы)

- На каком языке говорят все россияне (русский)

- Назовите символы России (флаг, гимн, герб).

-

4 лепесток. Послушайте загадку. «Русская красавица стоит на поляне в зеленой кофточке, в белом сарафане». (Береза). (слайд №5) Когда хозяева уезжали, куда либо по делам, то на кровать обязательно укладывали березовый обрубок, который, как они считали, охранял от злых духов. А береза считалась у хакасов священным деревом.. Летом юрту покрывали берестой, потому что она не пропускала жару, и в юрте даже в жаркий день было прохладно.

5 лепесток. Детям предлагаются зашифрованные слова. Они должны их прочитать и далее, в соответствии, с выбранным словом (животные или растения, отгадывать загадки цветка и находить нужную картинку.

Ы Е О В И Т Н Ж

7 8 4 3 2 5 6 1

Я Н И Т С Р А Е

8 6 7 4 3 1 2 5

Загадки:

«Во лугах сестрички,

Золотой глазок,

Белые реснички» (Ромашки).(слайд №6)

Сидит на полочке В красной рубашке,

Брюшко сыто,

Камешками набито (шиповник).).(слайд №7)

«Не огонь, а жжется».

«Не шмель, не пчела, а жалит» (крапива). (слайд №8)

У меня длинней иголки,

Чем у ёлки.

Очень прямо я росту

В высоту.

Если я не на опушке,

Ветки – только на макушке (сосна). (слайд №9)

Мой белый брат во льдах живёт

И рыбу ест морскую,

А я люблю пчелиный мёд

И ягоду лесную. (медведь) (слайд №10)

За деревьями, кустами

Промелькнуло быстро пламя.

Промелькнуло, пробежало,

Нет ни дыма, ни пожара. (лиса) (слайд №11)

Заплелись густые травы,

Закудрявились луга,

Да и сам я весь кудрявый,

Даже завитком рога. (баран). (слайд №12)

Зверька узнали мы с тобой

По двум таким приметам:

Он в шубе серенькой зимой,

А в рыжей шубе летом (белка). (слайд № 13)

Смотрите ребята, наши лепестки оживают, цветку очень нравится как вы выполняете задания!

6 лепесток. Детям даётся набор картинок (юрта, пого, милей, бубен, печка, самовар, изба, лапти и т. д). Нужно определить что относится к русской, а что к хакасской культуре. (слайд №14, 15).

7 лепесток. Ребята, скажите, а национальная одежда хакасов, отличается чем – то от нашей? Чем? (ответы детей). Последнее задание нашего цветка – выложи узор на одежде. (слайд №16) –детям даются элементы одежды вырезанные из картона, и элементы узоров. Опираясь на свой опыт и знания дети выполняют задание, а далее для проверки обращают свое внимание на экран.

На протяжении всего занятия команде, дающей правильный ответ, даются фишки в виде листа берёзы. В конце занятия фишки подсчитываются и объявляется победитель.

- Какие вы молодцы, справились со всеми заданиями. Посмотрите наш цветок ожил, а зовут его жарок! (слайд № 17) Но он мне ещё подсказывает, что вы такие молодцы и знаете еще стихи великих поэтов Хакасии. Это правда? Ребенок читает стихотворение:

"Если ты приедешь в наши дали, ты степной увидишь океан,

Берегами океана стали, цепи Ала-тау и Саян.

По земле цветущей только вступишь, здесь оставишь сердце навсегда

Енисей серебряный полюбишь, и Тасхылы синие ото льда”.

(Н. Доможаков)

(Слайд № 18)

Рефлексия. Детям задаются вопросы: Чем мы сегодня занимались на занятии? Что вам понравилось? Что нет? Было ли трудно? Что нового узнали?

Список литературы:

1. Бутанаев В. Я., Верник А. А., Ултургашев А. А. Народные праздники Хакасии.

2. Учебное пособие. – Абакан: издательство ХГИ им. Н. Ф. Катанова, 1999. – 76 с.

3. Клиенов А. П. Народные промыслы. Москва. Белый город, 2002.

4. Комарова Т. С. Народное искусство в воспитании дошкольников Москва. Педагогическое общество России, 2005.

5. Коленченко В. А. Формирование представлений о национальной культуре у детей дошкольного возраста средствами народного творчества : Методические рекомендации. Абакан,2009.

6. Кириченко И. И., Боргоякова Т. А. Приобщение детей к культуре хакасского народа. Абакан, 2004.

7. Кидиекова И. К. Орнамент хакасов. Абакан, 1997.

8. Скоролупова О. А. Знакомство детей дошкольного возраста с русским народным декоративно-прикладным искусством. Москва. Скрипторий, 2003.

9. Сунгугашев Я. И. Краткие очерки из истории Хакасии. – Хакасское ОККИ

Публикации по теме:

Конспект игры-занятия познавательного цикла в старшей группе «Лучше нет родного края» Програмное содержание: - воспитывать любовь к родному краю, чувство гордости за нашу страну – Россию; - расширять и систематизировать знания.

Конспект интегрированного занятия по патриотическому воспитанию «Лучше нет родного края!» Цель: формировать нравственно-патриотические качества дошкольников посредством приобщения к истории и культуре родного города. Задачи:.

Конспект занятия для детей средней группы «Сохраним природу родного края» Программное содержание. Развивать активность детей, память, мышление, умение точно и правильно отвечать на вопросы. Учить детей подмечать.

Конспект занятия для детей средней группы «Сохраним природу родного края» Программное содержание: развивать активность детей, память, мышление, умение точно и правильно отвечать на вопросы; учить детей подмечать.

Конспект занятия «Игрушка родного края» Тема занятия: «Игрушка родного края». Цель: Посредством самостоятельного творчества вызвать у детей интерес и любовь к искусству своего.

Конспект занятия по познавательному развитию «Пещеры и водоемы родного края» (подготовительная группа) Цель: Познакомить детей с водоемами и пещерами родного края. Задачи: формировать представления детей о пещерах и водоемах родного края;.

Конспект занятия «Природа родного края» (подготовительная группа) Природа родного края Содержание: 1. Закрепить и расширить у детей представление о природе родного края. 2. Учить детей отвечать полными,.

Ознакомление детей с природой родного края Любовь к природе – это сложное чувство включает эмоциональную отзывчивость, устойчивый интерес к природе и желание охранять и приумножать.

Проект «Волшебные краски Мордовии. Ознакомление дошкольников с культурой родного края посредством изодеятельности» «Через красивое – к человечному – такова закономерность воспитания». В. Сухомлинский Актуальность темы Сейчас актуальным направлением воспитания.

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в начальной школе «Представление о реках и озёрах родного края» Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в начальной школе Воспитатель: Брайлян Н. В. Тема: Реки и озера ЯНАО. "Путешествие.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия «Ознакомление с самобытностью родного края»
Опубликовано: 18 июля 2016 в 18:00
+13Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект занятия «Ознакомление с самобытностью родного края»» (включая файлы) размещена пользователем Екатерина Ушакова (УИ 31921) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 10.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД