Получи документы

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе. «В гостях у Жужи-Буквоежки» (1 фото)

Светлана Фокина
Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе. «В гостях у Жужи-Буквоежки»

Задачи:

• Продолжать знакомить детей с твёрдыми звуками родного языка

• Дать определение звукам «Ж» и «Ш» - всегда твёрдые согласные

• Учить придумывать слова на звуки «Ж» и «Ш» и находить их в начале, середине и конце слова.

• Закреплять умение детей составлять предложения по предложенной схеме и по картинкам

• (предложения из 3 слов)

• Закреплять умения детей называть слова-антонимы.

• Закреплять умения детей подбирать к существительным прилагательные.

• Закреплять умения детей подбирать парные звуки.

Материал к занятию:

Публикация «Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе, „В гостях у Жужи-Буквоежки“» размещена в разделах

мягкая игрушка неопределённого вида Жужа- Буквоежка, фланелеграф, карточки – красные, синие, зелёные по количеству детей. Карточки со словами, где пропущена одна буква - каранда, шала, малы, голы, ланды, крепы (на липучке, пропущенные буквы тоже на липучке, 6 букв «Ш» на липучке, сюжетные картинки по количеству детей, картинки для звукового анализа слов

(можно парные, магнитофон с записью песенки «Вперёд 4 шага»

Ход занятия:

[/b]

Дети сидят за столами. На ковре разбросаны слова, где пропущена одна буква.

Воспитатель: Ребята, сегодня с вами мы отправимся в страну «Волшебных слов». Но сначала ответьте мне, из чего состоят слова? (из звуков) А чем отличаются звуки от букв? (звуки мы слышим и произносим, а буквы мы видим и читаем) А какие бывают звуки? (гласные и согласные) Какими бывают согласные звуки? (твёрдые и мягкие) Каким цветом мы обозначаем твёрдые согласные (синим) А мягкие согласные? (зелёным) А гласные звуки? (красным)

Но на чём же мы отправимся с вами в страну «Волшебных слов»? Я загадаю вам загадку, а вы попробуйте её отгадать:

Крыльев нет у этой птицы,

Но нельзя не подивиться:

Лишь распустит птица хвост –

И поднимется до звезд. (Ответ: Ракета)

Правильно, ракета. А чтобы запустить мотор, вы должны правильно определить звуки – какие они, мягкие или твёрдые согласные, а может гласные. Когда я назову какой-нибудь звук, вы должны поднять карточку с нужным цветом. Положите карточки перед собой. Приготовились?

Б, З, Д, ТЬ, В, БЬ,ГЬ, С, ДЬ…

Молодцы! Теперь я вижу, что вы готовы отправиться в путешествие, и что вы не потеряетесь в этой чудесной стране. Сели в ракету (руки домиком), заводим мотор (РРРРРРР, полетели

(УУУУУУ, приземлились (ФФФФФФ). Выходим ребята из ракеты и встаём на край поляны (ковра). Странно, смотрите, а на поляне не цветы растут, а карточки какие-то со словами, да ещё странные какие-то, вроде букв не хватает. Кто-то здесь нахулиганил! Кто же это, отзовись, выйди к нам и покажись! (идёт за ширму, берёт игрушку ЖУЖУ БУКВОЕЖКУ).

Ж.Б. : Это я!

Воспитатель: Ты кто?

Ж. Б. : Я Жужа! А ещё меня зовут Буквоежка, потому что я очень люблю кушать разные буковки. Они такие вкусные!

Воспитатель: И сегодня ты решила пообедать…

Ж. Б.: Тихо, пусть ребята отгадают, какие буковки я сегодня скушала.

Воспитатель: Ну, хорошо, (берёт первую карточку со словом «каранда…» и помещает её на фланелеграф) Как вы думаете, какой буквы здесь не хватает? (Ш, правильно, давайте прочитаем слово. Где стоит звук «Ш» - в начале, середине, или конце слова? (в конце) Следующее слово …

(аналогично вставляет звук «Ш» во все слова)

Ну вот, Жужа и порядок!

Ж.Б. А давайте поиграем! Я буду называть вам слова, а вы будете отгадывать где спрятался звук «Ш» Только вы мне помогайте, с места выкрикивать не надо, а кого назовёт … кстати вас как зовут? (Светлана Васильевна, тот и отвечает. Договорились?

ШАПКА, КОШКА, ШУБА, МЫШЬ, ШАР, ЛОШАДКА, ШЕРСТЬ.

Ух, какие молодцы! А давайте сейчас я прочту вам стихотворение, а вы мне скажите- какой звук чаще всего в нём встречается.

Мышонку мама-мышка шептала: «Шалунишка!

Шумишь, шуршишь, болтаешь… Ты маме шить мешаешь!

А я, — шептала мышка, — подушку шью малышке.

В подушке не пушинки, а шутки и смешинки.

Поешь пшена немножко и спать ложись, мой крошка.

Лишь голову положишь — во сне увидеть сможешь

То, что шепнет на ушко волшебная подушка».

Какой звук чаще всего встречается этом стихотворении? (звук «Ш») Правильно!

Воспитатель: Что-то у тебя Жужа, все загадки про звук «Ш» !

Ж.Б. А мне нравится этот звук - шипишь его в удовольствие…

Воспитатель: А ты знаешь Жужа какой это звук?

Ж. Б. : Какой, какой – вкусный!

Воспитатель: Я не про это! Он гласный или согласный?

Ж.Б: Не знаю!

Воспитатель: Ребята, как вы думаете, какой звук «Ш» - гласный или согласный? (ответы) Правильно, конечно согласный, потому что его нельзя пропеть, и во рту мешает язычок. А вот какой согласный, знаете? Звук «Ш»- всегда твёрдый согласный! Запомните! И ты Жужа запомни!

Ж.Б. Хорошо, звук «Ш» всегда твёрдый согласный!

Воспитатель: А теперь я загадаю тебе, Жужа, загадку, а ты отгадай.

Жу-жу-жу, я на ветке сижу.

Я на ветке сижу, букву Ж всегда твержу.

Зная твердо букву эту,

Я жужжу весной и летом. (жук)

(Ж. Б. отгадывает с помощью детей)

Жужа, а какой звук чаще всего встречается в этой загадке? (раздумывает)

Как вы думаете, ребята? (звук «Ж») Правильно! Звук «Ж» как и звук «Ш» тоже всегда твёрдый согласный! Запомнили ребята? (спрашивает 3-4 детей какой звук и как он обозначается)

Придумайте мне слова на звук «Ж». (жаба, жираф, журавль и т. д.)

Жужа, а ты умеешь играть в игру «Назови наоборот»? (нет, здесь со мной никто не играет) Тогда посиди и посмотри как ребята будут играть, а когда научишься, то мы и с тобой поиграем!

Проводится игра «Назови наоборот» (слова – антонимы)

Ж. Б. Ой, я поняла! Я теперь тоже смогу с вами поиграть! Вы ведь придёте ко мне ещё?

Воспитатель: Конечно придём! А хочешь мы тебя ещё одной игре научим? (Конечно хочу) Игра называется «Подбери словечко»

Игра «Подбери словечк

о»[/b]

(называем слова прилагательные к существительным)

• Мама какая? (добрая, ласковая, любимая, хорошая)- можно один и тот же вопрос нескольким детям

• Солнце какое?

• Море какое? И т. д.

Молодцы ребята! А сейчас давайте сядем за столы! И ты, Жужа,садись вместе с нами.

Скажите мне пожалуйста – что обозначает эта схема? (на доске Схема предложения из 3 слов) (ответы детей)

• Из чего состоит предложение? (из слов)

• Сколько слов в этом предложении? (три)

• Что это на палочка вертикальная в начале предложения? Что она обозначает? (Первое слово в предложении пишется с большой буквы)

• А в конце предложения? (ставится точка)

Молодцы, я сейчас вам раздам карточки, а вы по картинкам составьте предложения из 3 слов, придерживаясь этой схемы. (раздаёт всем и Жуже)

Ж.Б. Я придумала! (говорит своё предложение)

Молодец Жужа! А вы ребята придумали? (ответы детей)

Физкультминутка под музыку «Вперёд 4 ша

га»[/b]

Жужа: Светлана Васильевна, а у меня тоже есть карточки с картинками, только там нарисованы какие-то клеточки, я ничего не понимаю.

Воспитатель: Ну, давай, покажи свои карточки (достаёт из-за ширмы карточки для звукового анализа слов - разные)

Ну, Жужа, это нам знакомо, правда ребята? Давайте научим Жужу разбирать слова по звукам)

(воспитатель раздаёт всем карточки и дети садятся за столы)

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе. «В гостях у Жужи-Буквоежки»

Напоминаю, гласные звуки обозначаются красным цветом, значит в нужной клеточке мы положим красную фишку, согласные твёрдые звуки- синим, мягкие согласные – зелёным. Будьте внимательны.

(дети работают за столами) воспитатель проверяет, хвалит детей. Затем прощается с Жужей -Буквоежкой, обещает вернуться ещё и поиграть, Жужа обещает тоже придумать новые игры для детей.

Воспитатель предлагает вернуться в детский сад (так же на ракете)

В конце спрашивает - понравилось ли детям путешествие в страну «Волшебных слов» Что они нового узнали? (Про звуки «ж» и «ш» - всегда твёрдые) Хвалит детей.

Конец.

Публикации по теме:

Презентация на различение парных звонких и глухих согласных «Найди соседа» Цель игры: учить детей на слух определять парные звонкие и глухие согласные, развивать фонематический слух, обогащать словарь детей. Обучение.

Тематический план по обучению грамоте. Полетаева Маргарита Сергеевна, воспитатель высшей квалификационной категории, МБДОУ МО г. Краснодар «Детский сад общеразвивающего вида №.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе. «В гостях у Жужи-Буквоежки»
Опубликовано: 22 января 2013 в 18:40
+15Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 21.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....

День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД