МААМ-картинки

Конспект занятия по формированию фонематического слуха для детей 5–6 лет «Поиграем с Винни-Пухом. Звуки X-X’»

Наталья Радостева
Конспект занятия по формированию фонематического слуха для детей 5–6 лет «Поиграем с Винни-Пухом. Звуки X-X’»

Тема: «Поиграем с Винни - Пухом» (звуки X-X').

Цель: 1. Познакомить детей с новыми звуками Х, Х’.

2. Учить выделять начальный согласный перед гласным.

3. Развивать языковую способность детей путем привлечения

внимания к звуковой оболочке слова.

4. Развивать слуховое внимание, память, мышление (по ходу занятия

в играх и игровых упражнениях).

5. Воспитывать этику и нравственность.

Публикация «Конспект занятия по формированию фонематического слуха для детей 5–6 лет „Поиграем с Винни-Пухом, Звуки X-X’“» размещена в разделах

Оборудование: Медвежата, Хрюша, Хомка, кубик с красной, синей, зелёной

стороной. Предметные картинки, буквенный конструктор. Книги, картинки, открытки с изображением героев сказок и мультфильмов.

Ход занятия.

1. Организационный момент.

1. С песней появляется медвежонок Винни-Пух. «. Кто ходит в гости по утрам, тот поступает мудро!»

- Ребята, кто из героев мультфильмов любит ходить в гости и никогда не унывает? (Винни -Пух).

2. Закрепление понятий гласный, согласный, твердый, мягкий.

Пух здоровается с детьми и показывает им кубик, который он нашел в лесу. Кубик этот волшебный, если повернуть его красной стороной, то гласные звуки звучат, синей - согласные твердые, зелёной - согласные мягкие (дети называют звуки). Игра «Назови звуки»

2. Четкое произнесение и различение звуков X - X'.

1.- Вот Винни - пух, какие звуки дети знают.

- А какой новый звук ты принес нам?

- «Отгадайте!» - говорит Винни - Пух.

- Когда я шел к вам, у меня сильно замёрзли лапы, и я их грел вот так

(дует на лапы со звуком X — X - X).

- Дети, какой звук нам принес Вини-Пух? (X)

2. Характеристика звука X.

Логопед. Давайте произнесем звук [х] все вместе.

Дети вместе с логопедом произносят звук [х].

Логопед. Почувствуйте: когда мы произносим этот звук, язык прижимаемся к нёбу в глубине рта. Значит, во рту есть преграда из языка. Как вы думаете, звук [х] — гласный или согласный?

Дети. Согласный.

Логопед. Верно. Его нельзя петь, открыв рот. Каким кружком мы будем обозначать этот звук?

Дети. Синим.

Логопед. Приложите руку к горлышку, произнесите этот звук и определите, звонкий он или глухой.

Дети. Он глухой.

Логопед. Твердый или мягкий?

Дети. Твердый.

Логопед. Верно. Это согласный твердый глухой звук. А теперь возьмите в руки по синему флажку. Вы будете поднимать его, как только услышите звук [х].

X, к, т, х, г, ф, х, в, ф, х., Ха, ку, го, фу, ка, хо, фо.

Халат, кровать, гном, скакать, хватать, гудеть, мохнатый, мокрый, голубой.

Дети слушают и поднимают флажки, услышав звук [х].

Логопед. Молодцы! Вы были очень внимательными и не допускали ошибок.

3. Упражнение «Кто скорее?» (Развитие навыков звукового анализа и синтеза.)

Логопед: А сейчас уже знакомая вам игра «Кто скорее?» Я буду перечислять звуки, а вы будете думать, что получится, если произнести их слитно. Кто скорее сообразит, тот и получит фишку. У победителя должно быть фишек больше всех. X, а. Что получилось?

1-й ребенок. Ха.

Логопед. Верно. Получи фишку. X, о. Что получилось?

2-й ребенок. Хо.

Логопед. Правильно. Возьми фишку.

Аналогично проводится работа по синтезу слогов и слов: ху, хи, уха.

Логопед вместе с детьми считает фишки, определяет победителя и награждает его наклейкой на тетрадь.

3. Физминутка

Речь с движением, с установкой на запоминание «слогов-помощников». Мама удивилась АХ - АХ - АХ!

Бабушка поднимается по лестнице ОХ - ОХ - ОХ!

Лесорубы рубят дрова УХ - УХ - УХ!

Дети танцуют ЭХ - ЭХ - ЭХ!

Что-то Вини-Пух загрустил. Пригласим к нему друзей. Кого позовём? (Хомку, Хрюшу, Зайчиху, Черепаху, Слониху.). Хомка поиграет с нами и расскажет о себе.

Хомка, Хомка, хомячок,

Полосатенький бочок.

Хомка рано встаёт,

Щёчки моет, шейку трёт.

Подметает Хомка хатку

И выходит на зарядку.

Раз, два, три, четыре, пять!

Хомка хочет сильным стать.

Дети имитируют все движения хомяка.

5. Игра с пальчиками

А Хрюша тоже любит ходить в гости, послушайте как.

«В гости»

(движения пальцев выполнять согласно тексту инструкции).

В гости к пальчику большому приходили прямо к дому

Указательный и средний, безымянный и последний.

Сам мизинчик-малышок постучался на порог.

Вместе пальчики-друзья, друг без друга им нельзя!

4. Различение X - X" с использованием флажков или фишек зелёного и синего цвета.

А) в слоговом ряду: ха, ка, хя, ки, хи, ик, ох, хе.

Б) в ряду слов: хижина, ходить, мех, хитрый, хирург, стихи, хлопушка, художник, хищник.

1. Игра «Наоборот» (с мячом)

Логопед: ХА-ХА Дети: ХЯ-ХЯ

ХО-ХО ХЁ-ХЁ

ХЫ-ХЫ ХИ-ХИ

3. Игры и игровые упражнения на развитие фонематического слуха, грамматического строя речи, памяти, мышления (развлекаем Винни -Пуха).

1. Привлечение внимания к звуковой оболочке слов.

А) Вини-Пух сочинил для нас скороговорку: «Ух ух, ух с тополей слетает мох». Правильно ли он сказал? Какое слово подходит? (Пух). Чем похожи слова мох; пух? - Какой гласный звук вы услышали в слове мох? А в слове пух? Скажите Винни - Пуху, какие гласные звуки мы знаем (а, у, и, о, ы, э).

Б) Развитие слуховой памяти.

Винни - Пух предлагает нам запомнить и повторить слова муха, ухо, пух, мох (повторение слов детьми)

А теперь послушаем, повторим и запомним следующие слова: муха, ухо, уха, пух, мох. Какое новое слово появилось? (уха) Какие слова на него похожи? (ухо, муха)

2. Отгадывание предметов по описанию с установкой на запоминание отгадок; закрепление навыка согласования прилагательных с существительными:

- мягкий, душистый, вкусный, свежий, с хрустящей корочкой (хлеб);

- с красным гребнем, зерно клюёт, голосисто поёт (петух);

- мягкий, но не хлеб, пушистый, но не мех, белый, но не снег (пух);

- маленькая, черная, по комнатам летит, звонко жужжит (муха).

3 Д. игра «добавь звук»

Логопед произносит слова без последнего звука. Дети договаривают звук х и называют слово полностью.

Пету… отды…. мо… пасту… коню… пу… лопу… запа…

сме… горо… шоро…. стра.

4 Д. игра «Замени первый звук в слове на звук х»

салат – халат шрам – храм

голод – холод свалить – хвалить

сор – хор гудеть – худеть

год – ход Глеб - хлеб

4. Итог.

Азбука вежливых слов. Дети прощаются с Вини-Пухом, Хрюшей, Хомкой: до свидания, пока-пока, прощай, всего доброго, желаем удачи, до скорого свидания! и т. д. Оценка деятельности детей.

Автор публикации:
Конспект занятия по формированию фонематического слуха для детей 5–6 лет «Поиграем с Винни-Пухом. Звуки X-X’»
Опубликовано: 13 октября 2014 в 15:08
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД