Елена Моторина
Конспект открытого занятия в старшей группе по обобщению знаний об условиях, необходимых для роста и развития растений
▼ Скачать + Заказать документы
«Использование ИКТ в экологическом воспитании дошкольников»
Цель: обобщить и выявить необходимые условия для роста и развития растений.
Задачи:
• Расширять и закреплять знания детей о неживой природе
(земле, воде, воздухе, солнце).
• Развивать у детей познавательные и речевые умения.
• Формировать психологический климат детского коллектива с помощью игр.
• Учить детей действовать вместе и по одному, прилагая усилия для получения общего положительного результата.
• Воспитывать заботливое отношение к природе.
Предварительная работа:
Публикация «Конспект открытого занятия в старшей группе по обобщению знаний об условиях, необходимых для роста и развития растений» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Открытые занятия. Конспекты
- Растения. Изучаем мир растений
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» август 2013
• Рассматривание комнатных растений.
• Наблюдение на прогулках за сезонными изменениями в природе.
• Совместная работа в уголке природы по уходу за растениями.
• Работа по схемам: «Строение цветка», «Полив комнатных растений», «Потребности растений», «Посев семян гороха, перца, лука»
Интеграция образовательных областей.
Коммуникация: развивать умение поддерживать беседу, поощрять попытки высказывать свою точку зрения.
Социализация: воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми; развивать стремление выражать своё отношение к окружающему миру, самостоятельно находить для этого различные речевые средства.
Здоровье: в промежутках между занятиями проводить физкультминутки длительностью 1-3 минуты.
Художественное творчество: развивать эстетическое восприятие, умение созерцать красоту окружающего мира; закреплять знания об объектах природы, замечать их изменения.
Ход Н О Д
Воспитатель: Ребята, посмотрите, сколько к нам сегодня пришло гостей. Давайте с ними поздороваемся.
Дети: Здравствуйте!
(Дети садятся за столы.)
Воспитатель: Ребята, скажите, какие изменения произошли в природе, что мы сейчас с вами наблюдаем?
Дети: Солнце греет теплее, растения начинают лучше расти, на крышах сосульки, птицы прилетают, снег тает, день длиннее.
Воспитатель: Молодцы! А какое время года у нас наступило?
Дети: Весна!
Воспитатель: Вы много стихотворений знаете о весне, кто мне расскажет?
(Дети рассказывают стихи)
Воспитатель: Молодцы! Ребята весной у нас появляются первоцветы, которые, несомненно, приносят нам радость. А давайте посадим своими руками весенний цветок Дети: Давайте!
Воспитатель: А как вы думаете, что необходимо для того чтобы цветок вырос красивый и большой?
Дети: Земля, вода, воздух, солнце.
Воспитатель: Да, действительно нам необходимы; земля, вода, воздух, солнце. Я предлагаю нам отправится в сказочное путешествие и встретится с ними для того чтобы спросить у них совет. Но путь туда не близкий, а чтобы добраться до них, нужно и нам быть сильными,здоровыми, крепкими. А для этого сделаем зарядку, которая нам поможет стать сильными и бодрыми.
(Музыкальная зарядка)
Мы по улице гуляем, за природой наблюдаем.
(ходьба на месте с поворотами головы вправо влево)
Вверх на солнце посмотрели и нас лучики согрели.
(подъём головы вверх)
Птички в гнёздышках сидят.
(приседание)
Птички по небу летят.
(взмах руками)
И по кочкам скачут, ведь весна, идёт, значит!
(взмах руками в стороны)
Воспитатель: И так перед нами тропинка, куда же она нас приведёт?
(Появляется земля)
Земля: Здравствуйте, ребята! Я Земля-кормилица. А вы, наверно, не просто так пришли ко мне?
Воспитатель: Мы хотим посадить семечко и вырастить из него цветок. Ты можешь нам помочь, что нам для этого необходимо?
Земля: Могу. … Но сначала расскажите, что вы знаете обо мне.
Воспитатель: Ребята, давайте пройдём на весеннею, полянку и расскажем нашей дорогой земле, что мы о ней знаем
Дети: Есть на земле огромный дом
Под крышей голубой.
Живут в нём солнце, дождь и гром,
Лес и морской прибой.
Живут в нём птицы и цветы,
Весёлый звон ручья,
Живёшь в том доме светлом ты,
И все твои друзья.
Куда б дороги не вели,
Всегда ты будешь в нём.
Природою родной земли
Зовётся этот дом.
Земля: А почему меня зовут кормилицей?
Дети: Земля урожай даёт, всё на ней растёт.
Земля: Правильно! А теперь отгадайте мою загадку.
Круглый бок, жёлтый бок,
Сидит на грядке колобок.
Врос в землю крепко.
Что же это? (Репка)
Земля: Молодцы! А вы попробуйте вытащить эту репку. Игра «Вытяни репку»
Земля: Хорошо вы постарались. За это я вам дам совет: чтобы семечко проросло, почву в горшочке нужно подкармливать. А что бы вы сами выросли большими и сильными, употребляйте в пищу больше овощей. В них много витаминов.
Воспитатель: Спасибо! А куда же нам идти дальше?
Земля: Дальше идите к воде.
Появляется вода.
Вода: Я - Волшебная Водица,
Без меня вам не умыться,
Смею я вам доложить-
Без меня вам не прожить.
Воспитатель: Здравствуй, Вода! Мы пришли к тебе за помощью.
Мы хотим вырастить цветок, Земля нам посоветовала удобрить почву в горшочке. А ты можешь нам помочь советом?
Вода: Могу, но сначала отгадайте мои загадки, о том, где можно найти меня в природе?
1 Лежало одеяло, мягкое и белое.
Солнце припекло, одеяло утекло. (Снег)
2 Люди ждут меня, зовут,
А приду к ним – прочь бегут. (Дождь)
3 У нас под крышей
Белый гвоздь висит.
Солнце взойдёт –
Гвоздь упадёт. (Сосулька)
4 Мост как синее стекло
Скользко, весело, светло. (Лёд)
5 Пушистая вата плывёт куда-то.
Чем вата ниже, тем дождик ближе. (Облако)
6 Течёт, течёт – не вытечет,
Бежит, бежит – не выбежит. (Речка)
Вода: Да, я такая и снег, и дождик, и речка.
Физкультминутка «Капельки и туча»
(На полу разложены круги «тучки», на один меньше, чем детей. Все дети «капельки». Пока звучит музыка, дети-капельки свободно перемещаются. Как только музыка закончилась, каждая капелька должна занять любую тучку. Капелька, которой не хватило тучки, испарилась.)
Вода: Молодцы, ребята, хорошо постарались! Таким умным и ловким я дам полезный совет:
Умывайтесь, закаляйтесь,
Плаванием занимайтесь!
И поверьте, что тогда
Здоровы будете всегда!
Чтобы семечко проросло, нужно его полить водой. А теперь идите к воздуху.
(Появляется ветер)
Ветер: Я по всей земле летаю,
Тучи быстро разгоняю,
Неизвестно где живу,
Налечу – деревья гну!
Засвищу – по речке дрожь.
Озорник я, не уймёшь!
Воспитатель: Здравствуй, Ветер! Ты нам очень, нужен! Мы хотим вырастить красивый и сильный цветок. Земля посоветовала удобрить почву, Вода – полить землю в горшочке. А ты можешь помочь советом?
Ветер: Что ж, я помогу. Только вы мне ответьте на вопрос: каким я бываю?
Дети: Тёплый, холодный, ласковый, тихий, быстрый, шумный, грозовой, снежный, сильный и. т. д.
Воспитатель: Ребята, а зачем нам нужен воздух?
Дети: Чтобы дышать.
Игра-эксперимент.
Воспитатель: Дети, давайте с вами задержим дыхание на несколько секунд и посмотрим, что же будет.
Дети: Нам нечем дышать.
Вывод: Без воздуха ничто живое не может жить.
Ветер: Я совет вам свой дарю
И напоследок говорю,
Свежим воздухом дышите
И цветок свой берегите!
Воспитатель: Дети, давайте скажем ветру: спасибо!
А кто еще нам может помочь, вырастить цветок?
Дети: Солнышко!
Появляется солнышко.
Солнце: Я соткано из зноя,
Несу тепло с собою,
Я реки согреваю,
Природу пробуждаю.
Смотрю с утра в оконце
И называюсь Солнце!
Что у вас случилось?
Воспитатель: Здравствуй, Солнышко! Мы хотим вырастить цветок. Земля посоветовала удобрять почву, Вода – полить цветок, а ветер сказал, что свежий воздух просто необходим. А ты, Солнышко, поможешь нам?
Солнце: Да, конечно помогу!
Чтобы быть здоровым,
Надо быть весёлым!
Бегайте, скачите,
Прыгайте, пляшите!
А цветок поставьте на солнечное местечко, чтобы ему было очень тепло и радостно.
Воспитатель: Ребята, а давайте солнышку скажем спасибо!
Солнце уходит.
Воспитатель: Вот мы и собрали все добрые советы наших друзей. Теперь мы знаем, что для роста цветов необходимо (дети помогают, хорошо удобрённая почва, чистая вода, свежий воздух и солнечный свет). Верно! Я уверена, что мы сможем вырастить чудесные цветы.
А теперь пройдёмте к столам и посадим с вами весенние цветы.
(дети сажают семена цветов в горшки)
А сейчас мы и нашим гостям преподнесём в подарок семена цветов, чтобы они у себя в садах вырастили красивые цветы.
А на прощанье мы споём весеннею, песенку.
Литература
1. Бобылева Л., Дупленко О. О программе экологического воспитания старших дошкольников // Дошкольное воспитание. 1998. N 7. С. 36-42.
2. Игра дошкольника. / Под редакцией кандидата психологических наук С. Л. Новоселовой, М. : Просвещение, 1989. – 188 с.
3. Кондрашова М. А. Экологическое воспитание дошкольников на занятиях и в повседневной жизни. Методические разработки. Оренбург, 2005. – 116 с.
4. Николаева С. Н. Теория и методика экологического образования детей: Учеб. пособие для студентов высших пед. учеб. заведений. - М. : Академия, 2002. – 336с.
5. Николаева С. Н., Комарова И. А. Сюжетные игры в экологическом воспитании дошкольников. Игровые обучающие ситуации с игрушками разного типа и литературными персонажами: Пособие для педагогов дошкольных учреждений. М. : Гном и Д, 2005. – 128 с.
6. Павлова Л. Игры как средство эколого-эстетического воспитания // Дошкольное воспитание. 2002. N 10. С. 40-49.
7. Рыжова Н. А. Экологическое образование в детском саду. – М. : Изд. Дом «Карапуз», 2001. – 432с.
8. Смирнова Е. О. Психология ребенка: Учебник для педагогических училищ и вузов. М. : Школа-Пресс, 1997. – 384 с. : ил.
9. Тарабарина Т. И., Соколова Е. И. И учеба и игра: Природоведение. Ярославль: Академия развития, 1997. – 164 с.
Сайты
10.https://otherreferats.allbest.ru/pedagogics/00024899_0.html Роль игры в экологическом воспитании дошкольников.
11.www.ivalex.vistcom.ru. Сайт для работников дошкольного образования.
12. www.planetadetstva.net Потребности животного и растительного мира.
13.www.deti.religiousbook.org.ua. Фотографии природы на детской страничке.
14.https://www.bibliofond.ru/view.aspx?id=465114. Использование игры в экологическом образовании дошкольников.
15. https://www.moi-detsad.ru/konsultac414.html. Всё для детского сада. Консультации для воспитателей.