Светлана Ореховская
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром «Эти удивительные птицы»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема НОД «Эти удивительные птицы»
Интеграция образовательных областей «СКР», «ПР», «РР»
Цель: формирование навыков универсальных учебных действий. Формирование умений, обеспечивающих самостоятельное усвоение новых знаний.
Образовательные задачи:
•Расширять представление о многообразии птиц;
•Закреплять умение использовать моделирование с целью описания и получения новой информации;
Развивающие задачи:
Публикация «Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром „Эти удивительные птицы“» размещена в разделах
- Занятия по ознакомлению с окружающим миром
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Птицы, пернатые. Все материалы о птицах
- Птицы. Конспекты занятий
- Темочки
•Развивать познавательную активность детей в процессе поисковой деятельности (умение выделять проблему, умение планировать этапы своих действий и вести исследование);
•Развивать умение формулировать выводы при установлении причинно-следственных связей и по итогам исследований с опорой на полученные ранее представления и собственные предположения, самостоятельно оценивать выполненные задания;
•Активизировать мышление в процессе разрешения специально моделируемой ситуации;
•Закреплять навык работы в микрогруппах.
Воспитательные задачи:
•Воспитывать осознанное отношение к окружающему миру и самому себе, основы экологической культуры;
•Формировать целостные установки при работе в микрогруппах: уважение, ответственность, забота и помощь.
Речевые задачи:
•Обогащать активный и пассивный словарь детей, развивать связную речь детей (составлять рассказ-описание, рассказ – рассуждение, умение задавать вопросы, отвечать на них последовательно и логично).
Предварительная работа с детьми • Наблюдение за птицами на участке детского сада, ведение календаря наблюдений:
•дидактические игры «Летает, плавает, ходит», «Что сначала, что потом?», «Четвертый лишний», «Найди недостающий предмет», «Кто так кричит?», «Узнай по описанию».
• чтение произведений художественной литературы: В. Бианки, “Я познаю мир”, “Все обо всем”, “Кто такая, кто такой”, “Почемучка”, “Что ты знаешь о птицах?”, “Экология в картинках”, “1000 и одна загадка”.
•рассматривание сюжетных картин, иллюстраций о жизни птиц отгадывание и составление загадок о птицах.
•Заранее прошу детей найти дома картинки с изображением летательных аппаратов (воздушный шар, самолет, вертолет, парашют и дельтаплан) и принести в группу, чтобы всем вместе их рассмотреть.
Дидактическое обеспечение НОД Телевизор, видеоплеер, диски
Демонстрационный: предметные картинки для установления причинно-следственных связей на основе пищевых связей ( картинки с изображением птичьего корма: насекомые, шишки, ягоды, веер
Раздаточный: альбомные листы, карандаши, материал для исследования (пуховые и маховые перья, лупы, ножницы, пипетка)
Методы и приемы: Практические:игровые упражнения, динамическая пауза, творческое задание, пальчиковая игра; дидактические игры.
Наглядные: демонстрация репродукции картин, рассматривание детских рисунков
Словесные: игровое упражнение, рассказ детей, беседа, чтение художественного произведения, дидактическая игра.
Виды детской деятельности Двигательная, познавательно-исследовательская, музыкально-художественная, коммуникативная
Этапы работы
ВВОДНАЯ ЧАСТЬ 1. Организационный этап.
Игра «Спаси птенца»
- Вытяни руки вперед ладонями вверх. А теперь согните руки в локтях и приблизьте к себе. Медленно, по одному пальчику сложите ладони. Сделайте гнездышко. Сейчас я вам положу маленького беспомощного птенца. Подышите на него, согревая его своим ровным спокойным дыханием
А теперь раскройте ладони, вы увидите, что ваш птенец радостно взлетел. Улыбнитесь ему и не грустите. Он еще прилетит к вам.
2. Мотивационно-ориентировочный этап.
Детям предлагается просмотреть фрагмент м/ф по мотивам сказки Д. Мамина-Сибиряка «Серая шейка»
- Какие чувства вы испытываете к Серой шейке?
- Почему вы так к ней относитесь?
- Может ли выжить зимой эта птица и другие такие же, которых мы относим к каким птицам? (перелетным)
- Почему? Что ей нужно для выживания?
- Чем отличаются перелетные птицы от зимующих?
- Докажите, что зимой перелетные птицы не смогут выжить, а зимующие смогут выжить. Что нужно сделать для этого? (составление пищевых цепочек)
- Дети, а как мы помогаем зимующим птицам пережить зимние холода?
- Как красив, удивителен мир с высоты птичьего полета! Вот бы посмотреть!
Уточняем с детьми свойства воздуха: невидимый, незаметный, не мешает движениям, его можно ощутить при быстрых и резких движениях рук, при беге. Тяжелые предметы опираться о воздух не могут – они падают вниз. Воздух может недолго удерживать очень легкие предметы с широкой поверхностью (лист бумаги, птичье перо).
- Что вокруг нас?
- Когда воздух можно почувствовать?
- Можно ли увидеть воздух?
- Почему человек не может взлететь как птица?
Дети проделывают движения руками, подпрыгивают, чтобы взлететь.
Давайте мы с вами руками помашем,
И что-нибудь птичье давайте мы скажем.
А вдруг это будет?
А вдруг мы взлетим?
Давайте попробуем, что мы сидим? (Э. Мошковская)
Затем воспитатель несколько раз демонстрирует падение двух листов бумаги, один из которых на глазах у детей комкает в шарик. Просит их объяснить, почему бумажный шарик падает камнем вниз, а гладкий лист планирует, летает, падает медленно.
Делает вывод: лист легкий и широкий, опирается о воздух, поэтому может немного лететь.
- Не вышло? Почему?
- А кто может летать?
- Почему птицы могут летать? (у них есть крылья, тело покрыто перьями)
- У всех птиц есть перья, но не все птицы могут летать. Какие птицы не могут летать?
- Как вы думаете, почему не все птицы могут летать?
- Значит проблема в том, что перья у птиц разные, они имеют разное строение.
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ 3. Поисковый этап.
Предлагаю детям подумать и объяснить, почему птицы могут летать по воздуху. После высказываний даю им птичьи перья для рассматривания (каждому ребенку по два – маховое и пуховое).
Задаю им вопросы:
- Чем перышки отличаются друг от друга?
- Какое из них согревает птицу и называется пуховым?
- Где на теле у птицы растут пуховые перья?
- Какое перо помогает летать и называется маховым?
- Легкое оно или тяжелое? Почему оно легкое?
- Где у птицы на теле есть маховые перья?
Чтобы определить, какие перья служат птицам для полета мы с вами проведем несколько опытов
4. Практический этап.
ОПЫТ 1. Положите перо на ладонь и подуйте. Что произошло? Сделайте вывод. (перо легкое, оно улетело)
ОПЫТ 2. Возьмите ножницы и отрежьте кончик пера. Что увидели? Сделайте вывод: (полое, пустое внутри)
ОПЫТ 3. Возьмите перо, наберите в пипетку воды и капните на перо. Что случилось? Сделайте вывод: (перо не намокло, перышки остались сухими)
- Что потом? (деление на микрогруппы)
- Работа в микрогруппах. Предлагаю начать исследование, чтобы выяснить почему и какое перо стало «инструментом» полета птиц, какими оно должно обладать свойствами, чтобы птице осваивать воздушное пространство?
- Сейчас наступило время научного доклада. (Дети сами выбирают докладчика) Ребенок, опираясь на модели, рассказывает о том, что они исследовали со всей группой.
1. Большие перья, которые находятся в крыльях и хвосте, нужны для полета. Они легкие, т. к. внутри стержня пустота.
2. Маленькие перья покрывают тело птицы и защищают от холода. Затем показываю на примере веера, как складываются и раскрываются крылья и хвост, когда птица взлетает и садится. С раскрытыми крыльями и хвостом даже маленькая птичка становится широкой и большой, поэтому она может опираться о воздух. Взмахами крыльев она от него отталкивается. На земле раскрытые крылья и хвост мешают птице, поэтому она их складывает, крылья прижимает к телу. Уточняю, что еще делает птицу легкой, как она ест: много или мало, часто или редко. Все вместе делают вывод о том, что помогает птице летать по воздуху, как она приспособлена к наземно-воздушному образу жизни.
Рассказываю детям о том, что человек издавна мечтал летать как птица, поэтому изобрел много летательных аппаратов: воздушный шар, самолет, вертолет, парашют и дельтаплан. В дальнейшем, показывая картинки с изображением страуса, курицы, пингвина, предлагаю детям самим объяснить, почему эти птицы не летают или плохо летают, как, например, курица.
ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ 5. Рефлексивно-оценочный этап.
- Дети, что вы нового узнали?
- Расскажите по порядку, как вы действовали, что делали для выполнения работы?
- Что вам больше всего понравилось?
- Что бы вы хотели узнать?
- Вот здесь у нас три птичьих гнезда, совершенно одинаковых.
К первому подойдут те, кому было легко,
Ко второму – кому было не очень легко,
К третьему – кому было трудно.
Но все молодцы. Скажите себе: «Я – молодец, я – думал, я – старался, я делал открытия» Благодарю за работу.