МААМ-картинки

«Знакомство с казачьим костюмом». Занятие по ОО «Социально-личностное развитие» в подготовительной группе

Наталья Орлова
«Знакомство с казачьим костюмом». Занятие по ОО «Социально-личностное развитие» в подготовительной группе

ЗНАКОМСТВО С КАЗАЧЬИМ КОСТЮМОМ : МУЖСКИМ И ЖЕНСКИМ

Программное содержание:

1. Продолжать формировать представления об истории родного края:

углублять и уточнять представления о казачестве.

2. Продолжать знакомить с музеем, как с местом сохранения предметов

старины: познакомить с мужским и женским казачьим костюмом.

3. Развивать и обогащать словарь детей названиями одежды, её элементов,

украшениями, назначением.

Публикация «„Знакомство с казачьим костюмом“, Занятие по ОО „Социально-личностное развитие“ в подготовительной группе» размещена в разделах

4. Развитие внимания, памяти, воображения.

5. Воспитывать любовь к родной станице, чувство гордости за свой народ и

как высшую ценность – любовь к Родине через знакомство с историей и

традициями казачества.

Словарная работа:

активизация словаря: шаровары, бурка, папаха, газыри.

обогащение словаря: бешмет, черкеска, башлык, ,экспонат, экскурсовод.

Предметно развивающая среда :

Демонстрационный материал: ростовые куклы в национальных казачьих костюмах; знаки - правила поведения в музее»; презентация «казачья одежда»

Раздаточный материал: разрезные картинки с изображением деталей казачьей одежды.

Предварительная работа: беседа «Что такое музей», правила поведения в музее; об обычаях, традициях казаков проживающих на Ставрополье.

Ход деятельности:

I. Вводная – настроить детей на восприятия материала.

Собираю детей около себя и приглашаю посетить музей. А что такое музей?

Предполагаемый ответ детей. (Это учреждение, занимающееся собиранием, изучением, хранением предметов старины, истории, культуры).

- Как нужно себя вести в музей?

Показываю знаки правил поведения в музее.

Дети отвечают (не трогать предметы руками, не шуметь, говорить тихо.

- Сегодня я буду вашим экскурсоводом.

- Я расскажу о предметах, которые находятся в нашем музее. Предметы, которые находятся, в музее называются - экспонаты

- Предлагаю пройти к первому экспонату. Это ростовые куклы, которые одеты в национальные казачьи костюмы. Перед вами мужской и женский казачий костюм.

- Ребята, а кто такие казаки?

Предполагаемые ответы. (Это вольные люди, которые защищали Россию, воевали, охраняли границы).

Много было под корнями ветра

Шли они в пустынях и лесах.

Память о казачестве бессмертна,

Подвиги казачества в сердцах.

Сколько бед в дорогах повстречали

Те, кто шёл на Юг, Урал, в Сибирь…

Казаки Россию создавали

И создали даль её и ширь.

Путь тот не измерить в километрах,

Он пролёг сквозь моры, славу, страх.

Память о казачества бессмертна,

Подвиги казачества в сердцах.

II. Основная

2.1. Рассказ воспитателя и рассматривание казачьего костюма на экспонате.

- Верхняя часть костюма называется черкеска или чекмень – эта старинная казачья одежда надевалась поверх бешмета (рубахи). Черкеска напоминает по виду плащ с глубоким вырезом до талии впереди. На груди с двух сторон от выреза нашиты «патронташи», куда вставляются газыри (пустые патроны, а во время военных действий – настоящие боевые патроны. Есаул - главный казачий чин, имел право носить черкеску белого цвета, казаки – только черного. Бешмет - рубаха, которая надевалась под черкеску. Шьется бешмет из ткани разных цветов и оттенков, напоминает русскую рубах, воротник – стоика, отделывается вышивкой – галуном. Шаровары – штаны, брюки, сшитые из одного и того же материала, что и черкеска. По бокам пришиты лампасы - цвет их зависит от рода войск казака. Башлык – капюшон, надевался поверх папахи во время ненастной погоды. Бурка – плащ из шерсти, служит защитой от непогоды не только казака, но и лошади, когда он едет верхом. Папаха – особая гордость казака, головной убор, сшитый из овчины или каракуля (шкуры молодого ягнят). Верх папахи обшивается материалом того цвета, который установлен для определенного рода войск. Папаха хранилась в доме на видном месте и передавалась мужчинам в семье по наследству. Для каждого казака потерять папаху, кинжал или шапку – большой позор.

Позже появилась фуражка. На ногах казаки носили сапоги.

Обязательной атрибутикой к казачьей мужской одежде служило оружие: сабля, шашка, плеть, нагайка и кинжал. Рукоятка и ножны кинжала украшались изделиями из золота и серебра.

-Ребята это казачий костюм Терского казака круга, в который входит наши станичные казаки. Почему Терские, по наименованию реки Терек, ведь казаки селились возле реки, а река Терек является одной из самых больших рек Ставропольского края. И еще есть одно отличие Терских казаков : лампасы на шароварах, верхняя часть папахи, башлык и бешмет – синего цвета.

-Теперь рассмотрим одежду казачки. Девушки носили яркие разноцветные кофты с рюшами и оборками пришитые снизу. Юбки тоже были яркие и нарядные, длинные с орками, чтобы видно были только сапожки. На голове казачки носили яркие платки и косынки. Когда казачка в доме она надевала поверх юбки фартук, а когда выходила из дома – фартук снимался. Ценностью считалась длинная коса казачки, подчеркивающая ее красоту.

2.2. Презентация одежды казаков и казачки.

- Ребята теперь я предлагаю пройти в другой зал – видиозал, где мы с вами посмотрим слайды и рассмотрим одежду казака и казачки. Присаживайтесь.

Далее на экране появляются изображения и с комментариями рассматриваем одежду и её элементы.

2.3. Игра «Покажи и назови»

- Ребята, сейчас мы с вами поиграем в игру «Покажи и назови».

Цель - закреплять умение узнавать и называть неотъемлемые части одежды казака и казачки.

- Я буду называть части одежды казака и казачки, а вы мне должны показать, куда это нужно одевать:

Папаха - руки на голове.

Косынка - руки под подбородок.

Бешмет – руки на груди.

Шаровары - руки на коленях.

Черкеска – на груди.

Юбка - руки по бокам.

Башлык – руки за спину.

Бурка – руки на плечах.

- А теперь наоборот я показываю движения, а вы называете части одежды казака и казачки.

III. Заключительная – подведение итогов.

Игра «Собери картинку»

Цель – развивать внимание, память, воображение.

- Ребята, вот и заканчивается экскурсию по музею. И как приятно бывает экскурсоводу, когда посетители его внимательно слушали, узнали много интересного и познавательного, много запомнили. И я хочу вас проверить, что вы узнали, что запомнили? И в этом мне поможет игра «Собери картинку». Для этого вы должны поделиться на четыре команды. Каждой команде я дам по конверту. В конверте лежат разрезные картинки, которые вы должны собрать, поднять руку и сказать, какая часть одежды изображена?

Дети делятся на четыре команды и приступают к игре. Собрав картинку, команды называют деталь казачьего костюма.

- Наша экскурсия подошла к концу, благодарю вас за внимание. Жду следующей встречи, в нашем музее подготовлена выставка казачьей утвари.

Публикации по теме:

Календарно-тематическое планирование НОД блока «Родом из Донского края» в старшей группе Данное планирование разработано по программе "Родом из Донского края" Рабочая программа "Родом из Донского края" ОКТЯБРЬ Тема: С чего начинается.

Презентация к занятию «Украсим город родной»  (приложение к опубликованному ранее занятию) Конспект Цель: - углублять и уточнять представления о родном городе, вызвать желание заботиться о его красоте, воспитывать патриотические.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
«Знакомство с казачьим костюмом». Занятие по ОО «Социально-личностное развитие» в подготовительной группе
Опубликовано: 5 декабря 2014 в 14:33
+3Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
4 мая. День чествования городов-героев. Передвижка «Города-герои»

 В преддверии 9 мая мы чествуем города-герои, проявившие массовый героизм и мужество в ходе Великой Отечественной войны. Расскажите детям о подвиге и доблести их предков!

3 мая. День оформления окон к 9 мая. Передвижка «Окна День Победы»

9 мая всей страной отмечаем самый народный и трогательный праздник – День Победы. Украсим наши окна к этому дню красочными композициями, чтобы повсюду чувствовалась праздничная атмосфера.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД