Папки-передвижки

Конспект занятия по краеведению в подготовительной группе «Как мы искали Акбузата для Урала-батыра»

Александра Булатова
Конспект занятия по краеведению в подготовительной группе «Как мы искали Акбузата для Урала-батыра»

Конспект интегрированного занятия

по ознакомлению детей с культурой Башкортостана

в подготовительной группе

«Как мы искали Акбузата для Урала-батыра»

Составила и провела воспитатель высшей категории

Булатова Александра Владимировна

Программное содержание:

Публикация «Конспект занятия по краеведению в подготовительной группе „Как мы искали Акбузата для Урала-батыра“» размещена в разделах

1. Развивать у детей познавательный интерес к национальной культуре Башкортостана. 2. Расширять знания детей о красоте и богатстве родного края. 3. Обогащать словарный запас детей, отрабатывать произношение новых слов (хакал, кашмау, тюбетейка, Акбузат, Шурале, Яман-тау, Шульган-Таш, Якты-куль). 4. Углублять знания детей о башкирской национальной одежде; о декоративно-прикладном искусстве. 5. Расширять знания детей об устном народном творчестве башкир, учить выделять положительных или отрицательных героев, давать им нравственную характеристику. 6. Поддерживать у дошкольников интерес к башкирским народным подвижным играм. 7. Приобщать детей к башкирской национальной музыкальной культуре, через слушание части музыкального произведения. 8. Воспитывать эмоциональную отзывчивость, желание оказать помощь, быть верным другом. 9. Воспитывать гуманное, эмоционально-положительное, бережное, заботливое отношение к миру природы и окружающему миру в целом; развивать чувства эмпатии к объектам природы.

Методические приемы: - метод словесной передачи и слухового восприятия (легенды, предания, поговорки, вопросы, голоса птиц, музыкальные вставки); - метод наглядной передачи и зрительного восприятия (иллюстрации, птицы, деревья, макет горы, озера, сундук, одежда, амулеты); - метод практической передачи (трудовые действия); - создание ситуаций занимательности, познавательной игры; - анализ жизненных ситуаций; - методы контроля; - индивидуальная работа (конструирование); - экспериментирование (опыт очищения воды в природе); - технология управления интеллектуальным развитием старших дошкольников: развитие способности восприятия целостного образа из его частей (пространственное восприятие).

Оборудование и материалы:

Письмо, башкирская музыка, звучание курая, кукла Урал-батыр, конь Акбузат, амулеты, сундук с башкирской одеждой и украшениями, башкирский коврик, 8 гимнастических палок, иллюстрации пещеры «Шульган-Таш», фонарь, оборудование для опыта с водой (3 банки, чистая вода, грязная вода, салфетка с песком, иллюстрации полезных ископаемых и драгоценных камней Башкортостана, набивные мешочки, иллюстрации озерной рыбы, игра «Составь башкирский ковер», силуэты коней и крыльев, ножницы на каждого ребенка.

Ход занятия:

Воспитатель: Дети, сегодня у нас интересное путешествие. Вы будете путешествовать по родному краю, и вас ждут удивительные встречи.

(Звучит башкирская музыка, появляется письмо)

Воспитатель: Дети, мы получили письмо. «Здравствуйте, дорогие дети! К вам за помощью обращается Урал-батыр. Всегда со мной рядом был мой верный крылатый конь Акбузат. Но вот прошло время, и я потерял своего коня. Как же быть, где мне теперь найти Акбузата? Очень прошу, помогите мне! А помогут вам в поиске следы Акбузата. Но сначала вы должны найти сундук моей бабушки, внутри сундука лежит что-то очень важное»

Может кто-то из вас знает, кто такой Урал-батыр?

Дети: (ответы детей)

Воспитатель: Правильно, молодцы! Урал-батыр из мира легенд и сказок башкирского народа, победитель змей, драконов, многоголовых дэвов. Он обрызгал живой водой все вокруг и сделал природу бессмертной. Всегда с ним рядом был верный крылатый конь Акбузат.

Воспитатель: Как же быть, где нам теперь найти Акбузата? Скажите, ребята, а вы готовы помочь?

Дети: Да, готовы!

Воспитатель: Интересно, где же может быть сундук? Может он где-то рядом?

(Обращает внимание на сундук в центре зала)

Воспитатель: Наверно это тот самый сундук. Встаньте свободно, чтобы всем было видно. Сейчас мы его откроем.

(Достают от туда «камзол» – показываю детям).

Это женская одежда, как она называется? Она называется «камзол».

(Предлагаю потрогать и примерить одной из девочек.)

Полюбуйся на себя в зеркало.

– Кто запомнил, как называется эта жилетка?

(Спросить 2 – 3 ребенка).

Воспитатель: (Достаю тюбетейку) Кто знает что это? Как называется этот головной убор?

Да, это тюбетейка, мужской головной убор.

(лисья шапка, елян, чекмень)

Воспитатель: Посмотрите, здесь еще много интересных вещей. А это палас – башкирский коврик, он украшен башкирским национальным орнаментом, его соткали на ткацком станке. Посмотрите, а вот и шкатулка. Интересно, что же в ней? (Открываю)

Ой, какая красота! Это же амулеты, которые защищают людей от нечистой силы и злых духов (показываю всем детям).

Это амулеты. С красными бусами – амулеты для девочек, а с зелеными бусами амулеты для мальчиков. Я думаю, именно о них говорил нам Урал-батыр. Давайте поскорей наденем их, чтобы уберечься от злых духов. Вы чувствуете, что становитесь сильнее?

Дети: Да.

Воспитатель: Но прежде чем отправиться в путь, вам нужно проверить свои силы и решить, сможете ли вы справиться с трудностями. Предлагаю вам поиграть в башкирскую игру.

Игра «Перетяни палку»

Воспитатель: Хорошо, берите спортивные палки и вставайте парами, приготовились. 1, 2 – начинается игра. Крепко держите палку, опирайтесь пятачками, ох, какие сильные ребята, давай, давай!

Молодцы, теперь я не сомневаюсь, что вы самые сильные и смелые ребята. Пора нам в путь, друзья.

(Обращаю внимание детей на следы от копыт).

Точно, здесь побывал конь Акбузат, он оставил свой серебряный след и поскакал вон туда. Идемте по следам Акбузата.

(Идем по следам)

Воспитатель: Перед нами знаменитая Капова пещера, иначе ее называют Шульган-Таш. Это самая длинная и глубокая пещера Урала. Она известна не только в нашей республике, в стране, но и во всем мире.

Давайте туда войдем, только в пещере надо быть аккуратными, громко не разговаривать, пещера очень древняя.

(Дети входят в пещеру и останавливаются перед мольбертом)

Воспитатель: Внутри пещеры Шульган-Таш много разных огромных залов, каждый зал особенный. (Показываю на мольберте).

Вот зал – царство самой Снежной Королевы. Это (показываю) – возвышаются ледовые сталагмиты – такие сосульки, которые растут снизу вверх, они разнообразные по форме и размеру.

– Кто из вас запомнил, как называются пещерные сосульки, которые растут снизу вверх?

Дети: Сталагмиты.

Воспитатель: А сверху свисают тонкие и длинные сталактиты – сосульки, которые растут сверху вниз. Здесь очень красиво.

– Как называются сосульки, которые растут в пещере сверху вниз?

Дети: Сталактиты.

Воспитатель: Молодцы, правильно запомнили. Да, здесь очень красиво, можно долго любоваться и удивляться красоте ледяных фигур. Но темный ход впереди манит к себе, зовет к новым чудесам.

Воспитатель: В древности, первобытные люди не умели строить себе жилища. Вместо одежды использовали шкуры убитых зверей. Они жили в пещерах и вот такие рисунки оставили на скалах пещеры Шульган-Таш. Если посмотреть внимательно, можно догадаться, какие животные водились в первобытном лесу Башкортостана. (Рассматривание рисунков)

– Как ты думаешь, какое животное напоминает этот рисунок?

– А это кто, как ты думаешь?

Дети: Мамонт, дикая лошадь, носорог покрытый шерстью.

Воспитатель: Молодцы, а сейчас у нас в лесу Башкирии обитают эти животные?

Дети: Нет.

Воспитатель: А какие животные живут в лесах Башкирии теперь?

Дети: Лоси, лисы, медведи и т. д.

Воспитатель: Как вы много знаете, вот какие умные ребята. А нам пора выбираться из пещеры, вперед друзья.

Воспитатель: Ребята, перед нами целебный источник. Его называют Святой ключ. Посмотрите, здесь есть следы Акбузата, он наверно приходил напиться воды.

– Кто знает, что означает «целебный источник»?

Дети: Это там, где течет чистая вода, полезная.

Воспитатель: Конечно, чистая вода всегда полезна для всего живого.

Опыт с водой

Посмотрите внимательно сюда, как вы думаете, в каком сосуде (колбе) вода пригодна для питья?

– Почему ты решил, что именно из этого сосуда можно выпить воды?

Дети: Здесь чистая и прозрачная вода. А там грязная, мутная вода.

Воспитатель: Если человек загрязняет воду, должны пройти долгие годы, прежде чем она очистится.

А сейчас я вам покажу, как очищается вода в природе. Грязная вода проходит через песок, глину, камни и становится чистой, прозрачной.

Перед вами пустой стакан, а на горлышке я прикрепила салфетку с песком, если из сосуда с грязной водой налить воду на песок, посмотрите вниз, течет чистая вода, а на песке остается грязь вот так очищается вода в природе.

Воспитатель: Лечебные свойства этого источника выявились случайно проезжавшим мимо землемером, у которого болели глаза. Он умылся водой из источника и заметил, что его глаза перестали болеть. С этого момента весть о чудесном роднике разнеслась на всю округу, и за волшебные качества его назвали Святой ключ. Слепые могли видеть, порезы и раны заживали, пьющие эту воду люди очень долго не старели. Давайте, ребята, и мы попьем целебную воду, она нам даст сил и здоровья. (Дети пьют.) Чувствуете, сколько сил прибавилось?

Дети: Да.

Воспитатель: Природа нашего края настолько уникальна, что необходимо каждому из нас очень бережно к ней относиться.

Куда же направился Акбузат, куда же ведут дальше следы? (Идем по следу.)

Воспитатель: Значит, Акбузат поскакал в сторону той прекрасной горы, подойдем поближе.

Мы очень устали, давайте присядем на этой поляне.

(Дети садятся на приготовленные места).

Воспитатель: Перед нами гора Яман-тау. Яман-тау – каменистая зловещая гора. На ней много впадин. Она чаще всего окутана туманами, даже летом на ней холодно. Раньше местные жители боялись восходить на нее. В тумане мерещились им чудовища. Говорили: «Если попадешь на Яман-тау, назад не вернешься».

Стоял на вершине горы каменный столб, а рядом с ним находилось небольшое озеро, в котором будто бы жил змей-полоз, который мог превратиться в грозовую тучу. Потому люди боялись подниматься на Яман-тау с луками и стрелами – гнева оборотня боялись.

Говорят, что когда Яман-тау окутывает туман, наступает ненастье; когда же туман поднимается ввысь – следует ожидать хорошей погоды.

Гора Яман-тау – самая высокая гора в Башкортостане. Нередко нашу республику называют «жемчужиной Урала» и это потому, что она богата всеми дарами природы, а в недрах ее множество полезных ископаемых.

Какие полезные ископаемые вы знаете?

Здесь есть гранит (показ иллюстраций, каменный уголь, его используют как топливо, нефть, газ, мрамор, руды черных металлов, медный колчедан, кварц.

В Башкортостане немало драгоценных камней, малахит, яшма, горный хрусталь, золото. Изделия из драгоценных камней имеют мировую славу. Они хранятся во многих музеях мира.

Давайте поближе их рассмотрим. Вот тебе медный колчедан, тебе даю кварц, а тебе малахит и т. д.

Посмотрите внимательно, на свои камни… У каждого камня своя красота.

Воспитатель: Нам ребята, пора в путь, искать Акбузата. Перед нами горная река. А какие реки протекают у подножия горы Яман-тау?

Дети: Инзер.

Воспитатель: Какие реки Башкортостана вы ещё знаете?

Дети: Агидель Дема, Уршак, Ай, Карайдель, Юрюзань и т. д.

Воспитатель: Видите, здесь есть следы от копыт Акбузата, значит мы на верном пути.

Перед нами, ребята, одно из самых глубоких озер Башкортостана, озеро Якты-куль. С этим озером связана удивительная легенда. Говорят, в древности вокруг этого озера стояли непроходимые черные леса. Поселилась в этом озере темная сила – дракон – ялмауз. Губил он все живое вокруг, проглатывал людей, зверей, скот, пришедших на водопой. Даже птицы не могли пролететь над тем озером. От ужаса стал умирать лес, оглушительный треск стоял вокруг озера. Страшного дракона звали Мауыз, поэтому это озеро в древности люди называли Мауызы-куль, то есть «Озеро ненасытного дракона».

С тех пор прошло много веков. После великой битвы батыров темные силы ушли в далекие глубины и уже не беспокоили людей. Теперь это озеро люди называют «Якты-куль», в переводе «Светлое озеро».

Вода в озере «Якты-куль» поражает своей особенной прозрачностью и пронзительной чистотой.

Воспитатель: Посмотрите, какая чистая, прозрачная вода в озере, сколько интересных рыб водится в озере. Может, кто из вас может мне их назвать?

Игровое упражнение «Назови озерную рыбу»

Дети: Щука, карась, карп, окунь, сом.

Воспитатель: Молодцы, знаете озерных рыб. А дальше нам путь укажут следы Акбузата. (Дети идут по следам Акбузата)

Воспитатель: Мы попали в царство лесного духа – Шурале, Шурале такой проказник, он всегда строит козни путникам. Чувствуете, под ногами что-то шуршит, приподнимите-ка траву. Ой, да это же волшебный ковер, на котором можно летать, но что с ним, он же испорчен, это все проказы Шурале. Ребята, надо его починить, как это сделать. Вот и детали от ковра, берите их и принимайтесь за работу, старайтесь быть внимательными, смотрите, чтобы узор на ковре получился правильным, целым, только тогда на нем можно лететь.

Дидактическая игра «Составь башкирский ковер»

Воспитатель: Посмотрите, какой красивый башкирский ковер получился. Располагайтесь на ковре (стоя). Под волшебные звуки курая мы с вами полетим.

– Держитесь крепко друг за друга, чтобы никто из вас не упал вниз. Мы взлетели высоко, высоко, летим над полями и лесами, высокими горами. Как красива башкирская земля.

Воспитатель: Вот мы и прилетели на волшебное пастбище.

(Появляется Акбузат)

Посмотрите, это же конь Урала-батыра.

Урал-батыр : Как я рад, ребята, что вы мне помогли, без вашей помощи я бы не справился. Ребята, вы настоящие друзья. Недаром у нас в Башкортостане говорят: «У кого много друзей, у того много сил» Спасибо вам, до свидания!

Воспитатель: На волшебных лугах пасется еще много лошадей, конечно, они обыкновенные, без крыльев. Я хочу, чтобы у каждого из вас был свой крылатый конь, который будет помогать вам в будущем в исполнении вашей мечты. Подходите сюда, выбирайте себе коня, и я научу вас делать крылья для коня.

(Дети подходят к столам, выбирают подготовленные силуэты коней)

Конструирование из бумаги «Конь Акбузат»

Воспитатель: Вот теперь у каждого из вас свой крылатый конь Акбузат, он будет помогать вам в хороших и добрых делах и исполнению прекрасной мечты.

Публикации по теме:

«Север край неповторимый». Конспект интегрированного занятия по краеведению в подготовительной группе«Север край неповторимый». Конспект интегрированного занятия по краеведению в подготовительной группе Задачи: Образовательные: -Закрепить знания детей об особенностях природных условий тундры и об особенностях северного оленя. -Формировать.

Фотоотчёт о тематической выставке по краеведению в подготовительной группе «Край родной, навек любимый»Фотоотчёт о тематической выставке по краеведению в подготовительной группе «Край родной, навек любимый» Попова Валентина Фото отчёт о тематической выставке по краеведению в подготовительной группе : "Край родной, навек любимый". В этом году.

Конспект интегрированного занятия-путешествия «Как мы Солнышко искали»Конспект интегрированного занятия-путешествия «Как мы Солнышко искали» Открытое интегрированное занятие-путешествие «Как мы Солнышко искали» Интеграция образовательных областей: • Речевое развитие • Познавательное.

Конспект музыкального занятия «Как дети елочку искали» (средняя группа) Конспект музыкального занятия "Как дети елочку искали" (средняя группа) Цель: развитие музыкального воображения детей. Задачи: - развивать.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия по краеведению в подготовительной группе «Как мы искали Акбузата для Урала-батыра»
Опубликовано: 20 марта 2024 в 11:29
0Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.

4 мая. День чествования городов-героев. Передвижка «Города-герои»

 В преддверии 9 мая мы чествуем города-герои, проявившие массовый героизм и мужество в ходе Великой Отечественной войны. Расскажите детям о подвиге и доблести их предков!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД