Папки-передвижки

Конспект занятия по духовно-нравственному воспитанию в подготовительной группе «Богатыри — защитники марийской земли»

Анастасия Хохлова
Конспект занятия по духовно-нравственному воспитанию в подготовительной группе «Богатыри — защитники марийской земли»

Программное содержание:

- Пробудить интерес к истории родной земли.

- Оживить представления детей о легендах о марийских богатырях Чоткаре и Онаре, закрепить знания о защитниках марийской земли.

- Обогащать знаниями, способствующими усвоению определенных норм морали, нравственности, патриотизма; воспитывать чувство гордости за богатырскую силу родной земли.

Публикация «Конспект занятия по духовно-нравственному воспитанию в подготовительной группе „Богатыри — защитники марийской земли“» размещена в разделах

- Воспитывать доброе, внимательное отношение к окружающим, желание приходить на помощь к нуждающимся, заботиться о слабых.

Предварительная работа:

Чтение легенд В. Юксерна «Чоткар» и «Онар». Рассматривание иллюстраций.

Материал и оборудование:

- Иллюстрации богатырей Чоткара и Онара.

- Диск с марийской мелодией.

Ход занятия.

Звучит марийская мелодия.

Воспитатель : - Давным-давно на месте городов и деревень, где мы сейчас живем, были непроходимые леса, полные зверей и птиц. Многие территории занимали топкие болота. Издревне на этой земле жил марийский народ. В те времена русские еще не строили городов, а в соседних степях жили кочевники. И нередко они нападали на марийские селения. Много на нашей родной земле лесов, рек и животных. Вот и привлекали все эти богатства наших врагов – хотели завладеть они нашими землями. Но защитники земли марийской стойко стояли и защищали свою землю. Ребята, а как называли наших предков-защитников?

Дети: - Богатыри.

Воспитатель : - Верно. Тогда, в давние времена жили богатыри, которые защищали свой народ. Вот как они выглядели.

Показывает иллюстрации А. Фомина к книге В. Юксерна «Чоткар».

Посмотрите, ребята, какими они были могучими, мужественными, храбрыми и сильными. А кто изображен на иллюстрациях? Как их звали?

Дети: - Онар и Чоткар.

Воспитатель : - Ребята, как вы думаете, кто такие богатыри?

Дети: - Богатыри – это люди, которые защищали землю от врагов. Силачи, воины, борцы.

Воспитатель : Правильно, богатыри – это люди безмерной силы, стойкости и отваги, совершающие воинские подвиги. Богатыри охраняли нашу Родину от врагов. Ребята, мы читали легенды о богатырях марийской земли, Онаре и Чоткаре. А кто автор?

Дети: Василий Юксерн.

Воспитатель : Вспомните имя художника-иллюстратора этой книги.

Дети: Анатолий Фомин.

Воспитатель : Посмотрите внимательно на иллюстрацию, на которой изображен Чоткар. Каким изобразил богатыря художник Анатолий Фомин?

Дети: - Большим, сильным, могучим.

Воспитатель : С помощью каких средств выразительности художник передал могучесть и силу богатыря?

Дети: - С помощью композиции рисунка – богатырь нарисован крупным по сравнению с другими объектами иллюстрации.

Воспитатель : - Ребята, расскажите о содержании иллюстрации. По какому сюжету из легенды она нарисована?

Дети: - Иллюстрация нарисована по сюжету, когда Чоткар прощался с народом.

Воспитатель : - Что еще изобразил художник на иллюстрации? Какую роль играет здесь такое средство выразительности как цвет?

Дети: - Художник изобразил богатую природу республики, бескрайность лесов и полей. Зеленый цвет передает богатство нашей Родины, а синий и белый – чистоту.

Воспитатель : А сейчас мы немного отдохнем и снимем напряжение с наших тел.

Физкультминутка:

Дружно встали. Раз! Два! Три!

Мы теперь богатыри! (руки в стороны)

Мы ладонь к глазам приставим

Ноги крепкие расставим

Поворачиваясь вправо (поворот вправо)

Оглядимся величаво,

И налево надо тоже (поворот влево)

Поглядеть из-под ладошек

И направо, и еще (поворот вправо)

Через левое плечо (поворот вправо)

Буквой «л» расставим ноги

Точно в танце - руки в боги

Наклонились влево, вправо

Получается на славу!

Воспитатель : - А теперь посмотрите, ребята, на другую иллюстрацию, на которой изображен Онар. Какой сюжет из легенды изобразил художник в иллюстрации? Расскажите о ее содержании.

Дети: - Художник изобразил сюжет, в котором царский сын просит прощения и пощады у богатыря.

Воспитатель : - Правильно. А каким изобразил художник Онара? Расскажите о его внешнем виде.

Дети: - Сильным, могучим, добрым.

Воспитатель : - Верно, поэтому художник изобразил его в полный рост. Онар одет в национальную марийскую одежду. Его рубаха и брюки белые, что передают чистоту и свет, которые исходят от богатыря. Каким выглядит царский сын? С помощью каких средств передал художник его характер?

Дети: - Царский сын выглядит слабым, жалостливым.

Воспитатель : - Его характер художник передал с помощью позы и расположения в пространстве иллюстрации: он сидит на коленях и кажется очень маленьким по сравнению с Онаром.

- Что художник изобразил на заднем плане иллюстрации?

Дети: - Природу, земли, озеро, лес.

Воспитатель : - Так же, как на иллюстрации к Чоткару, художник изобразил богатство и бескрайность родной земли. Озеро, песчаный берег, густой лес, парусники на воде. Все это вызывает чувство гордости за богатство и непокорность родной земли.

- Мы познакомились с вами, ребята, с легендами о наших марийских богатырях и рассмотрели иллюстрации, на которых они изображены. А как вы думаете, что было главным в подвигах богатырей?

Дети: - Защита своей Родины, помощь слабым, внимательное отношение к окружающим, патриотизм.

Воспитатель : - Правильно. Как мы с вами уже сказали, богатыри были сильными, могучими, добрыми, любили свою Родину, защищали людей, приходили на помощь к слабым. С тех пор прошло много времени и рубахи богатырей износились. И теперь им нужна ваша помощь. Ребята, а вы хотите помочь богатырям?

Дети: - Да, хотим.

Воспитатель : Тогда я предлагаю вам сделать доброе дело и украсить волшебные рубахи богатырей, от которых вам перейдут все качества богатырей : сила, мужество, отвага, любовь к окружающим и доброта.

Детям раздаются фигуры богатырей, на которых они украшают рубахи марийским орнаментом.

Воспитатель : Молодцы, ребята! Сегодня мы с вами вспомнили легенды о марийских богатырях Чоткаре и Онаре и рассмотрели иллюстрации Анатолия Фомина. Украсив рубахи богатырей, вы стали еще добрее, сильнее, отважнее.

Публикации по теме:

Конспект занятия «Образ богатырей земли Марийской в книжной графике А. Фомина» Программное содержание: - Познакомить детей с творчеством А. Фомина. - Обратить внимание на особенность его книжной графики. - Познакомить.

Проект «Защитники земли русской»Проект «Защитники земли русской» Тема: Защитники Земли Русской Цель: уточнить и систематизировать знания детей о защитниках нашей родины в разные временные периоды (от богатырей,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия по духовно-нравственному воспитанию в подготовительной группе «Богатыри — защитники марийской земли»
Опубликовано: 9 декабря 2013 в 20:35
0Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 апреля. Всемирная неделя иммунизации. Передвижка «Прививки — это серьезно»

Каждый год 24 апреля во всем мире стартует Всемирная неделя иммунизации. Цель этого мероприятия — повышение осведомленности населения о принципиальной важности полноценной иммунизации на протяжении всей...

22 апреля. День Матери Земли. Передвижка «День Земли»

Сегодняшний праздник отмечается во всем мире, ведь он посвящен нашему общему месту обитания — планете Земля.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД