«Формирование и развитие лексико-семантической стороны речи у детей с ОНР через дидактические игры»

Юлия Петренко
«Формирование и развитие лексико-семантической стороны речи у детей с ОНР через дидактические игры»

Данный опыт раскрывает систему работы по формированию и развитию лексико-семантической стороны речи у детей с ОНР и может быть использован как логопедами, так и педагогами коррекционных групп.

Формирование лексических навыков приводит к точности словоупотребления и расширению лексических возможностей.

Понимание смысловой стороны слова актуализирует словарный запас у детей.

Логопедическая работа осуществляется по следующим направлениям:

1. Расширение объема словаря.

Обогащение словаря осуществляется на материале имен существительных, прилагательных, глаголов, наречий.

Работа над новым словом включает следующие этапы:

1) Уточнение связи звукового образа слова со зрительным, слуховым и образом денотата (предмета, признака, действия).

2) Уточнение звукового образа слова, звуковой анализ слова.

3) Выделение семантических признаков данного слова.

4) Введение данного слова в определенное семантическое поле и уточнение парадигматических связей данного слова в системе парадигматических связей внутри семантического поля.

5) Закрепление значения данного слова в контексте (словосочетании, предложении, закрепление синтагматических связей данного слова.

2. Формирование структуры значения слова.

При формировании структуры значения

слова нужно учить детей дифференцировать

значения слов на основе признаков

противопоставления, сходства, аналогии и др.

3. Развитие лексической системности и семантических полей.

Нормирование лексической системности тесно связано с развитием логических операций: классификации, сериации, анализа, синтеза, сравнения, обобщения.

4. Формирование синтагматических связей слова.

Формирование синтагматических связей слова предполагает точное употребление слова в речевом потоке, в словосочетаниях и в предложениях.

5. Развитие словообразования.

Формирование словообразования осуществляется в три этапа:

1 этап - закрепление словообразования наиболее продуктивных моделей;

2 этап – работа над словообразованием менее продуктивных моделей;

3 этап – уточнение значения и звучания непродуктивных словообразований.

При формировании словообразования широко используется прием сравнения, который осуществляется в 2–х планах:

- сравнение слов с одинаковым словообразующим аффиксом: уточняется, что общего в этих словах по значению и звучанию;

- сравнение родственных слов.

6. Уточнение грамматического значения слова.

Уточнение грамматических значений: частей речи, одушевленности и неодушевленности, числа, рода и некоторых падежных значений существительных.

Публикации по теме:

Буклет «Скоро в школу» Буклет "Скоро в школу" содержит игровые приемы для использования взрослых (родителей, педагогов)в работе с детьми старшего дошкольного возраста.

Формирование зрительного восприятия и его коррекция в процессе ознакомления с окружающим детей раннего возраста.Формирование зрительного восприятия и его коррекция в процессе ознакомления с окружающим детей раннего возраста. Среди всех психических процессов главная роль в раннем возрасте принадлежит восприятию. Поведение и сознание детей этого возраста целиком.

Библиотека изображений:
  • Времена года и погода
  • Экология
  • Тело, организм, эмоции
Автор публикации:
«Формирование и развитие лексико-семантической стороны речи у детей с ОНР через дидактические игры»
Опубликовано: 11 января 2013 в 20:31
+38Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 33.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Фото отчет тематического дня «Хлеб — наше богатство» (к всемирному Дню хлеба)
В нашей группе мы с ребятами провели тематический день «Хлеб – наше богатство». Одним из самых популярных продуктов питания является хлеб. Ежедневно ( на...
Эссе «Моя профессия — музыкальный руководитель»
В жизни каждого из нас наступает такой день, когда нужно выбирать свою дорогу. И от того каким будет этот выбор – зависит порой вся наша жизнь. Меня моя...
Игра КВН «Все обо всем». Открытое занятие в подготовительной группе
МБДОУ «Детский сад комбинированного вида «Колосок» с. Майма» Итоговое интегрированное занятие в подготовительной группе Игра «КВН» «Все обо всем»....
Фотоотчет об экскурсии, ученики 1–4 класс «Экскурсия туда, где овчинка выделки стоит!»
Овчинно-меховая фабрика в следующем году отметит свое 120 -летие. Почтенный возраст. Одна из немногих по стране , переживших и лихие 90-е и голодные нулевые,...
Исследовательский проект «Космический огород»
Исследовательская проект на тему: «Космический огород». Секция: экспериментально - опытническая деятельность ( овощеводство. Руководители: Черникова...