Соколова Светлана Федоровна
Конспект занятия по обучению основам финансовой грамотности в старшей группе «Семейный бюджет»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия по обучению основам финансовой грамотности в старшей группе «Семейный бюджет».
Цель: формирование основ финансовой грамотности детей старшего дошкольного возраста.
Задачи:
Публикация «Конспект занятия по обучению основам финансовой грамотности в старшей группе „Семейный бюджет“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Семейный бюджет
- Старшая группа
- Финансовая грамотность, деньги. Экономическое воспитание
- Финансовая грамотность. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
Образовательные:
- познакомить детей с составляющими семейного бюджета,
- познакомить детей с путями экономии расходов бюджета семьи;
- создавать условия для развития внимания, логического мышления, связной речи; способствовать формированию коммуникативных отношений.
Развивающие:
- развивать познавательный интерес, мышление, память, внимание и воображение;
- расширить словарный запас детей понятиями «доходы», «расходы», «зарплата», «пенсия», «стипендия»;
- обогащать представления детей о правильном отношении к деньгам и разумному их использованию, бережливости, честности, взаимовыручки, щедрости.
- побуждать отвечать на вопросы воспитателя полным ответом.
Воспитательные:
- Способствовать воспитанию нравственных качеств.
-Формировать эмоциональную отзывчивость, умение играть вместе,
дружно.
Оборудование и материалы:
Демонстрационный материалы:
Проектор, мультимедийная презентация.
Раздаточный материал: атрибуты для игры «Распределение семейного бюджета» (картинки с изображением расходов); Д/ игра: «Что можем купить за деньги?»; Д/ игра: с фонариком «В каком магазине был Лёва»; кошельки с купюрами и монетами, касса, продукты для игры в «Магазин».
Структура НОД:
Старший возраст
Длительность НОД 25 минут-Вводная часть-5 минут.
Основная часть-15 минут.
Заключительная часть -5 минут.
Ход занятия:
Воспитатель предлагает детям закончить стихотворение:
Чтоб продукты потреблять,
В платьях ярких щеголять,
Чтобы вкусно есть и пить,
Надо всё это …. (купить!
Воспитатель: За все товары мы платим деньги.
Воспитатель: Скажите мне, что такое деньги?
Дети: ответы детей (Это то, на что мы покупаем товары в магазине).
Воспитатель: Правильно, деньги, это такая вещь, которой измеряют стоимость всех товаров. На деньги мы можем что-либо купить, приобрести.
Воспитатель: Хорошо. А теперь скажите мне, какие бывают деньги? Знаете?
Дети: ответы детей.
Воспитатель: Да. Бумажные деньги называются купюрами, еще есть металлические, железные деньги, их называют монетами (показываем бумажные деньги и монеты). Но еще есть и безналичные деньги, это пластиковая карта (показываем пластиковую карточку, мы денег не видим, но они лежат на карте, и мы можем картой расплачиваться за товар. Вы видели у своих родителей такую карточку? Как они покупают товар и расплачиваются по карте?
А для чего нам нужны деньги?
Дети: ответы детей.
А откуда берутся деньги?
Ответы детей
Воспитатель: Что такое зарплата?
Ответы детей.
Воспитатель: Правильно, это деньги, которые родители получают за свой труд. А если человек состарился и не может работать, где он берёт деньги на покупки?
Ответы детей.
Воспитатель: Да, пенсия – это деньги, которые государство платит пожилому человеку за то, что он честно работал, когда был молодым. У нас государство помогает тем, кто уже не работает – пожилым людям, и тем, кто ещё не работает – детям. Это называется пособие на детей. Вы подрастёте, окончите школу, поступите в институт или университет, а государство будет вам помогать, платить деньги за то, что вы учитесь. Это называется стипендия.
Воспитатель: Ребята, вы когда-нибудь слышали слово «бюджет»? Слово бюджет произошло от старинного слова «бюджетте», что переводится как кошелек, сумка, мешок с деньгами. Бюджет может быть разным : бюджет страны, области, ваших семей. И тогда это будет называться «семейный бюджет».
Ребята а сейчас я предлагаю вам посмотреть мультфильм, что такое семейный бюджет?
Воспитатель: Ребята, так что же такое семейный бюджет? Семейный бюджет складывается из зарплат родителей, пенсий дедушек и бабушек, стипендий и пособий сестричек и братиков. Это доходы семейного бюджета. К доходам можно ещё отнести выигрыш в лотерею, подарок денежный на день рождения, дополнительный заработок — продажа с огорода овощей.
Воспитатель: Но в каждой семье есть и расходы. Просите ли вы своих родителей, когда они получают зарплату купить вам сладости или игрушки? А знаете ли вы, на что нужно родителям израсходовать деньги в первую очередь? Оплата детского сада, покупка еды, одежды, оплата за квартиру, за свет, за воду, за электричество — всё это расходы семьи. И за всё это нужно заплатить вашим родителям.
Теперь давайте разберемся, как вы думаете, «мама купила айфон» - это доход или расход денег в семье?
Дети: ответы детей (Расход).
Воспитатель: Почему вы так думаете?
Дети: ответы детей (она купила, потратила).
Воспитатель: Правильно. Когда мы покупаем что-то в магазинах, платим за коммунальные услуги, за детский сад – это считается расходом. Мы отдаем наши деньги, а взамен получаем какой-нибудь товар, услугу.
Проводится игра: «Доход - расход».
Воспитатель: Я вам предлагаю поиграть в игру, которая называется «Доход-расход». Я буду называть примеры семейных доходов и расходов. И тот, кому я брошу мяч, должен ответить, доход это или расход. (Дети встают в круг, воспитатель бросает им мяч и задает вопрос.)
- Мама с папой получили зарплату…. (доход)
- Мама заплатила за детский сад…. (расход)
- Вы нашли клад….(доход)
- Бабушка купила молоко…. (расход)
- Мама купила ботиночки…. (расход)
- Дедушка получил пенсию (доход)
- Папа заплатил за стрижку (расход)
- Брат получил стипендию…. (доход)
- Вы купили билеты в кино…. (расход)
Воспитатель: Молодцы, ребята, все справились! Теперь вы точно знаете, где доходы, а где расходы в семье. (дети садятся на места)
Воспитатель: В семейном бюджете есть необходимые расходы, на которые нужно тратить деньги в первую очередь, а есть расходы необязательные, на которых можно и сэкономить и не тратить деньги. Как вы думаете, какие в вашей семье есть обязательные расходы?
Ответы детей.
Воспитатель: А, какие расходы можно назвать ненужными и без них можно обойтись?
Ответы детей.
Проводится пальчиковая гимнастика.
Пальчиковая гимнастика
Один, два, три, четыре, пять (хлопки в ладоши)
Будем денежки считать. (сжимаем и разжимаем пальцы рук)
Один и два оплатим дом, (пальцы в кулак, отгибаем мизинец и безымянный)
Дом, в котором мы живём.
Третья монетка – одежду купить, (отгибаем средний палец)
На четвёртую монетку купим есть и пить (отгибаем указательный палец)
Ну а пятую пока (шевелим большим пальцем)
Спрячем на донышке кошелька! (спрятать большой палец в кулак,
согнув все пальцы).
Воспитатель. Воспитатель: Правильно. А все ли мы можем купить в магазине? Давайте поиграем? Дети: Да.
Проводится Дидактическая игра: «Что можно купить за деньги?»
Я буду называть вещи, предметы, а вы:
- если мы можем купить это в магазине отвечаете «Да» и нужно положить карточку в корзину,
- если не можем купить отвечаете «Нет» и карточку оставляем.
Купить мы море можем. (нет)
А куклу и машинки. (да)
А лес густой и ветерок конечно ….(нет)
Но шоколадку, творожок, конечно….(да)
Вот солнце светит, мы его купить смогли бы? …. (нет)
А платье новое и сапоги, купить смогли бы?. (да)
Воспитатель: Молодцы все правильно ответили.
Воспитатель: Ребята, а сейчас я вам предлагаю поиграть в игру с фонариком «В каком магазине был Лёва?». Поиграем? Дети: Да.
Проводится игра с фонариком «В каком магазине был Лёва?».
Воспитатель: Молодцы ребята все справились с заданием. А сейчас я предлагаю вам не много отдохнуть. Проводится физминутка: «Покупка».
«Покупка»
Мы бежали по дорожке (бег на месте)
Вдруг, порвались босоножки! (один громкий хлопок в ладоши)
Что же делать? Как нам быть? (разводим поочередно руки в стороны)
Где же обувь нам добыть? (обнять щечки ладошками и покачать головой)
Будем туфли покупать! (потопать ногами в ритм словам 4 или 7раз)
Станем денежки считать! (потереть большим пальчиком другие пальцы, обеими руками одновременно)
Один (рубль, два, три, четыре (с размахом вскользь хлопаем правой ладонью об левую и наоборот, 4 хлопка)
Вот мы туфельки купили! (указываем ручками на обувь, выставляя на пяточку то правую, то левую ножку).
Воспитатель: А теперь давайте отгадаем загадки? Дети: Да.
И врачу и акробату
Выдают за труд ….(зарплату).
Мы кладем их не в платок
Мы кладем их в кошелек (деньги).
Коль трудился круглый год
Будет кругленьким (доход).
Очень вкусная витрина
Овощного…. (магазина).
За сметану и за сыр
В кассе чек пробьет (кассир).
Мебель, хлеб и огурцы
Продают нам (продавцы).
Заключительная часть:
Воспитатель: Молодцы ребята, все загадки отгадали.
Воспитатель: А сейчас я предлагаю вам поиграть в игру «Магазин».
Проводится сюжетно-ролевая игра «Магазин».
Воспитатель: Наше занятие подходит к концу. Вам понравилось занятие? Интересно вам было? А может кому-то трудно было? Что мы сегодня нового узнали?
Ответы детей.
Воспитатель: Ребята, я хочу пожелать вам, чтобы в ваших семьях было как можно больше того, что не продается – счастье, здоровье, уважение, дружба и любовь. Вы все большие молодцы!