Наталия Чернышова
Конспект занятия по обучению грамоте «Предложение. Слова, служащие для связи слов в предложении» (подготовительная группа)
▼ Скачать + Заказать документы
ЗАНЯТИЕ №6.
Тема. Предложение. Слова, служащие для связи слов в предложении.
Цель: дать практическое представление о роли слов, которые ничего не называют, не отвечают ни на какие вопросы, но служат для связи слов в предложении; развивать словарный запас; развивать умение слышать и слушать произносимые слова.
Оборудование: предметные картинки, игрушки, карточки – схемы.
Ход занятия:
Ну-ка, все - встали в круг,
За руки все взялись вдруг,
Публикация «Конспект занятия по обучению грамоте „Предложение, Слова, служащие для связи слов в предложении“ (подготовительная группа)» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Подготовительная группа
- Темочки
Будем рядом стоять – на вопросы отвечать.
Начинаем заниматься, будем весь урок стараться,
Повторять, не зевать, всё запоминать.
1. ПОВТОРЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО НА ПЕДЫДУЩЕМ ЗАНЯТИИ
1. БЕСЕДА. (В беседе активное участие принимает игрушка - Мишутка)
-Что обозначают эти схемы?
(Воспитатель показывает разные схемы.)
–Как мы обозначаем слова – названия предметов? (одной прямой линией)
–Как мы обозначаем слова – названия действий? (двумя прямыми линиями)
–Как мы обозначаем слова – признаки предметов? (волнистой линией)
-На какие вопросы отвечают слова – названия предметов, слова – названия действий, как мы обозначаем слова – признаки предметов?
Ига: «Сосчитай сколько слов в предложении».
Воспитатель произносит предложение из двух-четырёх слов, а ребёнок определяет на слух количество слов в предложении.
Например: Мишка ест мёд. (3-слова)
М е д в е ж о н о к выполняет это задание. (ДЕТИ ПОМОГАЮТ И ИСПРАВЛЯЮТ ЕГО.)
2. МОТИВАЦИЯ ОБУЧЕНИЯ
Создание проблемной ситуации.
Мишутка и Буратино придумали предложение (Белка сидит на дереве.) Каждый из них записал его схематически, но схемы получились разные.
-Кто из них прав?
.
3. СООБЩЕНИЕ ТЕМЫ И ЗАДАЧ ЗАНЯТИЯ
Сегодня мы познакомимся с новыми словами. Поможем нашим друзьям разобраться со схемами.
4. ПЕРВИЧНОЕ ВОСПРИЯТИЕ И ОСОЗНАНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА
Воспитатель объясняет детям, что маленькое слово (на) не обозначает ни предмет, ни действие, ни признак. К нему нельзя поставить вопрос. Но без него не получилось бы предложения. Такие слова - помощники мы будем обозначать таким знаком (показ).
5. ЗАКРЕПЛЕНИЕ И ОСМЫСЛЕНИЕ ЗНАНИЙ ДЕТЬМИ
Игра «Придумай предложение по картинке».
Ребёнок сам придумывает предложение и записывает его на доске. Дети считают сколько слов в предложении.
Например: предложите выложить из чёрточек предложение (Большой медвежонок поёт.)
Первое слово Большой. Это слово отвечает на вопрос какой? Оно обозначает признак предмета. Обозначим его волнистой линией. Начало предложения всегда обозначаем вертикальной палочкой.
Второе слово медвежонок. Это слово отвечает на вопрос кто? Оно обозначает предмет. Обозначим его прямой линией
Третье слово поёт. Это слово – действие. Его обозначим двумя прямыми линиями.
В конце предложения ставим точку. Только после точки можно писать новое предложение. Обратите внимание: сколько в предложении слов, столько в нём и чёрточек. Затем проверьте правильно ли вы записали предложение. Проговорите его ещё раз, водя пальцем по соответствующему слову.
Мишка глупый.
Физкультминутка (под музыку №40).
6 .ОБОБЩЕНИЕ И СИСТЕМАТИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ
М е д в е ж о н о к помогает.
РАБОТА У ДОСКИ
Выкладывание предложений, воспринятых на слух.
Воспитатель произносит предложение полностью. Вместе с ребёнком определяет на слух количество слов в предложении. Второй раз проговаривает предложение не полностью, а диктует по словам, как диктант. Ребёнок записывает схематически предложение на доске.
Например, набор предложений из сказки «Теремок» :
Светит солнце. Птицы поют. Стоит теремок. Бежит мышка. Хороший дом. Зашла мышка в теремок. Постучалась лягушка в окошко. Живёт мышка и лягушка. Мышка серая. Лягушка зелёная. Прыгнул зайка в теремок. Зайка весёлый. Забралась лисичка в теремок. Лисичка хитрая. Прибежал волк. Звери дружные. Идёт медведь. Залез мишка на крышу. Развалил медведь теремок.
7. Итог занятия
-Что нового вы узнали на занятии?
- С какими словами мы познакомились?
-На какие вопросы отвечают?
- Для чего эти слова нужны?