Наталья Орлова
«Знакомство с казачьим костюмом». Занятие по ОО «Социально-личностное развитие» в подготовительной группе
▼ Скачать + Заказать документы
ЗНАКОМСТВО С КАЗАЧЬИМ КОСТЮМОМ : МУЖСКИМ И ЖЕНСКИМ
Программное содержание:
1. Продолжать формировать представления об истории родного края:
углублять и уточнять представления о казачестве.
2. Продолжать знакомить с музеем, как с местом сохранения предметов
старины: познакомить с мужским и женским казачьим костюмом.
3. Развивать и обогащать словарь детей названиями одежды, её элементов,
украшениями, назначением.
Публикация «„Знакомство с казачьим костюмом“, Занятие по ОО „Социально-личностное развитие“ в подготовительной группе» размещена в разделах
- Казаки. Культура и традиции кубанских и донских казаков
- Казачий костюм
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Маски, костюмированные развлечения, уголки ряжения
- Подготовительная группа
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» декабрь 2014
4. Развитие внимания, памяти, воображения.
5. Воспитывать любовь к родной станице, чувство гордости за свой народ и
как высшую ценность – любовь к Родине через знакомство с историей и
традициями казачества.
Словарная работа:
активизация словаря: шаровары, бурка, папаха, газыри.
обогащение словаря: бешмет, черкеска, башлык, ,экспонат, экскурсовод.
Предметно развивающая среда :
Демонстрационный материал: ростовые куклы в национальных казачьих костюмах; знаки - правила поведения в музее»; презентация «казачья одежда»
Раздаточный материал: разрезные картинки с изображением деталей казачьей одежды.
Предварительная работа: беседа «Что такое музей», правила поведения в музее; об обычаях, традициях казаков проживающих на Ставрополье.
Ход деятельности:
I. Вводная – настроить детей на восприятия материала.
Собираю детей около себя и приглашаю посетить музей. А что такое музей?
Предполагаемый ответ детей. (Это учреждение, занимающееся собиранием, изучением, хранением предметов старины, истории, культуры).
- Как нужно себя вести в музей?
Показываю знаки правил поведения в музее.
Дети отвечают (не трогать предметы руками, не шуметь, говорить тихо.
- Сегодня я буду вашим экскурсоводом.
- Я расскажу о предметах, которые находятся в нашем музее. Предметы, которые находятся, в музее называются - экспонаты
- Предлагаю пройти к первому экспонату. Это ростовые куклы, которые одеты в национальные казачьи костюмы. Перед вами мужской и женский казачий костюм.
- Ребята, а кто такие казаки?
Предполагаемые ответы. (Это вольные люди, которые защищали Россию, воевали, охраняли границы).
Много было под корнями ветра
Шли они в пустынях и лесах.
Память о казачестве бессмертна,
Подвиги казачества в сердцах.
Сколько бед в дорогах повстречали
Те, кто шёл на Юг, Урал, в Сибирь…
И создали даль её и ширь.
Путь тот не измерить в километрах,
Он пролёг сквозь моры, славу, страх.
Память о казачества бессмертна,
Подвиги казачества в сердцах.
II. Основная
2.1. Рассказ воспитателя и рассматривание казачьего костюма на экспонате.
- Верхняя часть костюма называется черкеска или чекмень – эта старинная казачья одежда надевалась поверх бешмета (рубахи). Черкеска напоминает по виду плащ с глубоким вырезом до талии впереди. На груди с двух сторон от выреза нашиты «патронташи», куда вставляются газыри (пустые патроны, а во время военных действий – настоящие боевые патроны. Есаул - главный казачий чин, имел право носить черкеску белого цвета, казаки – только черного. Бешмет - рубаха, которая надевалась под черкеску. Шьется бешмет из ткани разных цветов и оттенков, напоминает русскую рубах, воротник – стоика, отделывается вышивкой – галуном. Шаровары – штаны, брюки, сшитые из одного и того же материала, что и черкеска. По бокам пришиты лампасы - цвет их зависит от рода войск казака. Башлык – капюшон, надевался поверх папахи во время ненастной погоды. Бурка – плащ из шерсти, служит защитой от непогоды не только казака, но и лошади, когда он едет верхом. Папаха – особая гордость казака, головной убор, сшитый из овчины или каракуля (шкуры молодого ягнят). Верх папахи обшивается материалом того цвета, который установлен для определенного рода войск. Папаха хранилась в доме на видном месте и передавалась мужчинам в семье по наследству. Для каждого казака потерять папаху, кинжал или шапку – большой позор.
Позже появилась фуражка. На ногах казаки носили сапоги.
Обязательной атрибутикой к казачьей мужской одежде служило оружие: сабля, шашка, плеть, нагайка и кинжал. Рукоятка и ножны кинжала украшались изделиями из золота и серебра.
-Ребята это казачий костюм Терского казака круга, в который входит наши станичные казаки. Почему Терские, по наименованию реки Терек, ведь казаки селились возле реки, а река Терек является одной из самых больших рек Ставропольского края. И еще есть одно отличие Терских казаков : лампасы на шароварах, верхняя часть папахи, башлык и бешмет – синего цвета.
-Теперь рассмотрим одежду казачки. Девушки носили яркие разноцветные кофты с рюшами и оборками пришитые снизу. Юбки тоже были яркие и нарядные, длинные с орками, чтобы видно были только сапожки. На голове казачки носили яркие платки и косынки. Когда казачка в доме она надевала поверх юбки фартук, а когда выходила из дома – фартук снимался. Ценностью считалась длинная коса казачки, подчеркивающая ее красоту.
2.2. Презентация одежды казаков и казачки.
- Ребята теперь я предлагаю пройти в другой зал – видиозал, где мы с вами посмотрим слайды и рассмотрим одежду казака и казачки. Присаживайтесь.
Далее на экране появляются изображения и с комментариями рассматриваем одежду и её элементы.
2.3. Игра «Покажи и назови»
- Ребята, сейчас мы с вами поиграем в игру «Покажи и назови».
Цель - закреплять умение узнавать и называть неотъемлемые части одежды казака и казачки.
- Я буду называть части одежды казака и казачки, а вы мне должны показать, куда это нужно одевать:
Папаха - руки на голове.
Косынка - руки под подбородок.
Бешмет – руки на груди.
Шаровары - руки на коленях.
Черкеска – на груди.
Юбка - руки по бокам.
Башлык – руки за спину.
Бурка – руки на плечах.
- А теперь наоборот я показываю движения, а вы называете части одежды казака и казачки.
III. Заключительная – подведение итогов.
Игра «Собери картинку»
Цель – развивать внимание, память, воображение.
- Ребята, вот и заканчивается экскурсию по музею. И как приятно бывает экскурсоводу, когда посетители его внимательно слушали, узнали много интересного и познавательного, много запомнили. И я хочу вас проверить, что вы узнали, что запомнили? И в этом мне поможет игра «Собери картинку». Для этого вы должны поделиться на четыре команды. Каждой команде я дам по конверту. В конверте лежат разрезные картинки, которые вы должны собрать, поднять руку и сказать, какая часть одежды изображена?
Дети делятся на четыре команды и приступают к игре. Собрав картинку, команды называют деталь казачьего костюма.
- Наша экскурсия подошла к концу, благодарю вас за внимание. Жду следующей встречи, в нашем музее подготовлена выставка казачьей утвари.