Татьяна Тихонова
Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе с использованием здоровьесберегающего сопровождения
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе
с использованием здоровьесберегающего сопровождения и построенного в соответствии с современными требованиями развивающего обучения.
Тема «Звук и буква О»
Разработчик: учитель-логопед Тихонова Т. Г., высшая квалификационная категория.
Публикация «Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе с использованием здоровьесберегающего сопровождения» размещена в разделах
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Старшая группа
- Темочки
Цель: Развитие фонематического слуха и фонематического восприятия на материале звука [О] с использованием игр и упражнений.
Задачи: Оздоровительные :
• развивать дыхание, голос, моторные и сенсорные функции,
• способствовать нормализации тонуса мышц артикуляционного аппарата;
образовательные:
• познакомить с акустико – артикуляционными свойствами звука [О],
• упражнять в проведении анализа звукосочетаний и слогов,
• развивать пространственные представления;
воспитательные:
• воспитывать положительные личностные качества: желание справедливо оценивать работу сверстника и аргументировать своё решение.
Предварительная работа:
- игры на развитие слухового внимания «Повтори ритм», «Где звучит колокольчик», «Запомни, повтори», «Найди ошибку», «Будь внимательным»;
- игра «Четвёртый лишний», «Так и не так»,
- игры на развитие ориентировки в пространстве.
Наглядный материал:
Смешарик Нюша, панно с осенним пейзажем, сенсорно – дидактические подвески, ручной держатель, фоновая доска, подставки, лупа, предметные картинки, схемы артикуляционной гимнастики, зеркальца, звуковые линейки, фишки красного и синего цвета, ленточки разной длины, символы силы голоса, стаканы с водой, трубочки, указка.
Методы и приёмы, используемые на занятии.
- Словесные: пояснение, объяснение, указание, метод прямого воздействия, педагогическая оценка, оценка сверстника,, интонированного произнесения;
-Наглядные: рассматривание картинного материала, символов, схем;
-Практические: игровые упражнения, поисковые действия, осязание, обведение, использование предметно – схематической модели.
Ход занятия. Здоровьесберегающее сопровождение
Вводная часть. 1 этап. Организационный.
Дети стоят в кругу.
Появляется игрушка –смешарик Нюша, которая признаётся детям, что любит играть.
Смешарик обращается к детям.
- Давайте знакомиться. Меня зовут Нюша. А тебя? Назовите себя по-взрослому (имя и отчество).
Нюша предлагает детям сесть за стол и замечает стаканы с водой.
- для чего вам стаканы и трубочки? (для дыхательной гимнастики)
- Научите меня, пожалуйста.
Дети подходят к столу, берут стаканы с водой и трубочку. Проводится дыхательная гимнастика. По силе «бури» в стакане, ребёнок определяет качество выполнения дыхательной гимнастики.
Нюша очень довольна, подходит к столу, видит зеркальце и удивляется:
- Вы любите рассматривать себя в зеркале?
- Мы делаем артикуляционную гимнастику.
Дети берут в руки зеркальце. Взрослый показывает схему артикуляционного упражнения, дети выполняют, используя зрительный контроль.
2 этап. Постанова мотивации.
Сообщение темы.
Нюша: Я хотела сделать сюрприз, подготовила картинки для ребят, но потеряла их. Как мне быть?
Дети принимают решение: помочь гостье. Дети проходят по групповой комнате и собирают предметные картинки.
Нюша задаёт вопросы.
- Как всё это можно назвать одним словом? (овощи)
- Помогите угадать первый звук в слове.
- С каким звуком мы познакомимся?
3 этап. Введение нового материала.
Актуализация личного опыта ребёнка.
Дети сидят за столом.
Нюша просит помочь определить характеристику звука. Как это сделать?
- Что поможет определить положение губ? (зеркальце)
Дети берут зеркальце и дают характеристику звука, опираясь на план-схему:
Губы округлены, зубки закрыты губами,
Язык лежит на дне рта,
Горлышко «работает».
- Встречается ли преграда на пути воздушной струи?
Дети объясняют Нюше, что звук «О» - гласный: язык, губы и зубы не мешают свободному прохождению воздуха.
- Фишкой какого цвета будем обозначать звук «О»?
(нужна фишка красного цвета)
- О! Это мой любимый цвет!
Игра «Будь внимательным»
Нюша играет вместе с детьми.
- Закройте глаза. Я назову много звуков, а вы поднимите красную фишку, услышав звук «О».
Будьте внимательны!
А – И – У – О – И – О – У - …
- «Ловите звук «О» в слогах».
ОМ – УМ – АМ – ИМ – НО -…
- Узнайте звук в словах.
ОБУВЬ – ОСЕНЬ - АНЯ– ОЛЯ - ДОМ – ЛУК – СОМ
- Вы старались, узнали звук.
Дети с Нюшей садятся по-турецки на ковёр.
Взрослый приглашает помощников с лентами.
- Чем похожи ленточки? (цветом, материалом, шириной)
- Чем отличаются ленточки Миши и Ани? (длиной)
- Как произносим звук «О», когда поднимут длинную ленточку? (долго, протяжно)
- Как произносим звук, увидев поднятую вверх короткую ленту? (коротко, отрывисто).
- Как споёте звук, когда покажут на ноту на верхней линии? Когда ноту посередине? Ноту внизу.
Выходят 3 помощника (дети).
У одного – карточка с нарисованной трубой (символ «громко», у другого – карточка с перечёркнутой трубой («тихо», у третьего – карточка с нотным станом, на котором 3 ноты.
- Как будет звучать звук «О», когда увидите трубу?
- Какой силы звук вы будете произносить, увидев перечёркнутую трубу?
- Что подсказывает нота на верхней линейке?
Дети произносят звук [О] соответственно карточке.
Нюша приглашает детей к доске, чтобы поиграть в следопытов (определять расположения фишек).
На доске в разных местах фишки красного цвета. В правом верхнем углу - 2 фишки, в центре - 3 и т. д.
Учитель-логопед называет направление, дети произносят звук «О» столько раз, сколько фишек.
- Центр. - Левый нижний угол…
Самостоятельная деятельность детей по освоению нового материала.
Работа со звуковыми линейками.
- Нюша просит научить её пользоваться линейкой.
- Выберите фишку для звука [О].
А где картинки?
Дети идут по групповой комнате и находят картинный материал: осень, нос, пальто, окна, стол, Оля, сом, колесо, дом, орден, зерно, волк, забор.
Дети сидят за столом.
Нюша выполняет задание вместе с детьми.
Логопед называет слова со звуком «О», дети отмечают на звуковой линейке место звука в слове.
Самостоятельная работа.
Каждому ребёнку даются 3 предметные картинки.
- Ваши действия? (Назвать картинку, определить место звука «О» в слове, отметить на звуковой линейке).
Затем дети меняются картинками.
Нюша гордится своими новыми друзьями.
4 этап. Оздоровительный момент.
Гимнастика для глаз с использованием офтальмотренажёра (система условных символов).
- За кем мы сегодня понаблюдаем?
Дети выбирают объект из банка данных: бабочка, жук, воздушный шарик, фишка, самолёт, вертолёт.
Дети выбирают объект, затем прослеживают его путь на офтальмотренажёре.
5 этап. Закрепление материала.
Нюша просит приготовить конверты с фишками.
- Слушайте внимательно слоги и покажите фишками
последовательность звуков.
АУ, ИО, ОМ, УМ, МО, РУ…
Игра «Найди ошибку»
Дети называют слоги, взрослый последовательно выкладывает схему слога фишками. Дети находят ошибку и выполняют задание.
Нюша оценивает работу детей.
Работа в парах.
Игра «Найди ошибку».
Один из пары называет слог или звукосочетание, другой проводит анализ (затем дети меняются ролями).
Поощряется справедливая оценка и попытка аргументировать своё решение, а также желание помочь напарнику.
6 этап. Речемыслительный тренинг.
Нюша проводит игру «Запомни, повтори».
- С каким звуком мы сегодня познакомились?
- Я назову несколько слов. Одно слово в этом ряду – лишнее.
- Запомните и повторите слова, которые можно объединить: «Осень, Оля, остров, озеро, арка»
- Какое слово не подходит к другим? (арка)
- Почему вы так решили?
Все слова начинаются на звук «О», арка – на звук «А»,
Сок, дом, кот, мак, год, ток.
Кино, стекло, седло, крыло, перья.
7 этап. Знакомство с буквой О.
Педагог читает стихотворение.
В этой букве нет угла,
Оттого она кругла.
До того она кругла,
Покатиться бы могла.
Рассматривание буквы:
- На что она похожа?
Нюша радуется, эта буква похожа на её фигуру, просит детей погладить её.
Нюша вместе с детьми обводит пальцем букву, выкладывают буквы на картоне пуговицами, верёвочками.
Игра «Угадай букву».
Прощупывание буквы пальцами (глаза закрыты).
Нюша восхищается способностями детей.
8 этап. Итог.
Педагог благодарит детей и обращается к ним:
- С каким звуком мы познакомились?
- Почему «О» обозначается красной фишкой?
Игра «Секретные слова»
Надо подобрать каждому ребёнку 5 слов со звуком «О» и назвать их Нюше по секрету, на ушко.
9 этап. Рефлексия.
Дети стоят около взрослого.
- Что было трудно?
- Что помогло нам справиться с заданием?
Эмоциональное приветствие детей на занятие
Учёт особенностей физиологической фазы «врабатывания» у детей.
Способствует развитию речевого дыхания.
Способствует нормализации тонуса мышц артикуляционного аппарата.
Применение данного метода способствует активизации инициативы детей.
Обеспечение оптимальных с физиологической точки зрения условия для восприятия и переработкиновой информации.
Интонированное произнесение облегчает восприятие.
Смена позы в соответствии с видом деятельности.
Способствует совершенствованию голосовых функций и развитию концентрации и переключения слухового внимания.
Поддержание работоспособности детей с помощью игры
Режим поиска.
Поиск картинок в группе, на панно, на сенсорно – дидактических подвесках.
Обеспечение фактора фиксации внимания в «фазе устойчивой работоспособности»
Гимнастика для глаз проводится для снятия зрительного напряжения.
Учёт особенностей работы с детьми с нарушением зрения.
Поддержание работоспособности детей с помощью работы в парах.
Игра проводится для активизации детей в период снижения умственной работоспособности.
Используется приём интонированного произнесения.
Обеспечение оптимальных с физиологической точки зрения условия для восприятия и переработки новой информации – «чувственный» (гладят руками, рассматривают, обводят, ощупывают)
Снятие эмоционального напряжения с помощью положительных эмоций, вызванных похвалой, тактильным контактом.