Ирина Вотинцева
«Зима». Конспект занятия по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект открытого логопедического занятия по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи в старшей логопедической группе по теме «Зима»
Автор: учитель-логопед Вотинцева И. А.
ГБДОУ д/с №52 Калининского района г. Санкт- Петербург
2013г
Коррекционно-образовательные цели:
Совершенствовать навыки языкового анализа : умение дифференцировать гласные и согласные звуки речи; совершенствовать количественный слоговой анализ слов.
Публикация «„Зима“, Конспект занятия по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи в старшей группе» размещена в разделах
- Зима
- Зима. Конспекты занятий по развитию речи
- Зима. Конспекты зимних занятий, НОД
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Старшая группа
- Темочки
Продолжать развивать грамматический строй речи : закреплять умение образовывать имена существительные при помощи уменьшительно- ласкательных суффиксов; умение правильно согласовывать все части речи в предложении в роде, числе, падеже и т. д.
Расширять активный словарь детей по лексической теме «Зима».
Закреплять умение давать развёрнутый ответ на вопрос логопеда, составлять предложения по предложенной теме.
Продолжать развивать умение координировать речь с движением, крупную моторику.
Коррекционно – развивающие цели :
Развитие зрительного внимания и восприятия, речевого слуха и фонематического восприятия, памяти, тонкой и общей моторики, координации речи с движением.
Коррекционно-воспитательные цели:
Формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности, воспитание любви к природе.
Оборудование: фланелеграф, предметные картинки по теме «Зима», мяч, магнитофон, подарки.
Дети входят под музыку…
Л - Здравствуйте дорогие ребята. Ребята, посмотрите, как много гостей сегодня к нам пришло. Давайте с ними поздороваемся. (Дети здороваются, садятся на свои места)
1. Л – Ребята, о каком времени года загадка?
Запорошила дорожки,
Разукрасила окошки.
Радость детям подарила
И на санках прокатила.
Д –Загадка о зиме.
Л - Правильно о зиме. Зима красивое время года, все переливается, искрится. С неба падают неповторимые белые снежинки. По утрам мороз на нашем окне рисует сказочные узоры. Давайте и мы с вами сегодня попробуем нарисовать сказочную, волшебную картину. Волшебную картину рисовать трудно. Но я думаю вы справитесь с такой задачей. Справитесь? (Дети отвечают).
Л- Какие приметы зимы вы знаете?
Д- Зимой идет снег. Солнце светит, но не греет. На земле лежат сугробы. (Л. Выставляет вырубные картинки: снежинки, маленькое солнышко, «сугробы».)
Д - Люди одевают тёплую одежду (Л. Выставляет вырубные картинки: шубу, шапку, варежки, валенки
Л - Какие зимние месяцы вы знаете?
Д- Декабрь, январь, февраль.
2. «Поймай слово».
Л -Сейчас я проверю внимательные ли вы ребята. Я буду называть слова, а вы хлопните в ладоши если услышите слово относящееся к зиме:
Бабочка, сугроб, лыжи, шуба, муравей, мороз, лед, сосулька, ромашка, санки, снеговик, ручеек, снежинка, коньки, валенки, велосипед, горка, снег, сандалии.
Л -Молодцы, внимательно меня слушали, справились с заданием!
3. Л -Скажите пожалуйста, какое из слов самое длинное:
Снег, санки, сосульки (дети называют)
Л - Давайте проверим (дети хлопают на каждый слог, считая их)
Лёд, снеговик, лыжи (дети называют, проверяют)
4. Л –Послушайте ещё загадку.
Мы слепили снежный ком,
Шляпу сделали на нем,
Нос приделали, и вмиг
Получился…
(Дети дополняют предложение-Снеговик.)
Л - Какие зимние забавы, игры вам нравятся? Что любите делать зимой? (Дети называют Л. Выставляет вырубные картинки: санки, лыжи, коньки, снежки.)
5.(Л. Выставляет двух снеговиков)
Л - Посмотрите у нас есть два снеговика, они разного размера. Один снеговичок маленький, а другой снеговик – обычного размера. Давайте сыграем в мяч. Я буду называть что есть у снеговика и кидать вам мяч, а вы в ответ назовете такую же часть маленького снеговичка и перекинете мне мяч обратно. Вот например у обычного снеговика нос, а у маленького – носик.
(Рот- Ротик, шарф- шарфик, глаза-глазки, сапоги- сапожки, шляпа- шляпка, пуговицы- пуговки, рукавицы- рукавички.)
6. Л -Молодцы, и с этим заданием справились.
Давайте теперь отдохнём. (Речь с движением.)
Дело было в декабре,
Стояла елка на горе,
А возле этой елки
Бродили злые волки.
Вот как-то раз,
Ночной порой,
Когда в лесу так тихо,
Встречают волка под горой
Зайчата и зайчиха.
Кому охота в Новый год
Попасться в лапы волку!
Зайчата бросились вперед
И прыгнули на елку.
Они прижали ушки,
Повисли, как игрушки.
Десять маленьких зайчат
Висят на елке и молчат.
Висят они на ёлке
Перехитрили волка.
Дело было в декабре, —
Подумал волк, что на горе
Украшенная елка.
(Л. Выставляет: волка, зайчат, воробьёв)
Л -Как животные готовятся к зиме?
Д- Животные делают запасы, впадают в спячку, меняют шубу.
Л - Какие птицы к нам прилетают?
Д - К нам прилетают: синицы, снегири. (Л. Выставляет картинки)
6.
Л - Скажите пожалуйста, какой праздник бывает зимой?
Д- Зимой мы празднуем Новый год.
Л - Правильно, в каждом доме, в каждой квартире ставят ёлку и украшают её. (Л. Выставляет ёлки) Ой, а наши то ёлки не наряжены. Давайте украсим ёлки волшебными шарами. Только сделать это нужно правильно. Чтобы выполнить следующее моё задание мы с вами должны вспомнить. Чем буквы отличаются от звуков? (Дети отвечают).
Л - Как называются звуки, которые произносятся с голосом и при произнесении которых воздух выходит через рот и не встречает преграды?
Д - Такие звуки называются гласные.
Л - Правильно, звуки же при произнесении которых воздух встречает преграду называются? (Дети дополняют предложение)
Л - Перед вами две ёлки, на ёлке с красной звездой все шары должны быть с картинками названия, которых начинаются с гласного звука, а на ёлке с синей звездой должны быть шары, названия которых начинаются с согласного звука. Чтобы случилось волшебство мы с вами не должны ошибиться. (Л. Раздаёт вырубные шары)
Дети по очереди подходят к фланелеграфу, называет что изображено, определяет первый звук, дают его характеристику, вешают шар на ёлку.
- Сейчас проверим. Если вы правильно выполнили задание произойдёт волшебство и все шары на одной ёлке будут красного цвета, а на другой синего. (Л. Переворачивает шары. Все шары д. б. одного цвета, соответствующего звезде).
- Молодцы справились с заданием.
7. - Посмотрите, у нас получилась настоящая картина. По которой мы можем рассказать о зиме. (Каждый ребёнок говорит одно предложение.)
8. Стук в дверь, входит Зима
З- Здравствуйте дети! Я зимушка- Зима. (Дети здороваются).
З - Я здесь кругом летала, заглядывала в окошки, слышала и видела, как вы хорошо выполняли задания. Слышала, как красиво обо мне, о Зиме говорили, вижу какую зимнюю картину нарисовали. Я решила вас отблагодарить за ваше старание, подарить вам подарки. (Зима дарит подарки, дети благодарят).
З - Загостилась я у вас, а дел у меня еще много. До свидания ребята. (Зима уходит).
Л- Молодцы ребята, все очень старались, со всеми заданиями справились, Зиму порадовали. Давайте попрощаемся с нашими гостями. (Дети прощаются и уходят).