Ольга Морозова
Конспект занятия в подготовительной группе по обучению грамоте и совершенствованию лексико-грамматических представлений
▼ Скачать + Заказать документы
Занятие в подготовительной к школе логопедической группе
«Экскурсия в музей волшебных звуков, букв и правильных слов».
Тема: 1. Дифференциация звуков [з-з’]. Буквы Зз.
2. Дикие животные наших лесов.
Цели:
1. Учить детей дифференцировать звуки [з-з’].
2. Продолжать знакомство со зрительным образом буквы З.
3. Упражнять детей в печатании и чтении слов с буквой З.
4. Закреплять у детей навык деления слов на слоги, нахождение недостающего слога.
Публикация «Конспект занятия в подготовительной группе по обучению грамоте и совершенствованию лексико-грамматических представлений» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Подготовительная группа
- Темочки
5. Упражнять в употреблении существительных в родительном падеже, согласовании существительных с глаголами.
6. Развивать тактильные ощущения и мелкую моторику рук.
7. Развивать мышление, наблюдательность.
8. Развивать пространственную ориентировку.
9. Воспитывать интерес к играм, связанным с родным языком.
Оборудование:
- схема для характеристики звуков;
- изображение королей Твёрдыша и Мякиша;
- индивидуальные картинки на звуки [з-з’];
- миниковрографы на каждого ребёнка;
- абрикосовые косточки для конструирования букв;
- демонстрационное изображение «зашумлённых» контуров диких животных;
- символ слова-действия;
- символы гласных звуков;
- карандаши, ;
- массажные шарики су-джок;
- «билеты-буквы» для узнавания на ощупь;
- карточки с изображением предметов на [з-з’] для игры «Какой слог потерялся?»;
- магнитофон.
Ход занятия:
1. Оргмомент:
- Дети сегодня я предлагаю отправиться на экскурсию в музей.
Если вы согласны, то я скажу, в какой. (Ответы детей.)
- В музей волшебных звуков, букв и правильных слов! Вход в музей по билетам, но билеты не простые. На каждом из них – буква, которую нужно узнать на ощупь и с закрытыми глазами.
- Хотите попытаться это сделать? Закройте глаза, руки спрячьте за спину, а я вам раздам буквы-билеты. (Дети узнают буквы на ощупь и называют – каждый свою букву.)
- Какие вы молодцы, все буквы назвали правильно! Можно проходить в музей.
Я вас приглашаю в первый зал: гласных и согласных звуков.
2. Повторение гласных и согласных звуков.
- Посмотрите на девочек-звуковичков. Какие звуки они поют?
- Как называются эти звуки? Верно, гласные звуки.
- А вот и ваши старые знакомые. Чьи это портреты? (Твёрдыша и Мякиша).
- Слова с какими звуками больше всего любит Твёрдыш? (Твёрдыш любит слова с твёрдыми согласными.)
- А Мякиш? (Мякиш любит слова с мягкими согласными.)
- Дети, вспомните, пожалуйста, с какими звуками мы познакомились на прошлом занятии. Правильно, со звуками [З и З’].
- Давайте дадим характеристику этим звукам с помощью схемы-помощницы.
(Дети дают характеристику звукам с опорой на наглядную схему.)
3. Дифференциация звуков [з-з’] по картинкам.
- Дети, давайте сделаем сюрприз для Твёрдыша и Мякиша. Возьмите каждый по картинке, назовите её и скажите, кому вы хотите её подарить и почему.
(Дети выполняют задание, сопровождая его ответом: «Я подарю розы Твёрдышу, потому что в этом слове слышится твёрдый звук З.» И т. д.).
- По-моему, Твёрдыш и Мякиш довольны вашими подарками.
- И теперь я приглашаю вас дальше пройти по нашему музею.
(Дети подходят к столам, на которых разложен миниковрографы и абрикосовые косточки на подносах.)
- Здесь находится мастерская, в которой конструируют и восстанавливают буквы. Вы хотите поработать в этой мастерской? (Ответы детей.)
- Проходите и садитесь за столы.
- Прежде, чем приступить к работе, давайте подготовим пальчики к работе с помощью массажных шариков.
4. Пальчиковая гимнастика:
Шарик колет нам ладошки, поиграем с ним немножко.
Если будем с ним играть – руки будем развивать!
Сильными станут пальчики, умными – девочки, мальчики.
Шарик нам ладошки колет, руки к школе нам готовит.
(Дети прокатывают шарики между ладонями продольными и круговыми движениями).
5. Конструирование букв из косточек.
- Готовы к работе? (Ответы детей.)
- Дети, скажите, пожалуйста, какой буквой обозначаются звуки З и З’? Верно, буквой З. Посмотрите на наш Звукобуквоград. На какой улице живёт буква З? (На улице Громкой.) Иди, Таня, покажи нам букву З. Верно, вот она.
-Давайте сконструируем букву З из абрикосовых косточек.
(Дети выкладывают на индивидуальных коврографах букву З.)
Какие красивые получились буквы! Вы отлично справились с этим заданием!
-Давайте теперь напишем букву З в воздухе и вспомним стихотворение о ней:
З – не просто завитушка,
З – закручена, как стружка!
6. Динамическая пауза «Делай так же».
Дети двигаются под ритмичную музыку, а по окончании – принимают позу, изображённую на карточке-символе.
7. Обведение букв по контуру и чтение слов.
- Дети, возьмите карточки и посмотрите: на них жук-буквоед повредил буквы. Поможете их восстановить? (Ответы детей.)
Тогда возьмите карандаши, допишите по контуру буквы и прочитайте, какие слова у вас получились.
(Дети обводят слова, напечатанные пунктирно, а затем читают: ЗУБЫ, КОЗА,, и др.)
8. Ребята, а на этих карточках потерялись слоги.
-Внимательно рассмотрите картинки и нарисованные под ними слоговые схемы. Произнесите название картинки по слогам и скажите, какой слог потерялся.
(Ответ: «Из-ба. Потерялся слог из». И т. д.)
9. – Я предлагаю вам продолжить дальше нашу экскурсию.
- Как вы думаете, что обозначает этот человечек-символ? Я вам напомню: слова-антонимы.
В этом зале очень весело, здесь все отвечают наоборот. Давайте и мы попробуем это сделать в игре «Скажи наоборот».
- Встаньте в круг, ловите мяч и на мой вопрос отвечайте наоборот:
Ты грустная? – Я весёлая! Ты шумный? – Я спокойный! Ты жадный? – Я щедрый! Ты трусливый? – Я смелый! Ты больная? – Я здоровая! Ты ленивый? – Я трудолюбивая!
10. - Дети, в нашем музее ещё и картины демонстрируются, но не совсем обычные.
- Посмотрите, здесь изображены контуры каких-то животных. Контуры каких животных вы узнали на этой картине? (Ответ: «Я узнал контур зайца». И т. д.)
- Ребята, что мы обозначаем этим символом? Верно, слова-действия.
- Давайте назовём слова-действия к названиям животных.
Медведь – (рычит, спит). Лиса – (охотится, мышкует, крадётся…). Волк – (нападает, грызёт, воет). Заяц – (бежит, петляет, прячется).
Молодцы, дети! Вы назвали много слов-действий!
11. Итог.
- Вот и подошла к концу наша экскурсия. В каком музее вы сегодня побывали? (В музее волшебных звуков, букв и правильных слов.) вам понравилась такая экскурсия? В каком зале было интереснее всего? (Ответы детей.)
А мне очень приятно, что вы были такими активными и любознательными экскурсантами!
(При проведении занятия были использованы пособия, разработанные на основе материала, изложенного в книге Г. Ванюхиной «Речецветик» - символы слов-действий, антонимов, «человечков-звуковичков», схема для характеристики звуков.)