Конспект занятия по формированию лексико-грамматических категорий и развитию связной речи в логопедической группе «Весна»

Елена Коршунова
Конспект занятия по формированию лексико-грамматических категорий и развитию связной речи в логопедической группе «Весна»

Целевая группа: старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня.

Цель: Закрепление представлений о смене времен года. Уточнение и расширение словаря по теме «Весна».

Задачи:

Образовательные задачи:

Формирование умения отвечать на вопросы по картине (развитие диалогической речи).

• Обучение составлению рассказа по серии картинок.

Формирование целостного впечатления об изображенном на серии картинок.

Коррекционно-развивающие задачи:

• Повышение речевой активности.

Развитие связной речи.

Развитие лексико-грамматических категорий: образование притяжательных прилагательных.

Развитие слухового внимания, зрительного восприятия, мышления.

Развитие общей и мелкой моторики.

Воспитательные задачи:

Формирование положительной установки на занятие.

• Воспитание навыков общения, взаимодействия, чувства доброжелательности.

Оборудование: Персональный компьютер, мультимедийная презентация «Весна. Признаки весны», засушенные листья дуба, рябины, берёзы и клёна; мягкая игрушка «Обезьянка Ши-Ши», опорная схема для составления связного рассказа, магнитная доска, магниты, коврограф, мольберт, картинки на липучках с признаками времён года, мяч.

Предварительная работа: Разучивание подвижной игры «Солнышко».

Методические приёмы: вопросы к детям, беседа, договаривание фразы, многократное проговаривание, игровая мотивация, сюрпризный момент, использование картинок-схем для составления связного рассказа, демонстрация предметных картинок, звуков, демонстрация действий с речевым сопровождением.

План:

1. Организационный момент; дидактическая игра «Какой лист?»;

2. Приход гостя;

3. Просмотр мультимедийной презентации «Признаки весны», ответы на вопросы логопеда;

4. Подвижная игра «Солнышко»;

5. Связный рассказ по опорной схеме;

6. Игра «Что перепутал художник?»;

7. Итог занятия.

Ход занятия

1. Организационный момент

Дети входят в кабинет и встают около стульчиков перед столом, на котором лежат сухие листья.

Логопед. Посмотрите, пожалуйста, что у вас на столах? Дети: Листья. Давайте посмотрим, какие это листья.

Логопед: Настя, с какого дерева твой листок?

Ребёнок: С дуба.

Логопед: Правильно. Значит он какой?

Ребёнок: Дубовый. (Убирает лист.)

Логопед: Лена, а с какого дерева твой листок?

Ребёнок: С клёна.

Логопед: Правильно. Если лист с клёна, то он какой?

Ребёнок: Кленовый.

Логопед: Верно. (Убирает лист.)

Аналогично опрашиваются все дети.

Ребята, уже растаял снег, зазеленела первая травка, на деревьях набухли почки, и совсем скоро появятся первые листья. Как вы думаете, какое наступило время года?

Дети: Весна.

Логопед: Верно.

2. Приход гостя

Логопед: Сегодня к нам в гости снова пришла обезьянка Ши-Ши, она живёт в далёкой жаркой стране, где всегда лето. Она никогда не видела весну и просит вас рассказать ей о признаках весны.

3. Просмотр мультимедийной презентации «Весна. Признаки весны», ответы на вопросы логопеда

Логопед: Слушай внимательно, Ши-Ши. А ребята нам будут помогать рассказывать.

Зимой солнце светит ярко, на улице тепло (рис. 1).

*

Рисунок 1

На крышах образуются сосульки (рис. 2).

*

Рисунок 2

Солнце пригревает, и сосульки начинают таять. Вода капает. Такое явление называется «капель». Послушайте капель. (Логопед открывает аудиофайл «Капель», дети слушают)

Тает снег, бегут ручьи (рис. 3).

*

Рисунок 3

Послушайте, как журчит весенний ручей. (Логопед открывает аудиофайл «Ручей», дети слушают)

Весной на реках тает, трескается, ломается лёд и плывёт, «сходит», «идёт» по реке. Это явление называется «ледоход» (рис. 4). Посмотрите на экран и послушайте, как трещат льдины, когда ломаются и сталкиваются друг с другом. (Логопед открывает аудиофайл «Ледоход», дети слушают)

, как называется явление, когда лёд тает и «сходит» вниз по реке?

Ребёнок: Это ледоход.

*

Рисунок 4

Появляется молодая зелёная травка (рис. 5).

*

Рисунок 5

Расцветают первые цветы: подснежники (рис. 6, мать-и-мачеха.

*

Рисунок 6

Весной на деревьях набухают почки, и появляются листья (рис. 7).

*

Рисунок 7

Весной из тёплых стран прилетают птицы (рис. 8). Они строят гнёзда, высиживают птенцов, звонко поют песни. Послушайте. (Логопед открывает аудиофайл «Птицы». Дети слушают)

*

Рисунок 8

Весной просыпаются медведь (рис. 9) и ёж (рис. 10).

*

Рисунок 9

*

Рисунок 10

Заяц сменил свою шубку: Зимой он был белый, а весной становится серый. Вот какой был зайчик зимой, а вот какой он стал весной (рис. 11).

*

Рисунок 11

Белка весной тоже меняет шубку (рис. 12). Зимой она была серая, а весной становится рыжая. Посмотрите, какая белочка была зимой, а какая стала весной.

*

Рисунок 12

Люди весной надевают лёгкую одежду: куртку, плащ и резиновые сапоги (рис. 13).

*

Рисунок 13

Дети на улице весной пускают кораблики (рис. 14, прыгают через скакалку, катаются на самокате, рисуют мелом на асфальте (рис. 15).

*

Рисунок 14

*

Рисунок 15

Вот какой замечательный рассказ у нас получился. Молодцы.

(Логопед открывает аудиофайл «Ручей»)

Ой, ребята, послушайте внимательно. Что вы слышите?

Дети: Ручей. (Журчит ручей).

Логопед: Правильно. Это ручеёк приглашает нас поиграть.

4. Подвижная игра «Солнышко»

Логопед предлагает детям встать за стульчики и поиграть.

Солнышко, солнышко,

Золотое донышко.

Гори, гори ясно,

Чтобы не погасло. Идут по кругу, взявшись за руки.

Побежал в саду ручей, Бегут по кругу друг за другом на носочках.

Прилетели сто грачей, Бегут, взмахивая руками как крыльями.

А сугробы тают, тают, Медленно приседают

А цветочки подрастают. Тянутся вверх, встав на носочки и подняв руки.

Логопед: Молодцы, присаживайтесь на свои места.

5. Связный рассказ по опорной схеме

Логопед: А теперь проверим, как вы запомнили все признаки весны (рис. 16). Вместе составим рассказ., выйди, пожалуйста, к доске, возьми указку и расскажи о весне.

Конспект занятия по формированию лексико-грамматических категорий и развитию связной речи в логопедической группе «Весна»

Рисунок 16

Ребёнок 1: Весной солнце светит ярко, греет. На крышах образуются сосульки. Снег тает. Бегут ручьи.

Логопед. Молодец., продолжи, пожалуйста, рассказ.

Ребёнок 2: Весной тает лёд. Расцветают первые цветы – подснежники. На деревьях появляются листья. Весной из тёплых краёв прилетают птицы.

Логопед. Молодец, присаживайся., продолжи, пожалуйста, рассказ.

Ребёнок 3: Медведь и ёжик весной просыпаются. Заяц меняет шубку: зимой он был белый, а сейчас становится серый. Белка тоже меняет шубку: зимой она была серая, а весной становится рыжая.

Логопед: Замечательно, молодец., закончи рассказ о весне.

Ребёнок 4: Люди весной надевают лёгкую одежду и обувь: плащ, резиновые сапоги. Дети на улице прыгают через скакалку, пускают кораблики, рисуют цветными мелками на асфальте, катаются на самокате.

Логопед: Молодцы. Ребята, а про какое время года мы сейчас рассказывали?

Дети: Про весну.

Логопед: Правильно. Посмотрите ещё раз на картинки. Что мы сейчас называли, что это (логопед обводит рукой все карточки-схемы на магнитной доске?

Дети: Это признаки весны.

Логопед: Верно.

6. Игра «Что перепутал художник?»

Логопед помещает на коврограф сюжетную картину.

Логопед. Вот такую картину нарисовала наша Ши-Ши. Она ведь не знала ещё про весну и сделала ошибки. Посмотрите внимательно на картину и подумайте, что на ней нарисовано неправильно. Чего не бывает весной?

1-й ребенок. Весной мороз не рисует на стёклах узоры.

2-й ребенок. Не загорают.

3-й ребенок. Медведь не спит в берлоге.

4-й ребенок. На деревьях нет жёлтых листьев.

Логопед. Хорошо. А что правильно нарисовала Ши-Ши?

1-й ребенок. Бегут ручьи. Дети пускают кораблики.

2-й ребенок. Расцвели подснежники.

3-й ребенок. На деревьях набухают почки.

4-йребенок. Прилетают птицы.

Логопед. Вы очень хорошо рассказали. Теперь Ши-Ши всё знает о весне и не будет ошибалься. Спасибо вам, ребята.

7. Итог занятия (с мячом)

Логопед: Давайте вспомним, что мы сегодня делали?

1-й ребенок: Мы играли с обезьянкой.

2-й ребенок: Мы рассказывали про весну.

3-й ребенок: Мы рассматривали листья.

4-йребенок: Мы искали лишние картинки.

Обезьянка: Ребята, вот теперь я всё-всё узнала про зиму. Спасибо вам большое.

Логопед: Молодцы, ребята. Мне очень понравилось, как Настя называла листья, как Лена рассказывала про весну, как Коля играл в игру «Солнышко» и как Рома находил лишние картинки. Вы сегодня очень хорошо занимались.

Попрощайтесь с Ши-Ши.

Дети: До свидания.

Логопед: А теперь можете тихо встать, задвинуть стульчики и идти в групп

Прикреплённые файлы:

vesna-korshunova-ev_urf6d.ppt | 7070,5 Кб | Скачан: 389
 
Публикации по теме:

«Формирование и развитие лексико-семантической стороны речи у детей с ОНР через дидактические игры» Данный опыт раскрывает систему работы по формированию и развитию лексико-семантической стороны речи у детей с ОНР и может быть использован.

Дидактическая игра «Занимательная улитка» для развития речи детей дошкольного возраста.Дидактическая игра «Занимательная улитка» для развития речи детей дошкольного возраста. Дидактическая игра "Занимательная улитка" предназначена для детей среднего и старшего дошкольного возраста. Направлена на развитие фонематического.

Библиотека изображений:
  • Весна
  • Весна
  • Весна
Автор публикации:
Конспект занятия по формированию лексико-грамматических категорий и развитию связной речи в логопедической группе «Весна»
Опубликовано: 19 февраля 2013 в 14:33
+11Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 10.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Обобщение педагогического опыта.
Обобщение педагогического опыта по теме «Организация кружковой работы, как средство формирования экологической культуры детей дошкольного возраста». Всё...
Консультация «Чтобы научиться петь, надо петь» по методике Т. Э. Тютюнниковой
Консультация: «Чтобы научиться петь, надо петь! » ( по методике Т. Э. Тютюнниковой) Подготовила: музыкальный руководитель МБДОУ д/с №1 г. Лебедянь...
Фотоотчёт «Домик»
Здравствуйте. Сегодня хочу показать вам мастер-класс по изготовлению небольшого домика для настольных игрушек в нашей группе. Также можно его использовать в...
Фотоотчёт о мастер-классе для детей и родителей «Сделаем мир ярче» в нетрадиционной...
Цель: создание условий для овладения нетрадиционными техниками рисования родителями и детьми с последующим применением в совместной деятельности. Задачи: •...
Конспект занятия по песочной терапии для детей младшей группы (подгруппа детей)
Конспект занятия по песочной терапии для детей младшей группы ( подгруппа детей) Цель: Создание условий для развития у детей активности и любознательности в...