Папки-передвижки

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром «Эти удивительные птицы»

Светлана Ореховская
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром «Эти удивительные птицы»
▼ Скачать + Заказать документы

Тема НОД «Эти удивительные птицы»

Интеграция образовательных областей «СКР», «ПР», «РР»

Цель: формирование навыков универсальных учебных действий. Формирование умений, обеспечивающих самостоятельное усвоение новых знаний.

Образовательные задачи:

•Расширять представление о многообразии птиц;

•Закреплять умение использовать моделирование с целью описания и получения новой информации;

Развивающие задачи:

Публикация «Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром „Эти удивительные птицы“» размещена в разделах

•Развивать познавательную активность детей в процессе поисковой деятельности (умение выделять проблему, умение планировать этапы своих действий и вести исследование);

•Развивать умение формулировать выводы при установлении причинно-следственных связей и по итогам исследований с опорой на полученные ранее представления и собственные предположения, самостоятельно оценивать выполненные задания;

•Активизировать мышление в процессе разрешения специально моделируемой ситуации;

•Закреплять навык работы в микрогруппах.

Воспитательные задачи:

•Воспитывать осознанное отношение к окружающему миру и самому себе, основы экологической культуры;

Формировать целостные установки при работе в микрогруппах: уважение, ответственность, забота и помощь.

Речевые задачи:

•Обогащать активный и пассивный словарь детей, развивать связную речь детей (составлять рассказ-описание, рассказ – рассуждение, умение задавать вопросы, отвечать на них последовательно и логично).

Предварительная работа с детьми • Наблюдение за птицами на участке детского сада, ведение календаря наблюдений:

•дидактические игры «Летает, плавает, ходит», «Что сначала, что потом?», «Четвертый лишний», «Найди недостающий предмет», «Кто так кричит?», «Узнай по описанию».

чтение произведений художественной литературы: В. Бианки, “Я познаю мир”, “Все обо всем”, “Кто такая, кто такой”, “Почемучка”, “Что ты знаешь о птицах?”, “Экология в картинках”, “1000 и одна загадка”.

•рассматривание сюжетных картин, иллюстраций о жизни птиц отгадывание и составление загадок о птицах.

•Заранее прошу детей найти дома картинки с изображением летательных аппаратов (воздушный шар, самолет, вертолет, парашют и дельтаплан) и принести в группу, чтобы всем вместе их рассмотреть.

Дидактическое обеспечение НОД Телевизор, видеоплеер, диски

Демонстрационный: предметные картинки для установления причинно-следственных связей на основе пищевых связей ( картинки с изображением птичьего корма: насекомые, шишки, ягоды, веер

Раздаточный: альбомные листы, карандаши, материал для исследования (пуховые и маховые перья, лупы, ножницы, пипетка)

Методы и приемы: Практические:игровые упражнения, динамическая пауза, творческое задание, пальчиковая игра; дидактические игры.

Наглядные: демонстрация репродукции картин, рассматривание детских рисунков

Словесные: игровое упражнение, рассказ детей, беседа, чтение художественного произведения, дидактическая игра.

Виды детской деятельности Двигательная, познавательно-исследовательская, музыкально-художественная, коммуникативная

Этапы работы

ВВОДНАЯ ЧАСТЬ 1. Организационный этап.

Игра «Спаси птенца»

- Вытяни руки вперед ладонями вверх. А теперь согните руки в локтях и приблизьте к себе. Медленно, по одному пальчику сложите ладони. Сделайте гнездышко. Сейчас я вам положу маленького беспомощного птенца. Подышите на него, согревая его своим ровным спокойным дыханием

А теперь раскройте ладони, вы увидите, что ваш птенец радостно взлетел. Улыбнитесь ему и не грустите. Он еще прилетит к вам.

2. Мотивационно-ориентировочный этап.

Детям предлагается просмотреть фрагмент м/ф по мотивам сказки Д. Мамина-Сибиряка «Серая шейка»

- Какие чувства вы испытываете к Серой шейке?

- Почему вы так к ней относитесь?

- Может ли выжить зимой эта птица и другие такие же, которых мы относим к каким птицам? (перелетным)

- Почему? Что ей нужно для выживания?

- Чем отличаются перелетные птицы от зимующих?

- Докажите, что зимой перелетные птицы не смогут выжить, а зимующие смогут выжить. Что нужно сделать для этого? (составление пищевых цепочек)

- Дети, а как мы помогаем зимующим птицам пережить зимние холода?

- Как красив, удивителен мир с высоты птичьего полета! Вот бы посмотреть!

Уточняем с детьми свойства воздуха: невидимый, незаметный, не мешает движениям, его можно ощутить при быстрых и резких движениях рук, при беге. Тяжелые предметы опираться о воздух не могут – они падают вниз. Воздух может недолго удерживать очень легкие предметы с широкой поверхностью (лист бумаги, птичье перо).

- Что вокруг нас?

- Когда воздух можно почувствовать?

- Можно ли увидеть воздух?

- Почему человек не может взлететь как птица?

Дети проделывают движения руками, подпрыгивают, чтобы взлететь.

Давайте мы с вами руками помашем,

И что-нибудь птичье давайте мы скажем.

А вдруг это будет?

А вдруг мы взлетим?

Давайте попробуем, что мы сидим? (Э. Мошковская)

Затем воспитатель несколько раз демонстрирует падение двух листов бумаги, один из которых на глазах у детей комкает в шарик. Просит их объяснить, почему бумажный шарик падает камнем вниз, а гладкий лист планирует, летает, падает медленно.

Делает вывод: лист легкий и широкий, опирается о воздух, поэтому может немного лететь.

- Не вышло? Почему?

- А кто может летать?

- Почему птицы могут летать? (у них есть крылья, тело покрыто перьями)

- У всех птиц есть перья, но не все птицы могут летать. Какие птицы не могут летать?

- Как вы думаете, почему не все птицы могут летать?

- Значит проблема в том, что перья у птиц разные, они имеют разное строение.

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ 3. Поисковый этап.

Предлагаю детям подумать и объяснить, почему птицы могут летать по воздуху. После высказываний даю им птичьи перья для рассматривания (каждому ребенку по два – маховое и пуховое).

Задаю им вопросы:

- Чем перышки отличаются друг от друга?

- Какое из них согревает птицу и называется пуховым?

- Где на теле у птицы растут пуховые перья?

- Какое перо помогает летать и называется маховым?

- Легкое оно или тяжелое? Почему оно легкое?

- Где у птицы на теле есть маховые перья?

Чтобы определить, какие перья служат птицам для полета мы с вами проведем несколько опытов

4. Практический этап.

ОПЫТ 1. Положите перо на ладонь и подуйте. Что произошло? Сделайте вывод. (перо легкое, оно улетело)

ОПЫТ 2. Возьмите ножницы и отрежьте кончик пера. Что увидели? Сделайте вывод: (полое, пустое внутри)

ОПЫТ 3. Возьмите перо, наберите в пипетку воды и капните на перо. Что случилось? Сделайте вывод: (перо не намокло, перышки остались сухими)

- Что потом? (деление на микрогруппы)

- Работа в микрогруппах. Предлагаю начать исследование, чтобы выяснить почему и какое перо стало «инструментом» полета птиц, какими оно должно обладать свойствами, чтобы птице осваивать воздушное пространство?

- Сейчас наступило время научного доклада. (Дети сами выбирают докладчика) Ребенок, опираясь на модели, рассказывает о том, что они исследовали со всей группой.

1. Большие перья, которые находятся в крыльях и хвосте, нужны для полета. Они легкие, т. к. внутри стержня пустота.

2. Маленькие перья покрывают тело птицы и защищают от холода. Затем показываю на примере веера, как складываются и раскрываются крылья и хвост, когда птица взлетает и садится. С раскрытыми крыльями и хвостом даже маленькая птичка становится широкой и большой, поэтому она может опираться о воздух. Взмахами крыльев она от него отталкивается. На земле раскрытые крылья и хвост мешают птице, поэтому она их складывает, крылья прижимает к телу. Уточняю, что еще делает птицу легкой, как она ест: много или мало, часто или редко. Все вместе делают вывод о том, что помогает птице летать по воздуху, как она приспособлена к наземно-воздушному образу жизни.

Рассказываю детям о том, что человек издавна мечтал летать как птица, поэтому изобрел много летательных аппаратов: воздушный шар, самолет, вертолет, парашют и дельтаплан. В дальнейшем, показывая картинки с изображением страуса, курицы, пингвина, предлагаю детям самим объяснить, почему эти птицы не летают или плохо летают, как, например, курица.

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ 5. Рефлексивно-оценочный этап.

- Дети, что вы нового узнали?

- Расскажите по порядку, как вы действовали, что делали для выполнения работы?

- Что вам больше всего понравилось?

- Что бы вы хотели узнать?

- Вот здесь у нас три птичьих гнезда, совершенно одинаковых.

К первому подойдут те, кому было легко,

Ко второму – кому было не очень легко,

К третьему – кому было трудно.

Но все молодцы. Скажите себе: «Я – молодец, я – думал, я – старался, я делал открытия» Благодарю за работу.

Публикации по теме:

Комплексно-тематическое планирование в подготовительной группе в соответствии с ФГТ Тема: «Человек и окружающий мир»Цель: Расширять представления детей об окружающем мире. Закреплять знание о животных и птицах, их детенышах,.

Перспективный план организованной учебной деятельности по русскому языку в старшей группе Перспективный план организованной учебной деятельности для старшей группы. Образовательная область: Коммуникация. «Русский язык в группах.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром «Эти удивительные птицы»
Опубликовано: 14 октября 2014 в 12:35
+4Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром «Эти удивительные птицы»» (включая файлы) размещена пользователем Светлана Ореховская (УИ 187925) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД