Наталья Левашова
Конспект занятия по развитию речи «Письмо Василисы Прекрасной» для средней группы
▼ Скачать + Заказать документы
Программное содержание:
Образовательные:
• Закреплять умения придумывать слова на заданный звук;
• различать твёрдые и мягкие согласные звуки;
• узнавать ситуацию сказки на заместителях; преобразовывать ситуацию на заместителях в игру-драмотизацию;
• отвечать на вопросы по содержанию сказки, оценивать поступки героев.
Развивающие :
• продолжать развивать фонематический слух; речевой аппарат;
Публикация «Конспект занятия по развитию речи „Письмо Василисы Прекрасной“ для средней группы» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Средняя группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» февраль 2014
• способствовать чёткому, правильному произнесению звука «ч» в звукоподражаниях; варьировать темп речи (быстро, медленно)
• интонационную выразительность речи при передаче содержания сказки.
Воспитательные:
• Интерес к художественному слову;
• Желание помочь попавшему в беду.
Материал:
• Письмо Василисы ( на конверте наклеены марки: сказочные герои и предметы, почтовый ящик в игровом уголке
• Ёжик (мягкая игрушка)
• Модули сказочных ситуаций (лес, дворец)
• Цветик- семицветик
• Карточки с изображением животных (волк, заяц, лось, медведь, бобёр, кабан, лиса)
• Волшебные предметы: клубок ниток, плащ, кокошник для Василисы;
• Настольно- плоскостной театр «Лиса, заяц и петух»;
• Фланелеграф и заместители к сказке «Лиса и журавль»
• Фонограмма сказочного полёта
Ход:
Педагог обращается к детям и говорит, что утром встретился почтальон, спрашивает детей, зачем он мог приходить? Побуждает детей заглянуть в почтовый ящик. Дети обнаруживают в нём красочный конверт. Что это (конверт, письмо) Интересно от кого (выслушивают предположения детей, подводит к мысли, что письмо из Страны сказок)
Читают письмо : «Здравствуйте ребята. Я знаю, что вы любите сказки. Но сегодня я не смогу прийти к вам в гости и рассказать вам сказку, потому что у меня случилась беда: у моего волшебного Цветика- семицветика потерялись лепестки, мне обязательно нужно их найти. Ваша Василиса Премудрая.
Педагог и дети обсуждают письмо : они остались без сказок Василисы, очень обидно и Цветик- семицветик жаль. Педагог подводит к мысли,что необходимо помочь Василисе, нужно найти потерявшиеся лепестки.
Педагог: Вы готовы помочь Василисе? Чтобы попасть в волшебную страну, нужно проверить вашу сообразительность. Попробуйте распутать стихи :
1. Наша Таня громко плачет, уронила в печку мячик (в речку);
2. Сшил себе котёнок тапки, чтоб зимой не мёрзли шапки (лапки);
3. Мышка спряталась под горку и грызёт тихонько норку (корку);
4. «Ой» кричит хозяйка, в огород забрались майки (зайки).
Педагог: отлично, я вижу, вы готовы пустится в путь: вы сообразительные,дружные ребята. Интересно какие слова нужно произнести, чтобы попасть в волшебную страну? (ребята высказывают всевозможные «волшебные слова»)
Все вмести выбирают волшебные слова, берутся за руки, присаживаются и произносят волшебные слова. Воспитатель включает «волшебную музыку» и накрывает детей волшебным плащом (на несколько секунд). Педагог выставляет модули сказочного леса. Музыка заканчивается, педагог снимает плащ, дети поднимаются.
Педагог: вот мы и оказались в волшебной стране, стране сказок! Смотрите, здесь сказочный лес! Ой по-моему, кто-то пыхтит! Прислушайтесь, слышите? Кто пыхтит: пых-пых (педагог очень чётко проговаривает звукосочетание).Дети догадываются, что это может быть ёжик. Педагог предлагает детям попыхтеть «как ёжик», чтобы не напугать сказочного героя. Из-за модулей леса появляется Ёжик, приветствует детей.
Ё ж: Где мой завтрак? Есть пора!
Педагог: Подожди-ка ты пока, сделай, ёжинька зарядку!
Ё ж: Тогда в круг скорей вставай и зарядку начинайте
Пальчиковая игра «Ёжики»
Ёжики, ёжики (показывают расправленные пальчики)
Наковали, наковали ножики (стучат указательными пальчиками друг о дружку)
Прибежали зайчики, зайчики (показывают ушки пальчиками)
Ну-ка вместе, ну-ка дружно (все хлопают в ладоши)
Ну-ка, мальчики, мальчики (хлопают мальчики,
Девочки, девочки. (хлопают девочки)
Ё ж: Молодцы ребята! А теперь можно подкрепиться. Вы, что любите кушать (выслушивают ответы детей). А я, ребята, очень блины люблю. Моя мама- ежиха очень вкусные блинчики печёт! А ваши мамы блины пекут?
Педагог: Ёжик, ребята и сами умеют печь блины, хочешь мы тебя угостим? Берите салфетки, чтобы не испачкаться и будем печь блины.
Артикуляционная гимнастика: динамические упражнения «Блинчики», «Вкусное варенье»
Ё ж: Спасибо, ребята! А зачем вы прибыли в страну сказок?
Педагог: Ребята, расскажите ёжику, как и зачем мы сюда попали.
Дети рассказывают. Педагог суммирует ответы детей: Нам нужно попасть к Василисе Премудрой и помочь ей найти лепестки цветика-семицветика.
Ё ж: Садитесь в наш сказочный поезд, и он привезёт вас прямо к дворцу Василисы.
Педагог организует детей в «поезд» сама становится впереди и даёт команду к отправлению. В пути педагог-паровоз и дети произносят звукосочетание «чу-чу-чу-чу» (громко- тихо, быстро- медленно).
Выставляется макет дворца. «Поезд» останавливается перед макетом. Перед макетом разложены карточки с изображением животных.
Педагог объясняет детям, что для того, чтобы попасть во дворец Василисы, нужно правильно назвать первый звук в названии животного. Дети выделяют первый звук, называют его вслух, проходят во дворец ( дифференцированный подход: дети, имеющие более высокий уровень развития, могут определять характеристику звука- твёрдый- мягкий) Дети попадают во дворец.
Педагог накидывает на себя плащ, одевает кокошник, превращается в Василису Премудрую, в руках цветик – семицветик. (без двух лепистков)
Василиса : Здравствуйте, дорогие ребята! Я очень рада вас видеть в стране сказок. Как вы, сюда попали? (дети объясняют, как и зачем пришли).Я так благодарна вам, ребята, что вы пришли помочь найти волшебные лепестки Цветика –семицветика. А вы не боитесь? Вдруг дорога будет трудной? Я верю, что ваша дружба поможет вам преодолеть все преграды. У меня есть волшебный клубочек, он поможет отыскать лепестки.
Раз, два, три!
Клубочек, ищи (катит клубок в сторону стола, на котором расставлены персонажи сказки «Лиса, заяц и петух»)
Дети передвигаются вслед за клубком.
Василиса : ребята, угадайте сказку
«Лиса по лесу ходила,
Звонки песни выводила,
Лиса лычки драла,
Лиса лапотки плела - это еще не сказка - присказка, сказка вся впереди!»
вам знакома эта сказка? (Да, сказка «Лиса, заяц и петух»)
Дети подходят к столу и проверяют правильно ли они угадали сказку.
Василиса : какая лиса в этой сказке (Хитрая, коварная, умная, бессердечная и т. д.)
А какой зайчик? (Добрый, доверчивый, горемыка)
Кто оказался настоящим героем-помощником? Какой он? (Петушок - он смелый, храбрый).
Вы очень хорошо знаете сказку. Ой, смотрите, лепесток (обращает внимание на припрятанный рядом с фигурками лепесток) Дети вставляют в цветик-семицветик найденный лепесток.
Снова катится клубок: Раз, два, три!
Клубочек ищи (клубок катится в сторону фланелеграфа, на котором на заместителях выложена сцена Журавль в гостях у лисы)
А это, что за сказка (Лиса и журавль).Василиса предлагает детям рассказать эпизод сказки. (выбрать детей для пересказа- желательно «лису»,ребёнка с выраженной застенчивостью, тревожностью, а «журавля» предлагается выбрать самостоятельно «лисе», а для второго пересказа выбрать детей, имеющих другие личностные и речевые показатели)
Василиса : как здорово, мне очень понравилось (отмечает выразительность речи и поведения детей) Смотрите, появился ещё один лепесток!
Дети помогают Василисе вставить лепесток.
Василиса благодарит детей за помощь, обещает придти в гости с новыми сказками. Говорит волшебные слова и отправляет их в детский сад (произносит волшебные слова, накрывает детей волшебным плащом, включает музыку) Снимает с себя наряд Василисы.
Педагог: ребята как интересно было в нашем путешествии. Нужно обязательно рассказать обо всём родителям! О чём вы хотели рассказать (подводит детей к краткому анализу занятия)