Папки-передвижки

Конспект занятия по нравственно-патриотическому воспитанию «Как жили люди на Руси»

Наталья Давиденко
Конспект занятия по нравственно-патриотическому воспитанию «Как жили люди на Руси»

Конспект занятия по нравственно-патриотическому воспитанию

ЦЕЛЬ: Познакомить детей с предметами быта и традициями русского народа.

ЗАДАЧИ:

1. Закрепить знания детей о жилище на Руси, о предметах русского быта (печь,, ухват, чугун, горница, кут и т. д.)

2. Познакомить детей с избой- жилищем крестьянина.

3. Развивать связную монологическую речь.

4. Воспитывать любовь и уважение культуре и быту русского народа.

Публикация «Конспект занятия по нравственно-патриотическому воспитанию „Как жили люди на Руси“» размещена в разделах

Предварительная работа: рассматривание иллюстраций, разучивание народных игр, стихотворений, знакомство с русским фольклором, образовательной деятельности.

Словарная работа: ухват, прялка, чугунок, изба, горница.

Предварительная работа: рассматривание иллюстраций о старинных предметах быта, беседа о значении леса в жизни человека и изготовление домашней утвари. Разучивание пословиц и поговорок, разучивание народных игр. Чтение русских народных сказок.

Материал к занятию :

Мультимедийное устройство, запись русской народной песни, игры на ложках.

Целевой ориентир:

Умение поддерживать беседу, высказывать свою точку зрения, активно и доброжелательно взаимодействовать с педагогом и сверстниками.

Ход:

Звучит русская народная мелодия. Входят дети.

Воспитатель : Здравствуйте, гости дорогие! Много гостей, много и новостей. Из каких краев будете? Как страна называется в которой вы живете?

Дети: Россия!

Воспитатель : В старые давние времена наша страна не Россией звалась, а Русью великою.

Ребята я хочу предложить вам разрезные картинки, собрав которые, мы сможем узнать, о чем же у нас сегодня пойдет речь.

Игра «Разрезные картинки» (дети, сидя на ковре)

(дети делятся на 3 группы, где им предлагается собрать три картинки: изба, русская печь)

- Как вы думаете, о чем же у нас сейчас пойдет разговор? (о жизни на Руси, как жили в русской избе)

Ребята я вас приглашаю присесть на наши лавочки и как говорили раньше на Руси-«Сядем рядком, да поговорим ладком».

Воспитатель : Ребята. Послушайте пожалуйста стихотворение:

Русь деревянная-края дорогие,

Здесь издавна русские люди живут.

Они прославляют жилища родные,

Раздольные русские песни поют…

Воспитатель : А, знаете почему Русь называли деревянной (слайд избы)

Воспитатель : Правильно! Давным-давно на Руси люди строили себе дома из брёвен. Такие дома называли избами. И всё в избе было из дерева: и пол, и потолок, и мебель, и многое другое.

Воспитатель : Ребята, а как вы думаете, почему? (Потому что люди жили в окружении лесов, на Руси было много лесов).

Воспитатель : А ещё строили из брёвен, потому что дерево хорошо сохраняет тепло. Зимой в избе всегда было тепло, а летом, в жару было прохладно.

Изба состояла из одной комнаты (горница) поделенной перегородками, или как раньше называли – куты.

Центральное место в избе занимало некое строение о котором я загадаю загадку.

Послушайте и отгадайте:

«Летом спит,

Зимой горит,

Рот открывает

Что дают – глотает». (Печь) Слайд.

Печь - это сердце дома. Печь кормила семью, обогревала дом, на ней спали младшие детки и старики, сушили одежду. В русской печи готовили кашу, щи, пекли хлеб, пироги.

Между печью и стеной находился стряпной или бабий кут. Как встанет поутру хозяйка, так первым делом начинает растапливать печку. Печка – деревенская кормилица. Чем же могла печь накормить своих хозяев? (Ответы детей)

Воспитатель : Где находился в избе «бабий кут»? (Ответы детей)

Ребята давайте немножко разомнемся

Физминутка

Мальчики:

Мы работали, устали, (косят траву)

Только в праздник отдыхали – рубахи красны надевали, (показывают)

Пояском их подвязали.

Эй, подружки, выходите, (зовут движением руки)

На нас, нарядных, поглядите! (руки в стороны, выставляют ногу вперед)

Девочки:

А мы тоже наряжались, (руки в бока)

В хороводы собирались – губки красили морковкой, (показывают)

Угольком чертили бровки, щеки пудрили мукою и румянили свеклою.

Нас гулять ребята звали – сарафаны надевали, ленты в косы заплетали,

Лапти быстро надевали и скорей к парням бежали.

Воспитатель : Русская печь упоминается во многих русских сказках. Я буду загадывать, а вы отгадывайте, как называется сказка.

Мишка по лесу идет

Короб на спине несёт.

Внучка Маша напекла-

Несговорчивого Мишу

Вокруг пальца обвела…

«Маша и медведь». (Слайд).

У Алёнушки-сестрицы

Унесли братишку птицы.

Та с подружками играла,

Братца Ваню проморгала…

«Гуси-лебеди». (Слайд).

Он от бабушки ушёл,

Он от дедушки ушел.

Песни пел под синим небом,

Для лисы он стал обедом.

«Колобок». (Слайд).

Сидит парень на печи,

Уплетает калачи,

Прокатился по деревне

И женился на царевне.

«По щучьему веленью…». (Слайд).

Воспитатель : А еще в избе было много предметов-помощников, а какие – мы сейчас увидим:

1. «Чугунок» (Слайд).

Правильно-это чугунок. Он незаменим был в хозяйстве. По весу он очень тяжелый т. к. сделан из чугуна (железа). Особый вид металла, который мог выдержать любой огонь и никогда не бился.

2. «Ухват» (Слайд).

Возле печки всегда стоял ухват, которым хозяйка доставала горячий чугунок из печи со щами и кашей.

3. «Самовар». (Слайд).

За самоваром собиралась вся большая крестьянская семья, пили чай с медом, пирогами, блинами. Самовар стал СИМВОЛОМ добра, домашнего уюта и семейного покоя.

4. «РЕШЕТО». (Слайд).

Ситом сеяли муку, и тогда пироги получались очень пышными и мягкими.

5. «Прялка». (Слайд).

Долгими зимними вечерами хозяйка на ней пряла пряжу. А из неё затем вязали или ткали полотно и шили одежду.

6. «Лучина». (Слайд).

В давние времена не было электричества, поэтому люди пользовались лучинами.

Игра «Раньше-теперь»

Воспитатель : Мы с вами узнали, что в избе есть бабий кут, но есть ещё и мужской кут.

(показ презентации)

Он находится по другу сторону от входа – хозяйский, мужской кут, где стоял сундук и ларь. Ларь -. Его в старину называли «закрома», потому что в нём держали зерно, муку. А сундук - это большой ящик, окованный и закрытый на замок, использовался для хранения одежды и утвари. Здесь же стояли лавки, под ними хозяин хранил свой инструмент. Сундуки стояли на виду, чем больше сундуков, тем богаче считались хозяева.

Воспитатель :

Дети, для чего нужны были сундуки? (Ответы детей)

А что хранили в ларях? (Ответы детей)

(показ презентации)

Воспитатель : Дети, а как вы думаете, что это за место в избе? (Ответы детей)

Главный угол в избе назывался красным. В красном углу самом светлом и чистом, размещалась божница - полочка с иконами. Иконы украшали нарядным полотенцем «рушником». Входящий в избу обязательно снимал шапку поворачивался лицом к иконам, крестился и низко кланялся.

Дети, какие предметы находились в красном углу?

Дети: стол, лавки.

Воспитатель : Для чего? (Ответы детей (показ презентации)

Воспитатель : За столом собиралась вся семья. У каждого было свое место. За столом нельзя было громко разговаривать, смеяться, стучать по столу. Хозяин дома во время семейной трапезы сидел под образами. У каждого в семье была своя ложка, которую вырезали из дерева. Если есть деревянной ложкой пища становится ароматнее, вкуснее. Кушая деревянной ложкой никогда не обожжешься. И в гости ходили со своей ложкой. Даже поговорку сложили : «Запасливый гость без ложки не ходит».

А еще деревянные ложки на Руси были музыкальными.

Под музыку дети играют на ложках.

- А вот и наша «Ложка-говорунья». У кого в руках окажется, тот и ответ держать будет:

- Что нового вы узнали сегодня?

Воспитатель : Что интересного вы узнали на занятии?

Как назывался дом в древней Руси?

Как называется главная комната в избе?

Какая самая главная вещь в горнице?

Какие предметы быта вы запомнили?

Публикации по теме:

«В гости к кошке Мурке». Конспект занятия по нравственно-патриотическому воспитанию во второй младшей группе«В гости к кошке Мурке». Конспект занятия по нравственно-патриотическому воспитанию во второй младшей группе "В гости к кошке Мурке" конспект занятия Программное содержание: - подводить детей к умению называть свое имя и фамилию. - способствовать.

Конспект интегрированного занятия в мини-музее «Стоит изба из кирпича то холодна, то горяча» (Проект «Как жили люди на Руси»)Конспект интегрированного занятия в мини-музее «Стоит изба из кирпича то холодна, то горяча» (Проект «Как жили люди на Руси») Программное содержание:1. Учить детей отвечать на вопросы, развивать речь, внимание, память; 2. Упражнять в чтении потешек, в отгадывании.

Конспект НОД по нравственно-патриотическому воспитанию в старшей группе «Семейные обычаи на Руси»Конспект НОД по нравственно-патриотическому воспитанию в старшей группе «Семейные обычаи на Руси» Цель: Развивать чувство патриотизма и любви Родине. Расширять представление о старинных семейных обычаях. Задачи: Образовательные: 1. Воспитывать.

Конспект ООД по нравственно-патриотическому воспитанию «Служебные собаки» в подготовительной группе Образовательная область: познавательное развитие Тема: «Служебные собаки» Цель: создание условий для формирования представлений детей о.

Конспект открытого занятия по нравственно-патриотическому воспитанию во второй младшей группеКонспект открытого занятия по нравственно-патриотическому воспитанию во второй младшей группе Цель:Развивать нравственно-патриотическое воспитание у детей младшего дошкольного возраста. Задачи: 1. Обобщить знания детей о растительном.

Конспект занятия «Как раньше жили на Руси»Конспект занятия «Как раньше жили на Руси» НОД по образовательной области «Познание» «Как раньше жили на Руси» С презентацией к дидактической игре. Средняя группа Задачи: Приобщать.

Конспект занятия по нравственно-патриотическому воспитанию на тему «Моя семья» (младшая группа)Конспект занятия по нравственно-патриотическому воспитанию на тему «Моя семья» (младшая группа) Программное содержания: 1. Систематизировать представления детей о семье 2. Воспитывать привязанность ребенка к своему дому, любовь и заботливое.

Конспект занятия в старшей группе по нравственно-патриотическому воспитанию «Моя Родина»Конспект занятия в старшей группе по нравственно-патриотическому воспитанию «Моя Родина» Конспект занятия в старшей группе по нравственно - патриотическому воспитанию: «Моя Родина»Интеграция образовательных областей:«Коммуникация»,.

Фотоотчет о выставке «Русские народные куклы» в рамках проекта «Как жили люди на Руси»Фотоотчет о выставке «Русские народные куклы» в рамках проекта «Как жили люди на Руси» Здравствуйте дорогие коллеги! Наш проект " Как жили люди на Руси" долгосрочный, в его содержание входят разные мероприятия, в том числе.

Конспект занятия по нравственно-патриотическому воспитанию «Россия — Родина моя» для старшего дошкольного возрастаКонспект занятия по нравственно-патриотическому воспитанию «Россия — Родина моя» для старшего дошкольного возраста Цель: Закрепить знания детей о нашей стране, продолжать формировать представления о том, что наша страна – Россия. Систематизировать знания.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия по нравственно-патриотическому воспитанию «Как жили люди на Руси»
Опубликовано: 20 апреля 2022 в 21:05
+11Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
4 мая. День чествования городов-героев. Передвижка «Города-герои»

 В преддверии 9 мая мы чествуем города-герои, проявившие массовый героизм и мужество в ходе Великой Отечественной войны. Расскажите детям о подвиге и доблести их предков!

3 мая. День оформления окон к 9 мая. Передвижка «Окна День Победы»

9 мая всей страной отмечаем самый народный и трогательный праздник – День Победы. Украсим наши окна к этому дню красочными композициями, чтобы повсюду чувствовалась праздничная атмосфера.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД