Елена Коршунова
Конспект занятия по формированию лексико-грамматических категорий и развитию связной речи в логопедической группе «Весна»
▼ Скачать + Заказать документы
Целевая группа : старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня.
Цель: Закрепление представлений о смене времен года. Уточнение и расширение словаря по теме «Весна».
Задачи:
Образовательные задачи:
• Формирование умения отвечать на вопросы по картине (развитие диалогической речи).
• Обучение составлению рассказа по серии картинок.
• Формирование целостного впечатления об изображенном на серии картинок.
Коррекционно-развивающие задачи :
• Повышение речевой активности.
Публикация «Конспект занятия по формированию лексико-грамматических категорий и развитию связной речи в логопедической группе „Весна“» размещена в разделах
- Весна. Все материалы на весеннюю тему
- Весна. Конспекты занятий, НОД на весеннюю тему
- Весна. Конспекты по развитию речи
- Весна. Работа логопеда. Логопедические занятия
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические занятия
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» февраль 2013
• Развитие связной речи.
• Развитие лексико-грамматических категорий : образование притяжательных прилагательных.
• Развитие слухового внимания, зрительного восприятия, мышления.
• Развитие общей и мелкой моторики.
Воспитательные задачи:
• Формирование положительной установки на занятие.
• Воспитание навыков общения, взаимодействия, чувства доброжелательности.
Оборудование: Персональный компьютер, мультимедийная презентация «Весна. Признаки весны», засушенные листья дуба, рябины, берёзы и клёна; мягкая игрушка «Обезьянка Ши-Ши», опорная схема для составления связного рассказа, магнитная доска, магниты, коврограф, мольберт, картинки на липучках с признаками времён года, мяч.
Предварительная работа: Разучивание подвижной игры «Солнышко».
Методические приё мы: вопросы к детям, беседа, договаривание фразы, многократное проговаривание, игровая мотивация, сюрпризный момент, использование картинок-схем для составления связного рассказа, демонстрация предметных картинок, звуков, демонстрация действий с речевым сопровождением.
План:
1. Организационный момент; дидактическая игра «Какой лист?»;
2. Приход гостя;
3. Просмотр мультимедийной презентации «Признаки весны», ответы на вопросы логопеда;
4. Подвижная игра «Солнышко»;
5. Связный рассказ по опорной схеме;
6. Игра «Что перепутал художник?»;
7. Итог занятия.
Ход занятия
1. Организационный момент
Дети входят в кабинет и встают около стульчиков перед столом, на котором лежат сухие листья.
Логопед. Посмотрите, пожалуйста, что у вас на столах? Дети: Листья. Давайте посмотрим, какие это листья.
Логопед : Настя, с какого дерева твой листок?
Ребё нок: С дуба.
Логопед : Правильно. Значит он какой?
Ребё нок: Дубовый. (Убирает лист.)
Логопед : Лена, а с какого дерева твой листок?
Ребё нок: С клёна.
Логопед : Правильно. Если лист с клёна, то он какой?
Ребё нок: Кленовый.
Логопед : Верно. (Убирает лист.)
Аналогично опрашиваются все дети.
Ребята, уже растаял снег, зазеленела первая травка, на деревьях набухли почки, и совсем скоро появятся первые листья. Как вы думаете, какое наступило время года?
Дети: Весна.
Логопед : Верно.
2. Приход гостя
Логопед : Сегодня к нам в гости снова пришла обезьянка Ши-Ши, она живёт в далёкой жаркой стране, где всегда лето. Она никогда не видела весну и просит вас рассказать ей о признаках весны.
3. Просмотр мультимедийной презентации «Весна. Признаки весны», ответы на вопросы логопеда
Логопед : Слушай внимательно, Ши-Ши. А ребята нам будут помогать рассказывать.
Зимой солнце светит ярко, на улице тепло (рис. 1).
*
Рисунок 1
На крышах образуются сосульки (рис. 2).
*
Рисунок 2
Солнце пригревает, и сосульки начинают таять. Вода капает. Такое явление называется «капель». Послушайте капель. (Логопед открывает аудиофайл «Капель», дети слушают)
Тает снег, бегут ручьи (рис. 3).
*
Рисунок 3
Послушайте, как журчит весенний ручей. (Логопед открывает аудиофайл «Ручей», дети слушают)
Весной на реках тает, трескается, ломается лёд и плывёт, «сходит», «идёт» по реке. Это явление называется «ледоход» (рис. 4). Посмотрите на экран и послушайте, как трещат льдины, когда ломаются и сталкиваются друг с другом. (Логопед открывает аудиофайл «Ледоход», дети слушают)
, как называется явление, когда лёд тает и «сходит» вниз по реке?
Ребё нок: Это ледоход.
*
Рисунок 4
Появляется молодая зелёная травка (рис. 5).
*
Рисунок 5
Расцветают первые цветы: подснежники (рис. 6, мать-и-мачеха.
*
Рисунок 6
Весной на деревьях набухают почки, и появляются листья (рис. 7).
*
Рисунок 7
Весной из тёплых стран прилетают птицы (рис. 8). Они строят гнёзда, высиживают птенцов, звонко поют песни. Послушайте. (Логопед открывает аудиофайл «Птицы». Дети слушают)
*
Рисунок 8
Весной просыпаются медведь (рис. 9) и ёж (рис. 10).
*
Рисунок 9
*
Рисунок 10
Заяц сменил свою шубку: Зимой он был белый, а весной становится серый. Вот какой был зайчик зимой, а вот какой он стал весной (рис. 11).
*
Рисунок 11
Белка весной тоже меняет шубку (рис. 12). Зимой она была серая, а весной становится рыжая. Посмотрите, какая белочка была зимой, а какая стала весной.
*
Рисунок 12
Люди весной надевают лё гкую одежду: куртку, плащ и резиновые сапоги (рис. 13).
*
Рисунок 13
Дети на улице весной пускают кораблики (рис. 14, прыгают через скакалку, катаются на самокате, рисуют мелом на асфальте (рис. 15).
*
Рисунок 14
*
Рисунок 15
Вот какой замечательный рассказ у нас получился. Молодцы.
(Логопед открывает аудиофайл «Ручей»)
Ой, ребята, послушайте внимательно. Что вы слышите?
Дети: Ручей. (Журчит ручей).
Логопед : Правильно. Это ручеёк приглашает нас поиграть.
4. Подвижная игра «Солнышко»
Логопед предлагает детям встать за стульчики и поиграть.
Солнышко, солнышко,
Золотое донышко.
Гори, гори ясно,
Чтобы не погасло. Идут по кругу, взявшись за руки.
Побежал в саду ручей, Бегут по кругу друг за другом на носочках.
Прилетели сто грачей, Бегут, взмахивая руками как крыльями.
А сугробы тают, тают, Медленно приседают
А цветочки подрастают. Тянутся вверх, встав на носочки и подняв руки.
Логопед : Молодцы, присаживайтесь на свои места.
5. Связный рассказ по опорной схеме
Логопед : А теперь проверим, как вы запомнили все признаки весны (рис. 16). Вместе составим рассказ., выйди, пожалуйста, к доске, возьми указку и расскажи о весне.
Рисунок 16
Ребё нок 1: Весной солнце светит ярко, греет. На крышах образуются сосульки. Снег тает. Бегут ручьи.
Логопед. Молодец., продолжи, пожалуйста, рассказ.
Ребё нок 2: Весной тает лёд. Расцветают первые цветы – подснежники. На деревьях появляются листья. Весной из тёплых краёв прилетают птицы.
Логопед. Молодец, присаживайся., продолжи, пожалуйста, рассказ.
Ребё нок 3: Медведь и ёжик весной просыпаются. Заяц меняет шубку: зимой он был белый, а сейчас становится серый. Белка тоже меняет шубку: зимой она была серая, а весной становится рыжая.
Логопед : Замечательно, молодец., закончи рассказ о весне.
Ребё нок 4: Люди весной надевают лё гкую одежду и обувь: плащ, резиновые сапоги. Дети на улице прыгают через скакалку, пускают кораблики, рисуют цветными мелками на асфальте, катаются на самокате.
Логопед : Молодцы. Ребята, а про какое время года мы сейчас рассказывали?
Дети: Про весну.
Логопед : Правильно. Посмотрите ещё раз на картинки. Что мы сейчас называли, что это (логопед обводит рукой все карточки-схемы на магнитной доске?
Дети: Это признаки весны.
Логопед : Верно.
6. Игра «Что перепутал художник?»
Логопед помещает на коврограф сюжетную картину.
Логопед. Вот такую картину нарисовала наша Ши-Ши. Она ведь не знала ещё про весну и сделала ошибки. Посмотрите внимательно на картину и подумайте, что на ней нарисовано неправильно. Чего не бывает весной?
1-й ребенок. Весной мороз не рисует на стёклах узоры.
2-й ребенок. Не загорают.
3-й ребенок. Медведь не спит в берлоге.
4-й ребенок. На деревьях нет жёлтых листьев.
Логопед. Хорошо. А что правильно нарисовала Ши-Ши?
1-й ребенок. Бегут ручьи. Дети пускают кораблики.
2-й ребенок. Расцвели подснежники.
3-й ребенок. На деревьях набухают почки.
4-йребенок. Прилетают птицы.
Логопед. Вы очень хорошо рассказали. Теперь Ши-Ши всё знает о весне и не будет ошибалься. Спасибо вам, ребята.
7. Итог занятия (с мячом)
Логопед : Давайте вспомним, что мы сегодня делали?
1-й ребенок: Мы играли с обезьянкой.
2-й ребенок: Мы рассказывали про весну.
3-й ребенок: Мы рассматривали листья.
4-йребенок: Мы искали лишние картинки.
Обезьянка: Ребята, вот теперь я всё-всё узнала про зиму. Спасибо вам большое.
Логопед : Молодцы, ребята. Мне очень понравилось, как Настя называла листья, как Лена рассказывала про весну, как Коля играл в игру «Солнышко» и как Рома находил лишние картинки. Вы сегодня очень хорошо занимались.
Попрощайтесь с Ши-Ши.
Дети: До свидания.
Логопед : А теперь можете тихо встать, задвинуть стульчики и идти в групп