Надежда Мезенцева
Конспект занятия по обучению грамоте (подготовительная группа)
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия по грамоте. Подготовительная группа.
ЦЕЛИ:
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ:
Продолжать учить детей проводить фонетический разбор слов, формировать умение понимать учебную задачу, выполнять ее самостоятельно. Закрепить знания о гласных и согласных звуках. Продолжить работу по подготовке руки ребенка к письму; выявить умения в подборе слов противоположных по смыслу, умение составлять сложные слова, разгадывать ребусы, загадки.
Публикация «Конспект занятия по обучению грамоте (подготовительная группа)» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Подготовительная группа
- Темочки
РАЗВИВАЮЩИЕ:
Развивать диалогическую речь, внимание, память. Умение слушать, слышать, отвечать на вопросы.
ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ: Воспитывать усидчивость, сдержанность, интерес к обучению.
МАТЕРИАЛ:
Волшебный мешочек, записка, буква «Н», клубок ниток, плакат «ГРАММАТИКА», мольберт, буквы: гласные, согласные, ребус, цветные карандаши, образец рисования зайца по клеткам, гриб (муляж, трафареты «грибы», схемы предложений, плакат с шарадой, кукла «Незнайка».
ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА:
Знакомство со звуками, буквами, разбор слов (ЗАС, составление слогов, слов, предложений по схеме. Беседа о домашних и диких животных, отгадывание загадок, рассматривание иллюстраций, решение ребусов, шарад.
Ход ЗАНЯТИЯ:
ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ
Вступительная беседа.
Ребята, сегодня по дороге в детский сад я нашла мешочек давайте посмотрим, что в нем (записка с карандашами). Посмотрите, бумага, а на ней изображены непонятные буквы. Из всех букв я узнала только одну, написанную внизу. А вы узнали эту букву?
Что она может обозначать?
Может быть это первая буква чего-то имени?
Да, мне тоже кажется, что это Незнайка прислал нам такую записку. Ведь он кроме буквы «Н» никакой другой не знает. Ребята, а в мешочке что-то есть клубочек. Смотрите, он прямо выскальзывает из моих рук. Идемте за ним. Он нас куда-то зовет. Клубочек привел нас в страну Грамматика. Послушайте сказку.
Жили в одной волшебной стране звуки. Страна эта была совсем крохотная, поэтому и жителей было в нем 31. 10 звуков были певцами, имели очень красивый голос. Вот послушайте их голоса: А, Я, У, Ю, Э, И,Е, Ы, О, Е. За их певучесть их прозвали гласными. Остальные 21 тоже были бодрыми и хорошими звуками, но петь не умели. Вот послушайте: М, Н, Л, Р, Й, В, Б, Г, Д, И Т. Д. Они очень дружили, во всем соглашались с гласными и назывались согласными. Много времени прошло с тех пор, как в волшебной стране появились звуки. Были они невидимками, зато любили петь. Однажды в этой стране появился волшебник, он захотел познакомиться с ее жителями, а когда узнал, что они невидимые, то очень огорчился. Но ведь он был волшебником, причем добрым. Решил он подарить каждому жителю по платью. Платья были совсем разные. Стоило его надеть, как звук становился видимым и превращался в букву. Букву можно видеть, изобразить, нарисовать, написать. Звуки - слышать, пропеть, произнести, сказать.
-Ребята, мы с вами с вами тоже знаем буквы. Давайте попробуем пальцем в воздухе написать свою любимую букву, а на ладошке, из собственных пальцев вы сможете изобразить букву?
-Посмотрите, у меня есть счетные палочки, семена фасоли, из них можно изобразить буквы?
-Попробуйте, значит, мы с вами тоже волшебники.
-Ребята, посмотрите, клубочек зовет нас дальше. (на мольберте буквы гласные и согласные).
-Как вы думаете буквы умеют дружить? Давайте посмотрим. (ставят буквы рядом).
-Что у нас получилось? (слоги).
-Прочитайте их.
-Ребята, нам кто-то составил ребус. Попробуем его отгадать?
Подсказка
«Часто к озеру напиться ходит рыжая…»
(лисица)
«И ушастый, и глазастый,
И пугаться горазд,
Заберется в куст и спит,
Кочерыжку съест и сыт.»
(заяц)
«Пришла копна
Спереди вилы
Сзади метла.
Помолчала,
Помычала -
Молочка дала.»
(корова)
«Не земледелец, не кузнец,
Не плотник,
А первый на селе работник».
(лошадь)
«С бородой, а не старик,
С рогами, не бык.
Не конь, а брыкается,
Доят, но не корова».
- Про кого эти загадки? Правильно, про животных.
-А кто такие животные?
Это существа, которые способны двигаться, дышать, питаться, размножаться.
-Какие бывают животные? (Дикие, домашние).
-Каких животных мы называем дикими?
- Каких называем домашними?
- Какие у нас получились слова? (коровы, собаки, лисы, козы, лошади).
- Какое слово оказалось лишним? Почему? (лиса - дикое животное).
-Давайте сделаем звуковой анализ этого слова.
А сейчас попробуем отгадать еще одну загадку.
Зверька узнаем мы с тобой
По двум простым приметам:
Он в шубке серенькой зимой,
А в рыжей шубке летом. (белка).
(работа на мольберте, замена букв).
-Клубочек зовет нас дальше. Отдыхаем?
Мы шагаем друг за другом
Лесом и зеленым лугом.
Крылья пестрые мелькают
Раз, два, три, четыре,
Полетели, закружили.
Ребята, мне кажется, я увидела где-то заячьи ушки.
(загадка про зайца)
Посмотрите: как называется игра?
Кто знает цаплю и козу,
Быстрее ум и зорче взгляд-
Спустите буквы в нижний ряд.
Да, это уши зайца, давайте нарисуем его по клеточкам.
В волшебной стране я нашла вот такой гриб. Какие грибы изображены на наших рисунках? Правильно, съедобные (толстая ножка, коричневая шляпка). Обведем коричневым карандашом и заштрихуем наклонными линиями, а ножки желтым карандашом и горизонтальными линиями.
Клубочек зовет нас дальше.
Ребята, я знаю, почему нас сюда привел клубочек. В русском языке есть слова, которые образуются из двух слов. Н - р, земля, трясти - землетрясение. Эти слова называют сложными.
-А вы сможете такие слова образовывать?
Пар + ход (пароход); сам + летит (самолет);
Лед + колоть (ледокол); кино + театр (кинотеатр);
Луна + ход (луноход); фото + аппарат (фотоаппарат);
Звезда + летать (звездолет); вода + провод (водопровод);
-Молодцы!
Клубочек покатился дальше и зовет нас за собой (на мольберте схемы предложений).
___? ___ ___ ?
Придумайте по ним предложения. Проговорите их с правильной интонацией.
Клубочек зовет нас дальше.
Отгадайте задуманные слова по начальным буквам заданных слов.
Верба шорты
Ель кино
Сон облако
Нора (весна) лоб (школа)
Астра ананас
-А что в ближайшем будущем ожидает нас? Буквы перепутались, расставьте их по местам.
Тапар колош
(парта) (школа)
Появляется Незнайка.
-Меня пригласили в страну «Грамматика», а я подумал, что не смогу справиться с заданиями и отправил вам записку. Спасибо, что помогли мне.
-Дети, мы все задания выполнили правильно. Но мы с вами не Незнайки, самые умные, правда? Давайте проверим.
Дидактическая игра «Самый умный» :
1. Вечнозеленое дерево?
2. Кто был первым космонавтом?
3. Для чего нужен микроскоп?
4. Кто любит сосать лапу?
5. Древнее животное огромных размеров?
6. У какого животного самая длинная шея?
7. Какое насекомое пьет кровь у человека?
8. Чем пользуются при чтении люди с плохим зрением?
9. Какие животные обитают на крайнем Севере?
10. Что ест зимой жаба?
11. Щука-это зверь или птица?
12. Как называется город, в котором мы живем?
13. Какой сегодня день недели?
14. Какое сейчас время года?
-Ребята, а сейчас давайте поиграем.
Скажу я слово высоко,
А ты ответишь (низко).
Скажу я слово далеко,
А ты ответишь (близко).
Скажу тебе я слово трус,
Ответишь ты (храбрец)
Теперь начало я скажу
Ну, отвечай (конец).
-Ребята, вам понравилось путешествие? Как вы думаете, мы уже всему научились? Почему нет? А можем ли мы взять с собой Незнайку?
Незнайка: «Я в подарок принес вам книгу, которую сам не смог прочесть. «Энциклопедия. Все обо всем»