Юлия Петренко
«Формирование и развитие лексико-семантической стороны речи у детей с ОНР через дидактические игры»
▼ Скачать + Заказать документы
Данный опыт раскрывает систему работы по формированию и развитию лексико-семантической стороны речи у детей с ОНР и может быть использован как логопедами, так и педагогами коррекционных групп.
Формирование лексических навыков приводит к точности словоупотребления и расширению лексических возможностей.
Понимание смысловой стороны слова актуализирует словарный запас у детей.
Логопедическая работа осуществляется по следующим направлениям:
1. Расширение объема словаря.
Публикация «„Формирование и развитие лексико-семантической стороны речи у детей с ОНР через дидактические игры“» размещена в разделах
- Дидактические игры
- ОНР. Общее недоразвитие речи
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2013
Обогащение словаря осуществляется на материале имен существительных, прилагательных, глаголов, наречий.
Работа над новым словом включает следующие этапы:
1) Уточнение связи звукового образа слова со зрительным, слуховым и образом денотата (предмета, признака, действия).
2) Уточнение звукового образа слова, звуковой анализ слова.
3) Выделение семантических признаков данного слова.
4) Введение данного слова в определенное семантическое поле и уточнение парадигматических связей данного слова в системе парадигматических связей внутри семантического поля.
5) Закрепление значения данного слова в контексте (словосочетании, предложении, закрепление синтагматических связей данного слова.
2. Формирование структуры значения слова.
При формировании структуры значения
слова нужно учить детей дифференцировать
значения слов на основе признаков
противопоставления, сходства, аналогии и др.
3. Развитие лексической системности и семантических полей.
Нормирование лексической системности тесно связано с развитием логических операций : классификации, сериации, анализа, синтеза, сравнения, обобщения.
4. Формирование синтагматических связей слова.
Формирование синтагматических связей слова предполагает точное употребление слова в речевом потоке, в словосочетаниях и в предложениях.
5. Развитие словообразования.
Формирование словообразования осуществляется в три этапа:
1 этап - закрепление словообразования наиболее продуктивных моделей;
2 этап – работа над словообразованием менее продуктивных моделей;
3 этап – уточнение значения и звучания непродуктивных словообразований.
При формировании словообразования широко используется прием сравнения, который осуществляется в 2– х планах:
- сравнение слов с одинаковым словообразующим аффиксом: уточняется, что общего в этих словах по значению и звучанию;
- сравнение родственных слов.
6. Уточнение грамматического значения слова.
Уточнение грамматических значений: частей речи, одушевленности и неодушевленности, числа, рода и некоторых падежных значений существительных.