Получи документы

Конспект занятия по чтению художественной литературы «Богатыри земли русской» (4 фото)

Раиса Узорникова
Конспект занятия по чтению художественной литературы «Богатыри земли русской»

Конспект занятия по чтению художественной литературы «Богатыри земли русской»
Фото «Богатыри земли русской»
Конспект занятия по чтению художественной литературы - фото
Фото №1 Конспекты занятий Конспекты занятий

Программное содержание:

• развивать представления детей о былинных героях – Илье Муромце, Добрыне Никитиче и Алеше Поповиче;

• вызвать интерес к языку былин и сказаний о русских богатырях;

Публикация «Конспект занятия по чтению художественной литературы „Богатыри земли русской“» размещена в разделах

по грамоте: закреплять умение составлять звукобуквенный анализ слова «Родина»;

• познакомить детей с оружием богатырей;

• воспитывать в детях гордость за своих предков, дать почувствовать свою причастность к истории русского народа.

Предварительная работа: рассматривание репродукций картин В. М. Васнецова «Богатыри», «Витязь на распутье», слушание отрывков из былин в аудиозаписи «Илья Муромец и соловей разбойник», «Алёша Попович и Тугарин Змей», «Добрыня Никитич и Змей Горыныч», заучивание пословиц, чтение былин «Как Илья из Мурома богатырем стал», «Первый бой Ильи Муромца», «Как Илья поссорился с князем Владимиром», «Про прекрасную Василису Микулишну».

Оборудование: аудиозапись «Утро» Э. Грига и звучание гуслей, мостик, мягкий конструктор, буквы для составления слова «Родина» и схема, элементы костюма гусляра и богатырей, картина В. М. Васнецова «Богатыри», презентация «Богатыри», мультимедиапроектор.

Ход занятия

Минута эмоционального настроя:

Собрались все дети в круг,

Я – твой друг, и ты – мой друг!

Вместе за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся!

Дети садятся полукругом на стулья. Звучит «Утро» Э. Грига

Воспитатель: Ой, вы добры молодцы и красны девицы! Собрались мы не на честной пир, а на беседу добрую и складную, чтоб был у нас мир, да лад, да согласие и велась наша беседа речью плавною. Давным-давно на месте городов и деревень, где мы сейчас живем, были леса (слайд №1).

На этой земле жили наши предки – славяне (слайд№2).

Впоследствии они основали свое государство и назвали его Русью (слайд №3).

На славян часто совершали набеги хазары, монголы-татары и печенеги (слайд №4).

Они опустошали земли и уводили в плен людей. Жить в таких условиях могли только очень храбрые люди. Ребята, скажите, как назывались наши предки, которые защищали землю русскую от врагов?

Дети: Богатыри (слайд №5).

Воспитатель: Сережа, расскажи, пожалуйста, что ты знаешь о русском богатыре :

Силен, как вольный ветер,

Могуч, как ураган.

Он защищает землю

От злобных басурман!

Он силой доброю богат,

Он защищает стольный град.

Спасает бедных и детей,

И стариков, и матерей!

Воспитатель: Правильно. Какие были богатыри?

Дети: Сильные, храбрые, отважные

Воспитатель: Ребята, мы уже прочитали немало сказок и былин о богатырях земли русской. Как они называются?

Дети: «Илья Муромец и соловей разбойник», «Финист – Ясный Сокол», «Никита Кожемяка», «Алеша Попович и Тугарин Змей»

Воспитатель: Кто писал былины и сказки о богатырях?

Дети: Гусляры, русский народ

Воспитатель: Ребята кто такие гусляры?

Воспитатель: Ребята, подвиги русских богатырей отражены не только в былинах, но и в творчестве художников. Кто писал картины о богатырях?

Дети: Великий русский художник Виктор Михайлович Васнецов.

Воспитатель: Как называется его известная картина?

Дети: «Три богатыря»

Воспитатель: И сегодня мы с вами поговорим об этом произведении искусства.

Воспитатель:

Три защитника, три брата, три богатыря!

Русь на воинов богата!

С поля боя нет возврата,

За спиною – Русь,

Мать-земля, родные хаты…

- Эй, смелее в бой, ребята!

Мечи и лук, копье, булава,

Щит и верный конь…

Враг! Не тронь родной державы,

Охраняет Русь по праву

Богатырь родной!

Ребята, посмотрите на картину. Скажите, пожалуйста, кто изображен на картине?

Дети: Три богатыря.

Воспитатель: Кто находится в центре картины?

Дети: Илья Муромец.

Воспитатель: Что вы знаете об Илье Муромце? (ответы детей)

Воспитатель: Любит богатырь Родину и честно ей служит

Ребята, скажите, а кто стоит с лева от Ильи Муромца?

Дети: Добрыня Никитич.

Воспитатель: Что вы можете рассказать о Добрыне Никитиче? (ответы детей)

Ребята, скажите, а как зовут третьего богатыря?

Дети: Алеша Попович

Воспитатель: Что вы знаете об Алеше Поповиче?

Воспитатель: Ребята, для чего нужны были богатыри на Руси? (ответы детей)

Воспитатель: Трудно представить себе богатырей иначе, чем они изображены художником.

Дети, а вы бы хотели пройти путь богатырей, увидеть их и узнать про их подвиги?

Дети: Да

Воспитатель: Тогда нам нужно собираться в путь, где нас будут ждать приключения. Знаю, что вы ребята дружные и смелые. Дружба поможет вам преодолеть все преграды.

Физкультминутка

Дружно встанем – раз, два, три! –

Мы теперь богатыри!

Мы ладонь к глазам приставим,

Ноги крепкие расставим,

Поворачиваясь вправо –

Оглядимся величаво.

И налево надо тоже

Поглядеть из-под ладошек,

И направо, и еще

Через левое плечо.

Буквой «Л» расставим ноги,

Точно в танце, руки в боки,

Наклонились влево, вправо –

Получается на славу!

На полу установлен мост, по которому детям нужно пройти.

Воспитатель:

Для начала разомнитесь

И по мостику пройдитесь.

Соступать с него нельзя:

Пропасть вас там ждет, друзья.

Молодцы, ребята, справились с заданием.

Вот преграда на пути. Ее так просто не пройти.

Надо быстро вспоминать и пословицы сказать.

Ребята, назовите пословицы о смелости и отваге.

Дети: Тот герой, кто за Родину горой.

Кто смел, тот на коня сел.

Сам погибай, а товарища выручай.

Жить – Родине служить.

Если дружба велика, будет Родина крепка.

Русский ни с мечом, ни с калачом не шутит.

Смелому горох хлебать, а несмелому и щей не видать.

Не родом богатырь славен, а подвигом.

Лучше того дела нет, чем родную землю от врагов защищать.

Мое богатство – сила богатырская, мое дело – Руси служить, от врагов оборонять.

В русском сердце прямая честь да любовь к Руси – матушке.

Воспитатель: Молодцы, ребята, справились с заданием. Идем дальше

Вот и речка на пути

Не проехать, не пройти.

Соловей-разбойник злой

Мост сломал здесь над рекой.

Воспитатель: Ребята, мост надо составлять из букв, после того, когда вы составите слово, вам необходимо составить схему этого слова (дети составляют слово «Родина»)

Молодцы, ребята. Садитесь на стулья.

Сейчас вас ждет последнее испытание:

Все преграды покорились.

Дальше в путь мы все пустились,

Но, увы, не тут-то было,

Вихрем все вдруг закружило!

Змей Горыныч трехголовый

Повстречался на пути, тут спасенья не ищи!

Но ребята не зевай! И оружие скорее выбирай.

Д/ и: «Старинное и современное оружие». Перед вами богатырь и солдат, распределите, кому какое оружие необходимо.

Дети садятся на стулья

Выходит мальчик-гусляр (звучат гусли).

Воспитатель: Кто ты?

Гусляр: Я гусляр.

Гусляр: Расскажу я вам про дела старые,

Да про старые, про бывалые,

Да про битвы, да про сражения,

Да про подвиги богатырские!

В русском народе много столетий из уст в уста, от деда к внуку переходили былины о могучих богатырях.

Воспитатель: Что же ты, гусляр, нам поведаешь?

Гусляр: А под славным городом, под Киевом, стояла то застава богатырская. На заставе были Илья Муромец, Добрыня Никитич и Алеша – поповский сын.

Выходят три мальчика, одетых богатырями

Илья Муромец: Сидел соловей-разбойник во сыром дубу, свистел соловей-разбойник по-звериному, от его свиста все цветочки осыпалися. Но срубил я ему буйну головушку.

Добрыня Никитич: Поехал я к славной речке – вдруг не дождь дождит, не гром гремит, а Змей Горыныч летит. Изловчился я, ударил Змея, упал он на сыру землю.

Алеша Попович: Рассказали мне про Тугарина Змея, и что все боятся лютого. Как хлестнул я его по голове, как упал он на землю, то вскочил я ему на черну грудь и отрезал ему голову прочь и сказал: «По грехам твоим, Змей, все учинилось».

Гусляр: «Гой еси, богатыри, вы да святорусские, седлали вы коней добрых, да стояли вы за Отечество и Веру Православную. Поклон вам от Руси-матушки во веки веков» (Кланяются друг другу и уходят)

Воспитатель: спасибо вам, ребята, за то, что мы смогли увидеть, какими были богатыри русские.

Вот, ребята, и подошли к концу наши приключения.

Дети, что больше всего вам запомнилось на занятии? (ответы детей)

Воспитатель: Мы с вами сегодня преодолели все опасности и препятствия. Все вы были молодцы – внимательными, смелыми и ловкими. Я надеюсь, что богатыри русские будут примером для подражания в вашей жизни и наши мальчики вырастут настоящими богатырями.

А преданья старины

Забывать мы не должны.

Чтобы дети знать могли

О делах родной земли.

Слава русской старине!

Слава русской стороне!

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Предметно-развивающая среда в подготовительной группеПредметно-развивающая среда в подготовительной группе Уголок природы: тут же разместила Центры: науки,краеведения и экспериментирования родительский уголок в раздевалке: информацию.

Широкая масленица на Нижегородской ярмарке!Широкая масленица на Нижегородской ярмарке! Я люблю фотографировать и хочу представить вам фото с масленичной недели на Нижегородской православной ярмарке Очень уж мне нравится.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия по чтению художественной литературы «Богатыри земли русской»
Опубликовано: 27 августа 2014 в 13:29
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...

27 апреля. Международный день настольных игр. Передвижка «Польза настольных игр»

Ежегодно в последнюю субботу апреля отмечается Международный день настольных игр. Настольные игры – полезный семейный досуг на все времена.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД