Получи документы

Конспект занятия в подготовительной группе «Перелетные птицы»

Людмила Андреевна Гайнуллина
Конспект занятия в подготовительной группе «Перелетные птицы»
▼ Скачать + Заказать документы

Ход ЗАНЯТИЯ:

Вводное слово воспитателя:

У нас в гостях птичьи семьи. Они прилетели на праздник. 22 марта -

День сравнялся с ночью. Земля повернулась к Солнцу Северным полушарием – зиме больше не быть. Скоро вскроются реки. Зима кончается, весне почин.

Беседа на тему «Птицы прилетели – весну принесли»

Праздником близкой весны считается прилет птиц к родным гнездовьям. В деревнях 22 марта справляли детский праздник Сорок сороков. В народе говорили, что к этому дню «сорок сороков птиц прилетает из заморских стран». По обычаю, пекли из ржаного теста фигурки птиц – «жаворонков» - певцов полей, особенно любезных душе крестьянина. Мальчишки ватагой бегали по улице с этими птахами в руках, подбрасывали их вверх, ловили с громкими криками

Публикация «Конспект занятия в подготовительной группе „Перелетные птицы“» размещена в разделах

:

Жаворонки, жаворонки.

Прилетите к нам,

Принесите нам

Весну – красну.

Зима надоела,

Весь хлеб поела.

Ребята, отгадайте загадки про птиц.

Ребята, давайте подумаем, а почему птиц называют перелетными (Ответы детей) Правильно, перелетные птицы – это птицы, которые половину года проводят с нами и на вторую половину года покидают нас, отправляясь в другие страны. Всем вам хорошо известны такие перелетные птицы, как ласточки, стрижи, грачи, скворцы, соловьи, кукушки, дрозды

(Показ слайдов)

Почему эти птицы улетают от нас осенью? Чтобы понять это, давайте вспомним, что служит им кормом. Правильно, все эти птицы питаются насекомыми : грач добывает червяков из свежевскопанной земли, стрижи и ласточки хватают мошек и других насекомых прямо на лету, А вы знаете, какие заботливые родители ласточки –касатки? Они, улетая за добычей, привязывают иногда своих птенцов конским волосом. Один конец волоса они наматывают на лапку, а другой прикрепляют к стенке гнезда. Кукушки охотятся за гусеницами, причем они поедают таких гусениц, которых другие птицы не едят, ведь среди гусениц есть и волосатые, и ядовитые, а кукушки едят их всех подряд. Бывали случаи, когда всего несколько кукушек спасали большие леса от опасных вредителей.

Но осенью насекомые исчезают. Наши птицы лишаются основного корма, поэтому вынуждены улетать в теплые края. Значит, что страшнее птицам зимой – холод или голод? Конечно же, голод. Ведь оседлые птички, которые живут у нас постоянно - воробьи, вороны, голуби – переносят зимние холода. А почему же они не улетают? Чем питаются эти птицы? Они всеядны: могут и насекомых поклевать, но основная их пища – семена растений. Осенью они любят полакомиться зерном, просыпавшимся при уборке зерновых. Зимой питаются семенами деревьев и держатся поближе к человеческому жилью, надеясь на помощь людей.

Ребята, а вы знаете, что не все птицы отправляются в теплые края? Есть такие перелетные птицы, которые прилетают к нам зимовать. (Рассказ сопровождается демонстрацией слайдов с изображением снегирей).

Снегири – обитатели тайги, северных смешанных лесов. Но во время зимних кочевок прилетают к нам. Они становятся заметны именно с выпадением снега. Питаются снегири плодами клена, рябины, причем у ягод они съедают только мелкие косточки, а мякоть выбрасывают. Также они склевывают семена из еловых и сосновых шишек, упавшие на землю. Доставать семена из шишек они не могут.

А вот родственники снегирей – клесты – имеют крепкие клювы со скрещенными кончиками. Они могут расшелушить любую шишку. Клесты не только прилетают к нам на зиму из более холодных лесов, но и выводят здесь зимой птенцов. Основная пища клестов – это еловые и сосновые семена, которые они легко достают из шишек своим удивительным клювом.

Проводится дидактическая игра

Дидактическая игра «Узнай по контуру»

Цель: обогащать и уточнять словарь по теме; развивать внимание, память.

Материал: контурное изображение перелетных птиц : лебедь, утка, ласточка,

скворец, гусь.

Ход игры:

Воспитатель предлагает детям посмотреть на картинки и узнать птиц. Затем просит ребят закрыть глаза. В это время воспитатель убирает или добавляет одну картинку. Дети рассказывают об изменениях

Итак, перелетные птицы улетают от нас осенью, потому что исчезает их основной корм – насекомые. Улетают они в теплые края, где круглый год много насекомых. А почему они все же возвращаются обратно, как вы думаете? Каждый перелет очень труден для птиц и опасен. Они пролетают от 2 до 5 тысяч километров, Некоторые не выдерживают столь долгого пути и погибают. Осенью их гонит отсюда голод. Но что же заставляет их вернуться обратно весной?

Знаете, ребята, ученые до сих пор не могут точно ответить на этот вопрос. А я думаю, что птицы просто хотят вернуться на свою Родину. Ведь они здесь родились, вылупились из яиц. Именно здесь, они учились летать, родители учили их добывать пищу. Наверное, обратно их зовет любовь к родному краю, родному дому.

Проводится физкультминутка:

Птички стали собираться, (Дети маршируют на месте)

На поляне все садятся, (Приседают на корточки)

Предстоит им долгий путь, (Разводят руки в стороны)

Надо птичкам отдохнуть.

И опять пора в дорогу. (Встают и машут руками)

Вот и юг. Ура! Ура! (Топают ногами)

Приземляться нам пора! (Приседают на корточки)

Воспитатель: Чтобы проверить как вы усвоили тему «Перелетные птицы» давайте поиграем в игру «Бывает или нет» :

1. На дворе мороз, а в гнезде – голенькие птенчики. Бывает или нет?

Если бывает, то скажите, как называются птицы, которые выводят птенцов зимой. С чем эта особенность связана?

(Это клесты. Пища клестов – еловые шишки, которые созревают в конце года, поэтому птенцы появляются осенью и зимой).

2. Есть такие птицы, которые прилетают к нам вместе с зимой. Бывает или нет?

Если бывает, то скажите, как называется эта птица.

(Это снегирь. Летом снегири живут гораздо севернее, где очень сильные морозы. Вот и кажется снегирям наша зима теплой.)

3. Название птице совсем не подходит, Оно связано со словами зябнуть, мерзнуть. А птица, наоборот, прилетает к нам одной из первых, когда на улице еще нередки морозы и метели. Бывает или нет?

Если бывает, то скажите, как называется эта птица.

(Это зяблик. Окраска у него не очень яркая. Грудь коричневая, спинка красновато – коричневая, голова светло – серая. А на крыльях яркие белые полоски.

Воспитатель: А сейчас мы будем учиться рисовать ласточек.

Вы уже знаете, что большую часть своей жизни ласточки проводят в воздухе, в полете. Поэтому у них сильные крылья и легкое тело.

Давайте рассмотрим строение тела ласточки (Рассматривание иллюстрации с одновременным показом приемов рисования).

У нее маленькая круглая головка, небольшой треугольный клюв, овальное тело, раздвоенный хвост. Теперь остается пририсовать крылья – они изогнутой формы, заостренные, сильные. Поэтому для рисования крыльев я использую кривые линии, похожие на скривленные углы. И вот получилась ласточка, которая на лету ловит насекомых.

Сначала мы сделаем набросок карандашом, затем раскрасим его акварельными красками.

Воспитатель обращает внимание детей на картинку, на которой изображена ласточка. У деревенской ласточки – касатки верхняя часть тела и «воротник» вокруг шейки темно – синего цвета, нижняя часть – светлая, иногда с бежевым оттенком. Напомнить детям, что часть шейки и головки у ласточек красные. Рассказать, что отдельные перышки на хвосте и крыльях можно прорисовать самым кончиком кисти черной краской.

В заключительной части занятия воспитатель обращается к детям:

Дорогие ребята, посмотрите сколько у нас ласточек! Наконец – то они вернулись в наши края после зимнего отсутствия. Перелет был долгим, трудным и опасным. Ласточки летели одной большой стаей. Наконец ласточки добрались до родных мест. А здесь они разделились на пары, чтобы строить гнезда и выводить птенцов. (Вывешиваются рисунки детей). Сколько пар ласточек получилось? (Ответы детей).

Ребята, посмотрите, сколько вы успели сделать на нашем сегодняшнем занятии. Я очень рада, что вы многому научились и узнали столько интересного. Я уверена, что если вы будете так же внимательны и старательны, как сегодня, то в школе вы сможете хорошо справляться со всеми заданиями и получать хорошие отметки.

Программное содержание:

Развитие у детей познавательных интересов, интеллектуального развития,

Формирование целостной картины мира, расширение кругозора детей;

Закрепление представлений о перелетных птицах. Уточнение, расширение и активизация словаря по теме «Перелетные птицы»

Развивать навыки рисования наброска рисунка карандашом, акварельными красками, развивать чувство композиции.

Методические приемы:

Познакомить детей с внешним видом и отличительными признаками перелетных птиц. Объяснить, почему они называются перелетными. Рассказать, где живут и чем питаются перелетные птицы, познакомить с обобщающим понятием перелетные птицы.

Учить рисовать птиц, выстраивая изображение из составных частей

Материалы для занятия :

Иллюстрации с изображением различных птиц; кисточки, простые карандаши, акварельные краски, банки с водой, салфетки

Ж А В О Р О Н К И

К семейству жаворонков принадлежит более 90 видов птиц. В нашей местности особенно распространены полевые, лесные и хохлатые жаворонки. Оперение этих жаворонков схожее.

У лесного жаворонка верхняя часть ела бледного ржаво – бурого цвета, нижняя – беловато = ржавого. У полевого жаворонка перья верхней части тела землисто –бурого, а нижней – рыжевато –белого цвета. Клюв у жаворонков короткий, крылья острые. Длина тела - от 15 до 22 см.

Пища жаворонков состоит из насекомых, хлебных зерен и семян; пьют они росу, сохранившуюся на листьях, и долгое время могут обходиться совсем без воды. Пищу жаворонки подбирают с земли, в полете они редко ловят насекомых.

Зимуют жаворонки в Индии и Северной Африке. Они возвращаются на родину одними из самых первых – иногда еще в феврале, когда лежит снег. Лесные жаворонки селятся в лесистых местностях, полевые – на диких пустошах. Гнезда себе вьют в ямках на земле, выстилая их сухой травой и перьями, имеющими одинаковый цвет с землей. Поэтому гнезда трудно заметить.

Жаворонки – великолепные певцы. Может быть, их песня и уступает соловьиной по богатству трелей, но зато поют жаворонки с марта по август и позже – во второй половине сентября – начале октября, до самого отлета на юг. Поют жаворонки часто в полете, поднимаясь на высоту 100 -150 м. Поэтому кажется, что весь воздух наполнен звонкой переливчатой песней. В России о наступлении весны издавна узнавали по первым песням жаворонка. По народной примете, если рано утром жаворонка не слышно –

Это к дождю или плохой погоде.

Публикации по теме:

Пришла весна, прилетели птицы. Конспект занятия для (старшей группы) Цель. Формировать интерес и любовь к природе,учить замечать изменения в ней и передавать с помощью рисунка,танца знакомить со стихами русских.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия в подготовительной группе «Перелетные птицы»
Опубликовано: 21 сентября 2014 в 16:51
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект занятия в подготовительной группе «Перелетные птицы»» (включая файлы) размещена пользователем Людмила Андреевна Гайнуллина (УИ 243862) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД