Наталья Радостева
Конспект занятия по формированию фонематического слуха для детей 5–6 лет «Поиграем с Винни-Пухом. Звуки X-X’»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Поиграем с Винни - Пухом» (звуки X-X').
Цель: 1. Познакомить детей с новыми звуками Х, Х’.
2. Учить выделять начальный согласный перед гласным.
3. Развивать языковую способность детей путем привлечения
внимания к звуковой оболочке слова.
4. Развивать слуховое внимание, память, мышление (по ходу занятия
в играх и игровых упражнениях).
5. Воспитывать этику и нравственность.
Публикация «Конспект занятия по формированию фонематического слуха для детей 5–6 лет „Поиграем с Винни-Пухом, Звуки X-X’“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие фонематического слуха
- Старшая группа
- «Винни - Пух»
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» октябрь 2014
Оборудование: Медвежата, Хрюша, Хомка, кубик с красной, синей, зелёной
стороной. Предметные картинки, буквенный конструктор. Книги, картинки, открытки с изображением героев сказок и мультфильмов.
Ход занятия.
1. Организационный момент.
1. С песней появляется медвежонок Винни-Пух. «. Кто ходит в гости по утрам, тот поступает мудро!»
- Ребята, кто из героев мультфильмов любит ходить в гости и никогда не унывает? (Винни -Пух).
2. Закрепление понятий гласный, согласный, твердый, мягкий.
Пух здоровается с детьми и показывает им кубик, который он нашел в лесу. Кубик этот волшебный, если повернуть его красной стороной, то гласные звуки звучат, синей - согласные твердые, зелёной - согласные мягкие (дети называют звуки). Игра «Назови звуки»
2. Четкое произнесение и различение звуков X - X'.
1.- Вот Винни - пух, какие звуки дети знают.
- А какой новый звук ты принес нам?
- «Отгадайте!» - говорит Винни - Пух.
- Когда я шел к вам, у меня сильно замёрзли лапы, и я их грел вот так
(дует на лапы со звуком X — X - X).
- Дети, какой звук нам принес Вини-Пух? (X)
2. Характеристика звука X.
Логопед. Давайте произнесем звук [х] все вместе.
Дети вместе с логопедом произносят звук [х].
Логопед. Почувствуйте: когда мы произносим этот звук, язык прижимаемся к нёбу в глубине рта. Значит, во рту есть преграда из языка. Как вы думаете, звук [х] — гласный или согласный?
Дети. Согласный.
Логопед. Верно. Его нельзя петь, открыв рот. Каким кружком мы будем обозначать этот звук?
Дети. Синим.
Логопед. Приложите руку к горлышку, произнесите этот звук и определите, звонкий он или глухой.
Дети. Он глухой.
Логопед. Твердый или мягкий?
Дети. Твердый.
Логопед. Верно. Это согласный твердый глухой звук. А теперь возьмите в руки по синему флажку. Вы будете поднимать его, как только услышите звук [х].
X, к, т, х, г, ф, х, в, ф, х., Ха, ку, го, фу, ка, хо, фо.
Халат, кровать, гном, скакать, хватать, гудеть, мохнатый, мокрый, голубой.
Дети слушают и поднимают флажки, услышав звук [х].
Логопед. Молодцы! Вы были очень внимательными и не допускали ошибок.
3. Упражнение «Кто скорее?» (Развитие навыков звукового анализа и синтеза.)
Логопед: А сейчас уже знакомая вам игра «Кто скорее?» Я буду перечислять звуки, а вы будете думать, что получится, если произнести их слитно. Кто скорее сообразит, тот и получит фишку. У победителя должно быть фишек больше всех. X, а. Что получилось?
1-й ребенок. Ха.
Логопед. Верно. Получи фишку. X, о. Что получилось?
2-й ребенок. Хо.
Логопед. Правильно. Возьми фишку.
Аналогично проводится работа по синтезу слогов и слов: ху, хи, уха.
Логопед вместе с детьми считает фишки, определяет победителя и награждает его наклейкой на тетрадь.
3. Физминутка
Речь с движением, с установкой на запоминание «слогов-помощников». Мама удивилась АХ - АХ - АХ!
Бабушка поднимается по лестнице ОХ - ОХ - ОХ!
Лесорубы рубят дрова УХ - УХ - УХ!
Дети танцуют ЭХ - ЭХ - ЭХ!
Что-то Вини-Пух загрустил. Пригласим к нему друзей. Кого позовём? (Хомку, Хрюшу, Зайчиху, Черепаху, Слониху.). Хомка поиграет с нами и расскажет о себе.
Хомка, Хомка, хомячок,
Полосатенький бочок.
Хомка рано встаёт,
Щёчки моет, шейку трёт.
Подметает Хомка хатку
И выходит на зарядку.
Раз, два, три, четыре, пять!
Хомка хочет сильным стать.
Дети имитируют все движения хомяка.
5. Игра с пальчиками
А Хрюша тоже любит ходить в гости, послушайте как.
«В гости»
(движения пальцев выполнять согласно тексту инструкции).
В гости к пальчику большому приходили прямо к дому
Указательный и средний, безымянный и последний.
Сам мизинчик-малышок постучался на порог.
Вместе пальчики-друзья, друг без друга им нельзя!
4. Различение X - X" с использованием флажков или фишек зелёного и синего цвета.
А) в слоговом ряду: ха, ка, хя, ки, хи, ик, ох, хе.
Б) в ряду слов: хижина, ходить, мех, хитрый, хирург, стихи, хлопушка, художник, хищник.
1. Игра «Наоборот» (с мячом)
Логопед: ХА-ХА Дети: ХЯ-ХЯ
ХО-ХО ХЁ-ХЁ
ХЫ-ХЫ ХИ-ХИ
3. Игры и игровые упражнения на развитие фонематического слуха, грамматического строя речи, памяти, мышления (развлекаем Винни -Пуха).
1. Привлечение внимания к звуковой оболочке слов.
А) Вини-Пух сочинил для нас скороговорку: «Ух ух, ух с тополей слетает мох». Правильно ли он сказал? Какое слово подходит? (Пух). Чем похожи слова мох; пух? - Какой гласный звук вы услышали в слове мох? А в слове пух? Скажите Винни - Пуху, какие гласные звуки мы знаем (а, у, и, о, ы, э).
Б) Развитие слуховой памяти.
Винни - Пух предлагает нам запомнить и повторить слова муха, ухо, пух, мох (повторение слов детьми)
А теперь послушаем, повторим и запомним следующие слова: муха, ухо, уха, пух, мох. Какое новое слово появилось? (уха) Какие слова на него похожи? (ухо, муха)
2. Отгадывание предметов по описанию с установкой на запоминание отгадок; закрепление навыка согласования прилагательных с существительными:
- мягкий, душистый, вкусный, свежий, с хрустящей корочкой (хлеб);
- с красным гребнем, зерно клюёт, голосисто поёт (петух);
- мягкий, но не хлеб, пушистый, но не мех, белый, но не снег (пух);
- маленькая, черная, по комнатам летит, звонко жужжит (муха).
3 Д. игра «добавь звук»
Логопед произносит слова без последнего звука. Дети договаривают звук х и называют слово полностью.
Пету… отды…. мо… пасту… коню… пу… лопу… запа…
сме… горо… шоро…. стра.
4 Д. игра «Замени первый звук в слове на звук х»
салат – халат шрам – храм
голод – холод свалить – хвалить
сор – хор гудеть – худеть
год – ход Глеб - хлеб
4. Итог.
Азбука вежливых слов. Дети прощаются с Вини-Пухом, Хрюшей, Хомкой: до свидания, пока-пока, прощай, всего доброго, желаем удачи, до скорого свидания! и т. д. Оценка деятельности детей.