Анастасия Хохлова
Конспект занятия по духовно-нравственному воспитанию в подготовительной группе «Богатыри — защитники марийской земли»
▼ Скачать + Заказать документы
Программное содержание:
- Пробудить интерес к истории родной земли.
- Оживить представления детей о легендах о марийских богатырях Чоткаре и Онаре, закрепить знания о защитниках марийской земли.
- Обогащать знаниями, способствующими усвоению определенных норм морали, нравственности, патриотизма; воспитывать чувство гордости за богатырскую силу родной земли.
Публикация «Конспект занятия по духовно-нравственному воспитанию в подготовительной группе „Богатыри — защитники марийской земли“» размещена в разделах
- Богатыри
- Богатыри. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Республика Марий Эл, Марийский край
- Экология для детей. Дошколята - защитники природы
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» декабрь 2013
- Воспитывать доброе, внимательное отношение к окружающим, желание приходить на помощь к нуждающимся, заботиться о слабых.
Предварительная работа:
Чтение легенд В. Юксерна «Чоткар» и «Онар». Рассматривание иллюстраций.
Материал и оборудование:
- Иллюстрации богатырей Чоткара и Онара.
- Диск с марийской мелодией.
Ход занятия.
Звучит марийская мелодия.
Воспитатель : - Давным-давно на месте городов и деревень, где мы сейчас живем, были непроходимые леса, полные зверей и птиц. Многие территории занимали топкие болота. Издревне на этой земле жил марийский народ. В те времена русские еще не строили городов, а в соседних степях жили кочевники. И нередко они нападали на марийские селения. Много на нашей родной земле лесов, рек и животных. Вот и привлекали все эти богатства наших врагов – хотели завладеть они нашими землями. Но защитники земли марийской стойко стояли и защищали свою землю. Ребята, а как называли наших предков-защитников?
Дети: - Богатыри.
Воспитатель : - Верно. Тогда, в давние времена жили богатыри, которые защищали свой народ. Вот как они выглядели.
Показывает иллюстрации А. Фомина к книге В. Юксерна «Чоткар».
Посмотрите, ребята, какими они были могучими, мужественными, храбрыми и сильными. А кто изображен на иллюстрациях? Как их звали?
Дети: - Онар и Чоткар.
Воспитатель : - Ребята, как вы думаете, кто такие богатыри?
Дети: - Богатыри – это люди, которые защищали землю от врагов. Силачи, воины, борцы.
Воспитатель : Правильно, богатыри – это люди безмерной силы, стойкости и отваги, совершающие воинские подвиги. Богатыри охраняли нашу Родину от врагов. Ребята, мы читали легенды о богатырях марийской земли, Онаре и Чоткаре. А кто автор?
Дети: Василий Юксерн.
Воспитатель : Вспомните имя художника-иллюстратора этой книги.
Дети: Анатолий Фомин.
Воспитатель : Посмотрите внимательно на иллюстрацию, на которой изображен Чоткар. Каким изобразил богатыря художник Анатолий Фомин?
Дети: - Большим, сильным, могучим.
Воспитатель : С помощью каких средств выразительности художник передал могучесть и силу богатыря?
Дети: - С помощью композиции рисунка – богатырь нарисован крупным по сравнению с другими объектами иллюстрации.
Воспитатель : - Ребята, расскажите о содержании иллюстрации. По какому сюжету из легенды она нарисована?
Дети: - Иллюстрация нарисована по сюжету, когда Чоткар прощался с народом.
Воспитатель : - Что еще изобразил художник на иллюстрации? Какую роль играет здесь такое средство выразительности как цвет?
Дети: - Художник изобразил богатую природу республики, бескрайность лесов и полей. Зеленый цвет передает богатство нашей Родины, а синий и белый – чистоту.
Воспитатель : А сейчас мы немного отдохнем и снимем напряжение с наших тел.
Физкультминутка:
Дружно встали. Раз! Два! Три!
Мы теперь богатыри! (руки в стороны)
Мы ладонь к глазам приставим
Ноги крепкие расставим
Поворачиваясь вправо (поворот вправо)
Оглядимся величаво,
И налево надо тоже (поворот влево)
Поглядеть из-под ладошек
И направо, и еще (поворот вправо)
Через левое плечо (поворот вправо)
Буквой «л» расставим ноги
Точно в танце - руки в боги
Наклонились влево, вправо
Получается на славу!
Воспитатель : - А теперь посмотрите, ребята, на другую иллюстрацию, на которой изображен Онар. Какой сюжет из легенды изобразил художник в иллюстрации? Расскажите о ее содержании.
Дети: - Художник изобразил сюжет, в котором царский сын просит прощения и пощады у богатыря.
Воспитатель : - Правильно. А каким изобразил художник Онара? Расскажите о его внешнем виде.
Дети: - Сильным, могучим, добрым.
Воспитатель : - Верно, поэтому художник изобразил его в полный рост. Онар одет в национальную марийскую одежду. Его рубаха и брюки белые, что передают чистоту и свет, которые исходят от богатыря. Каким выглядит царский сын? С помощью каких средств передал художник его характер?
Дети: - Царский сын выглядит слабым, жалостливым.
Воспитатель : - Его характер художник передал с помощью позы и расположения в пространстве иллюстрации: он сидит на коленях и кажется очень маленьким по сравнению с Онаром.
- Что художник изобразил на заднем плане иллюстрации?
Дети: - Природу, земли, озеро, лес.
Воспитатель : - Так же, как на иллюстрации к Чоткару, художник изобразил богатство и бескрайность родной земли. Озеро, песчаный берег, густой лес, парусники на воде. Все это вызывает чувство гордости за богатство и непокорность родной земли.
- Мы познакомились с вами, ребята, с легендами о наших марийских богатырях и рассмотрели иллюстрации, на которых они изображены. А как вы думаете, что было главным в подвигах богатырей?
Дети: - Защита своей Родины, помощь слабым, внимательное отношение к окружающим, патриотизм.
Воспитатель : - Правильно. Как мы с вами уже сказали, богатыри были сильными, могучими, добрыми, любили свою Родину, защищали людей, приходили на помощь к слабым. С тех пор прошло много времени и рубахи богатырей износились. И теперь им нужна ваша помощь. Ребята, а вы хотите помочь богатырям?
Дети: - Да, хотим.
Воспитатель : Тогда я предлагаю вам сделать доброе дело и украсить волшебные рубахи богатырей, от которых вам перейдут все качества богатырей : сила, мужество, отвага, любовь к окружающим и доброта.
Детям раздаются фигуры богатырей, на которых они украшают рубахи марийским орнаментом.
Воспитатель : Молодцы, ребята! Сегодня мы с вами вспомнили легенды о марийских богатырях Чоткаре и Онаре и рассмотрели иллюстрации Анатолия Фомина. Украсив рубахи богатырей, вы стали еще добрее, сильнее, отважнее.