Приложение МААМ

Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе с использованием здоровьесберегающего сопровождения

Татьяна Тихонова
Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе с использованием здоровьесберегающего сопровождения
▼ Скачать + Заказать документы

Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе

с использованием здоровьесберегающего сопровождения и построенного в соответствии с современными требованиями развивающего обучения.

Тема «Звук и буква О»

Разработчик: учитель-логопед Тихонова Т. Г., высшая квалификационная категория.

Публикация «Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе с использованием здоровьесберегающего сопровождения» размещена в разделах

Цель: Развитие фонематического слуха и фонематического восприятия на материале звука [О] с использованием игр и упражнений.

Задачи: Оздоровительные :

• развивать дыхание, голос, моторные и сенсорные функции,

• способствовать нормализации тонуса мышц артикуляционного аппарата;

образовательные:

• познакомить с акустико – артикуляционными свойствами звука [О],

• упражнять в проведении анализа звукосочетаний и слогов,

• развивать пространственные представления;

воспитательные:

воспитывать положительные личностные качества: желание справедливо оценивать работу сверстника и аргументировать своё решение.

Предварительная работа:

- игры на развитие слухового внимания «Повтори ритм», «Где звучит колокольчик», «Запомни, повтори», «Найди ошибку», «Будь внимательным»;

- игра «Четвёртый лишний», «Так и не так»,

- игры на развитие ориентировки в пространстве.

Наглядный материал:

Смешарик Нюша, панно с осенним пейзажем, сенсорно – дидактические подвески, ручной держатель, фоновая доска, подставки, лупа, предметные картинки, схемы артикуляционной гимнастики, зеркальца, звуковые линейки, фишки красного и синего цвета, ленточки разной длины, символы силы голоса, стаканы с водой, трубочки, указка.

Методы и приёмы, используемые на занятии.

- Словесные: пояснение, объяснение, указание, метод прямого воздействия, педагогическая оценка, оценка сверстника,, интонированного произнесения;

-Наглядные: рассматривание картинного материала, символов, схем;

-Практические: игровые упражнения, поисковые действия, осязание, обведение, использование предметно – схематической модели.

Ход занятия. Здоровьесберегающее сопровождение

Вводная часть. 1 этап. Организационный.

Дети стоят в кругу.

Появляется игрушка –смешарик Нюша, которая признаётся детям, что любит играть.

Смешарик обращается к детям.

- Давайте знакомиться. Меня зовут Нюша. А тебя? Назовите себя по-взрослому (имя и отчество).

Нюша предлагает детям сесть за стол и замечает стаканы с водой.

- для чего вам стаканы и трубочки? (для дыхательной гимнастики)

- Научите меня, пожалуйста.

Дети подходят к столу, берут стаканы с водой и трубочку. Проводится дыхательная гимнастика. По силе «бури» в стакане, ребёнок определяет качество выполнения дыхательной гимнастики.

Нюша очень довольна, подходит к столу, видит зеркальце и удивляется:

- Вы любите рассматривать себя в зеркале?

- Мы делаем артикуляционную гимнастику.

Дети берут в руки зеркальце. Взрослый показывает схему артикуляционного упражнения, дети выполняют, используя зрительный контроль.

2 этап. Постанова мотивации.

Сообщение темы.

Нюша: Я хотела сделать сюрприз, подготовила картинки для ребят, но потеряла их. Как мне быть?

Дети принимают решение: помочь гостье. Дети проходят по групповой комнате и собирают предметные картинки.

Нюша задаёт вопросы.

- Как всё это можно назвать одним словом? (овощи)

- Помогите угадать первый звук в слове.

- С каким звуком мы познакомимся?

3 этап. Введение нового материала.

Актуализация личного опыта ребёнка.

Дети сидят за столом.

Нюша просит помочь определить характеристику звука. Как это сделать?

- Что поможет определить положение губ? (зеркальце)

Дети берут зеркальце и дают характеристику звука, опираясь на план-схему:

Губы округлены, зубки закрыты губами,

Язык лежит на дне рта,

Горлышко «работает».

- Встречается ли преграда на пути воздушной струи?

Дети объясняют Нюше, что звук «О» - гласный: язык, губы и зубы не мешают свободному прохождению воздуха.

- Фишкой какого цвета будем обозначать звук «О»?

(нужна фишка красного цвета)

- О! Это мой любимый цвет!

Игра «Будь внимательным»

Нюша играет вместе с детьми.

- Закройте глаза. Я назову много звуков, а вы поднимите красную фишку, услышав звук «О».

Будьте внимательны!

А – И – У – О – И – О – У - …

- «Ловите звук «О» в слогах».

ОМ – УМ – АМ – ИМ – НО -…

- Узнайте звук в словах.

ОБУВЬ – ОСЕНЬ - АНЯ– ОЛЯ - ДОМ – ЛУК – СОМ

- Вы старались, узнали звук.

Дети с Нюшей садятся по-турецки на ковёр.

Взрослый приглашает помощников с лентами.

- Чем похожи ленточки? (цветом, материалом, шириной)

- Чем отличаются ленточки Миши и Ани? (длиной)

- Как произносим звук «О», когда поднимут длинную ленточку? (долго, протяжно)

- Как произносим звук, увидев поднятую вверх короткую ленту? (коротко, отрывисто).

- Как споёте звук, когда покажут на ноту на верхней линии? Когда ноту посередине? Ноту внизу.

Выходят 3 помощника (дети).

У одного – карточка с нарисованной трубой (символ «громко», у другого – карточка с перечёркнутой трубой («тихо», у третьего – карточка с нотным станом, на котором 3 ноты.

- Как будет звучать звук «О», когда увидите трубу?

- Какой силы звук вы будете произносить, увидев перечёркнутую трубу?

- Что подсказывает нота на верхней линейке?

Дети произносят звук [О] соответственно карточке.

Нюша приглашает детей к доске, чтобы поиграть в следопытов (определять расположения фишек).

На доске в разных местах фишки красного цвета. В правом верхнем углу - 2 фишки, в центре - 3 и т. д.

Учитель-логопед называет направление, дети произносят звук «О» столько раз, сколько фишек.

- Центр. - Левый нижний угол…

Самостоятельная деятельность детей по освоению нового материала.

Работа со звуковыми линейками.

- Нюша просит научить её пользоваться линейкой.

- Выберите фишку для звука [О].

А где картинки?

Дети идут по групповой комнате и находят картинный материал: осень, нос, пальто, окна, стол, Оля, сом, колесо, дом, орден, зерно, волк, забор.

Дети сидят за столом.

Нюша выполняет задание вместе с детьми.

Логопед называет слова со звуком «О», дети отмечают на звуковой линейке место звука в слове.

Самостоятельная работа.

Каждому ребёнку даются 3 предметные картинки.

- Ваши действия? (Назвать картинку, определить место звука «О» в слове, отметить на звуковой линейке).

Затем дети меняются картинками.

Нюша гордится своими новыми друзьями.

4 этап. Оздоровительный момент.

Гимнастика для глаз с использованием офтальмотренажёра (система условных символов).

- За кем мы сегодня понаблюдаем?

Дети выбирают объект из банка данных: бабочка, жук, воздушный шарик, фишка, самолёт, вертолёт.

Дети выбирают объект, затем прослеживают его путь на офтальмотренажёре.

5 этап. Закрепление материала.

Нюша просит приготовить конверты с фишками.

- Слушайте внимательно слоги и покажите фишками

последовательность звуков.

АУ, ИО, ОМ, УМ, МО, РУ…

Игра «Найди ошибку»

Дети называют слоги, взрослый последовательно выкладывает схему слога фишками. Дети находят ошибку и выполняют задание.

Нюша оценивает работу детей.

Работа в парах.

Игра «Найди ошибку».

Один из пары называет слог или звукосочетание, другой проводит анализ (затем дети меняются ролями).

Поощряется справедливая оценка и попытка аргументировать своё решение, а также желание помочь напарнику.

6 этап. Речемыслительный тренинг.

Нюша проводит игру «Запомни, повтори».

- С каким звуком мы сегодня познакомились?

- Я назову несколько слов. Одно слово в этом ряду – лишнее.

- Запомните и повторите слова, которые можно объединить: «Осень, Оля, остров, озеро, арка»

- Какое слово не подходит к другим? (арка)

- Почему вы так решили?

Все слова начинаются на звук «О», арка – на звук «А»,

Сок, дом, кот, мак, год, ток.

Кино, стекло, седло, крыло, перья.

7 этап. Знакомство с буквой О.

Педагог читает стихотворение.

В этой букве нет угла,

Оттого она кругла.

До того она кругла,

Покатиться бы могла.

Рассматривание буквы:

- На что она похожа?

Нюша радуется, эта буква похожа на её фигуру, просит детей погладить её.

Нюша вместе с детьми обводит пальцем букву, выкладывают буквы на картоне пуговицами, верёвочками.

Игра «Угадай букву».

Прощупывание буквы пальцами (глаза закрыты).

Нюша восхищается способностями детей.

8 этап. Итог.

Педагог благодарит детей и обращается к ним:

- С каким звуком мы познакомились?

- Почему «О» обозначается красной фишкой?

Игра «Секретные слова»

Надо подобрать каждому ребёнку 5 слов со звуком «О» и назвать их Нюше по секрету, на ушко.

9 этап. Рефлексия.

Дети стоят около взрослого.

- Что было трудно?

- Что помогло нам справиться с заданием?

Эмоциональное приветствие детей на занятие

Учёт особенностей физиологической фазы «врабатывания» у детей.

Способствует развитию речевого дыхания.

Способствует нормализации тонуса мышц артикуляционного аппарата.

Применение данного метода способствует активизации инициативы детей.

Обеспечение оптимальных с физиологической точки зрения условия для восприятия и переработкиновой информации.

Интонированное произнесение облегчает восприятие.

Смена позы в соответствии с видом деятельности.

Способствует совершенствованию голосовых функций и развитию концентрации и переключения слухового внимания.

Поддержание работоспособности детей с помощью игры

Режим поиска.

Поиск картинок в группе, на панно, на сенсорно – дидактических подвесках.

Обеспечение фактора фиксации внимания в «фазе устойчивой работоспособности»

Гимнастика для глаз проводится для снятия зрительного напряжения.

Учёт особенностей работы с детьми с нарушением зрения.

Поддержание работоспособности детей с помощью работы в парах.

Игра проводится для активизации детей в период снижения умственной работоспособности.

Используется приём интонированного произнесения.

Обеспечение оптимальных с физиологической точки зрения условия для восприятия и переработки новой информации – «чувственный» (гладят руками, рассматривают, обводят, ощупывают)

Снятие эмоционального напряжения с помощью положительных эмоций, вызванных похвалой, тактильным контактом.

Публикации по теме:

«Звук [С], буква С». Конспект занятия в старшей группе по подготовке к обучению грамоте детей с ОНР Конспект занятия в старшей группе по подготовке к обучению грамоте детей с ОНР. Провела учитель-логопед Анисимова Светлана Александровна.

Анкета для родителей, образовательная область «Коммуникация» .

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе с использованием здоровьесберегающего сопровождения
Опубликовано: 10 ноября 2013 в 16:12
+4Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе с использованием здоровьесберегающего сопровождения» (включая файлы) размещена пользователем Татьяна Тихонова (УИ 155058) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД