Надежда Широких
Конспект занятия по ФЭМП «В стране шахматных чудес» с элементами обучения детей игре в шахматы подготовительной группы
▼ Скачать + Заказать документы
Программное содержание:
1. Закрепление счета в пределах 10.
2. Закрепление умения делить число 10 на две части.
3. Развивать умение взятию фигур противника, которая стоит под боем.
4. Закрепление названий шахматных фигур и правил движения ладьи.
5. Формировать умение детей ориентироваться на шахматной плоскости.
6. Развивать память, внимание и мышление.
Словарная работа:
Активизировать в речи слова: поля, белая ладья, черная ладья.
Предварительная работа: чтение сказки «Шахматная планета». Ю. В. Филиппова
Публикация «Конспект занятия по ФЭМП „В стране шахматных чудес“ с элементами обучения детей игре в шахматы подготовительной группы» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Математика. Конспекты занятий по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Подготовительная группа
- Шахматы. Конспекты шахматных занятий
- Шашки, шахматы. Материалы для обучения детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» март 2019
Индивидуальная работа: следить за тем, чтобы ребенок правильно выполнял ход ладьи (не перескакивая на соседнюю линию.)
Материал к занятию :
Демонстрационный : белые и черные воротники, шапочки белой и черной ладьи, игровое шахматное поле, магнитофон, песня «Звездная страна»
Раздаточный материал: шахматные доски и по 2 ладьи на каждое шахматное поле.
Методы и приемы: игровая мотивация, беседа. Объяснение, показ, игра.
Ход занятия.
Организационный момент.
Дети садятся на стульчики полукругом. Звучит музыка про звездную страну.
Воспитатель: Как интересно побывать в сказочной стране. А вы ребята хотели бы туда отправиться. Не очень-то просто попасть туда. Страна сказочная, и никакой самолет туда не доставит. Отгадайте, на чем же мы туда полетим?
Ответы детей : на самолете, на поезде и т. д.
Воспитатель: На воздушном шаре. Сколько всего нас? (дети считают)
Воспитатель: Но все мы туда не поместимся Нужно разделиться на две команды. Разделитесь на две команды, так чтобы вас стало поровну (дети делятся на две команды). По сколько человек в каждой команде? Как еще можно сказать? (поровну, одинаково)
Воспитатель: Для того чтобы нам выбраться в полет нам нужны капитаны для каждой команды. Капитан должен быть самый сообразительный, смелый. Попробуем, договорится так: каждый поочередно скажет, кого он считает самым смелым, отдаст ему свой квадратик (фишку). У кого окажется больше всех квадратиков, тот и станет капитаном
Воспитатель раздает командам фишки, белые и черные дети подсчитывают фишки и выбирают капитанов двух команд.
Воспитатель: капитаны поведут свой воздушный шар к звездной стране.
Все вмести расставляют модули (звезды, кометы, путь среди них обозначают веревкой. В конце пути шахматное поле (прикрытое тканью).
Воспитатель: Чтобы надуть шар нужно встать в круг лицом друг к другу. Чтобы у шара не было дыр, встанем тесно, прижавшись друг к другу, обняв друг друга за плечи. Разрывать руки нельзя, иначе шар лопнет. Капитаны, хорошо ли надуты шары.
Продвигаться надо мелкими шагами всем вместе. Капитаны поведут свои шары по лабиринту.
Звучит музыка.
В лабиринтах среди звезд
Путь у нас не так уж прост
.Вот созвездие Гончих Псов
Чуть подальше - Близнецов.
А мы выбираем вот эту
Симпатичную планету.
На нее скорей садимся.
Так, вокруг все оглядимся.
Разноцветия тут нет,
Только черно-белый цвет.
Клетки тут везде, квадраты,
Почему же так, ребята?
Дети: шахматы. Шахматная страна. Планета. Шахматное поле.
Воспитатель: Да прекрасно угадали. Что мы к шахматам попали.
Но почему-то здесь пусто.
На поле лежит мешочек с шахматами и запиской, в которой сказано «Шахматная планета заколдована. Все шахматные герои потеряли память, ничего не помнят. Они не могут защитить свою планету от нашествия злобных инопланетян».
Воспитатель: Ребята давайте поможем шахматной планете.
Сначала чтобы восстановить справедливость необходимо вспомнить название шахмат.
Игра «Назови фигуру»
Дети на ощупь определяют и называют попавшуюся фигуру (ферзь, король, ладья, слон, конь, пешка) из мешочка.
Воспитатель : Но чтобы оживить их надо выполнить еще одно задание. Необходимо разделить число 10 между шахматными фигурами. Пожалуйста, возьмите карточки на которых необходимо дорисовать столько пешек, чтобы вместе всех фигур получилось 10.
Дети берут карточки на состав числа 10.
Воспитатель: мы расколдовали шахматы, но ладья до сих пор не помнит, как она ходит, она не может двинуться с места.
Дети : ладья ходит только по прямым дорожка доски, вправо, влево, вперед, назад.
Воспитатель: А как далеко может ходить ладья за один ход?
Дети: ладья может ходить на одну клетку, а может и на несколько клеток по своей линии.
Игра «Большой прыжок»
(играют два ребенка одетые в шапочки ладьи, делают поочередно ходы через 4, 5, 6, полей).
Воспитатель: очень хорошо, ребята, как ладья ходит, шахматы вспомнили, а вот как она бьет? Бить это не значит делать больно, в шахматах фигуру противника аккуратно снимают с шахматной доски, а свою фигуру ставят на ее место (показ на макете).
Ладья может бить фигуру которая стоит под боем то есть на одной линии (показ).
Воспитатель: Ну а теперь, попробуем, сыграть в партию команда белых берет каждый по белой ладье, команда черных берет по черной ладье. Каждый пусть найдет себе пару, в которой будет белая и черная ладья.
Из каждой команды выбирается по одному игроку, им надеваются шапочки белой и черной ладьи, ставятся на шахматное поле.
Воспитатель: остальные ребята будут судьями. Они будут следить за выполнением правил: ходить по прямой линии, бить, если фигура встала на одну линию с противником.
Каждый ход рассматривается судьями, как правильный или неправильный, если ход не правильный значит фигуры возвращаются на позицию назад.
Воспитатель: ребята но ведь нам пора возвращаться на землю, ведь там нас ждут. Снова побывать на шахматной планете мы сможем в следующий раз, и продолжим наводить тут порядок. Капитаны готовьте шары к полету.
Воспитатель: Считаем от 10 до 1
Дети: Считают от10 до 1 (убавляя силу голоса) полетели.
Итог:
Воспитатель: Что интересного вы сегодня узнали, кому помогли?
Дети: Мы побывали на шахматной планете, возвратили память шахматным фигурам, научили ладью, как правильно ходить по шахматной доске.
Воспитатель: А сами вы узнали что-нибудь нового?
Дети: Мы узнали, как бьет ладья. Она бьет другую фигуру, которая оказалась на одной линии с ней.
Воспитатель: Молодцы. У меня есть разные похвалы (фишки). Каждый подумает и выберет похвалу для соседа слева.