Папки-передвижки

Конспект занятия по ознакомлению детей с Петербургом в подготовительной группе

Алина Горбанева
Конспект занятия по ознакомлению детей с Петербургом в подготовительной группе

Конспект занятия по ознакомлению детей с Петербургом в подготовительной группе

Тема: Пискарёвское мемориальное кладбище

Цель: 1. Способствовать развитию эмоционально-ценностного отношения к памятникам Санкт-Петербурга.

2. Обобщить знания детей о блокаде Ленинграда.

3. Пробудить интерес детей к памятникам Победы (Пискарёвское мемориальное кладбище).

4. Воспитывать уважение к жителям города, его истории.

Публикация «Конспект занятия по ознакомлению детей с Петербургом в подготовительной группе» размещена в разделах

Предварительная работа: «Никто не забыт, ничто не забыто» (беседа о войне, о блокаде Ленинграда, о защитниках города, о жителях, о трудностях и лишениях того времени и т. д.).

Ход занятия.

Не зря старушка в булочной одной

Поправила стоявших перед нею:

– Хлеб, милые, не черный. Он ржаной,

Он ладожский, он белого белее.

Он святой.

Воспитатель: Как вы думаете, почему старушка так поправила говорящих? О чем она говорила? А что вы знаете о блокаде нашего города?

Ответы детей.

Воспитатель: «Пискарёвкой» сначала называлось небольшое поле на окраине Санкт-Петербурга, принадлежавшее помещику по фамилии Пискарёвский. Потом на этом поле было создано кладбище, также названное Пискарёвским. В годы Великой Отечественной войны и ленинградской блокады оно стало одним из основных мест захоронения умерших жителей города. По всей территории кладбища были вырыты траншеи для братских могил, в которых за четыре года войны было похоронено много тысяч человек. После окончания войны город начал восстанавливаться, и на его окраинах стали возводить новые жилые дома, и уже через несколько лет Пискарёвское кладбище оказалось в центре одного из новых районов Ленинграда. После этого было решено увековечить память о жертвах блокады, создав на кладбище мемориальный комплекс. Кладбище стало называться «Пискарёвское мемориальное кладбище». В центре него установили величественный монумент – гранитную стену, над которой возвышается бронзовая скульптура «Мать-Родина».

Рассматривание иллюстраций или слайдов с изображением Матери - Родины.

Воспитатель: Что вы видите? Кто это? Что можно сказать про ее одежду? Как она смотрит, какой у нее взгляд? Что у нее в руках? Из листьев какого дерева гирлянда? Как вы думаете, почему именно из дубовых листьев?

Рассуждения детей.

Воспитатель читает отрывок из стихотворения О. Бергольц «. Я буду сегодня с тобой говорить.» :

Смотри – материнской тоскою полна,

за дымной грядою осады,

не сводит очей воспаленных страна

с защитников Ленинграда.

Спасибо тебе за тревогу твою,-

она нам дороже награды.

О ней не забудут в осаде, в бою

защитники Ленинграда.

Мы знаем – нам горькие выпали дни,

грозят небывалые беды

но Родина с нами, и мы не одни,

и нашею будет победа.

Мать - Родина смотрит на ряды братских могил, которых очень много. Большинство могил на этом кладбище безымянные, и о покоящихся в них людях известно лишь то, что когда-то они защищали Ленинград или пытались выжить в окруженном городе.

Рассматривание детьми иллюстраций:

Здесь лежат ленинградцы.

Здесь горожане — мужчины, женщины, дети.

Рядом с ними солдаты-красноармейцы.

Всею жизнью своею

Они защищали тебя, Ленинград,

Колыбель революции.

Их имён благородных мы здесь перечислить не сможем,

Так их много под вечной охраной гранита.

Но знай, внимающий этим камням:

Никто не забыт и ничто не забыто.

Воспитатель: Это стихотворение написала Ольга Берггольц, которая во время блокады находилась в нашем городе вместе с другими жителями.

Воспитатель зажигает свечку.

Горит дрожащая свеча.

Не дунь на пламя сгоряча.

А ты, волшебный огонек,

О чем бы нам поведать мог?

Воспитатель: Посмотрите на огонек и расскажите, какие чувства он у вас вызывает. На что похож огонек пламени? В каких еще ситуациях вы могли смотреть на пламя и думать о чём-то далеком и таинственном, о важном и глубоком?

Ответы детей.

Воспитатель: Но есть огонь, который вызывает у людей особые чувства и особые воспоминания. Это вечный огонь. Как вы думаете, почему зажигают вечный огонь?

Рассуждения детей.

Воспитатель рассказывает детям легенду об огне.

Издавна люди наделяли огонь таинственной силой. В древности считалось, что в сердце каждого человека горит частица божественного огня.

Одна старинная легенда повествует: «Жило некогда племя людей, которых враги согнали с родной земли. Они были бы обречены на гибель в гнилом болоте, если бы не Данко. Данко решил спасти людей и вывести их из дремучего и гибельного леса к свету. Люди поверили и пошли за ним. Но дорога была трудная. Многие не выдерживали тягот пути и умирали. Тьма окружала людей, и надежда на спасение таяла с каждой минутой. Идущие за Данко стали роптать на него и обвинять, будто он хочет погубить их раньше назначенного им времени. Но он не стал сердиться на них. Он почувствовал, что в сердце его лишь сильнее разгорается любовь к людям и желание их спасти.

«Что сделаю я для людей!» — воскликнул Данко. И тогда он разорвал руками грудь и вырвал из неё своё сердце. Свет горящего сердца Данко озарил путь отчаявшимся людям. И они с новыми силами бросились вперед, за Данко, к своему спасению. А когда достигли края леса, за которым начиналась для них новая жизнь, силы оставили Данко. Он упал и умер…»*

Вот такая прекрасная и печальная легенда.

А может, огонь зажигают на могилах, потому что он должен напоминать о вечной жизни души — как свечки в храме? Или чтобы он согревал души оставшихся в живых и тоскующих по своим родным, погибшим в годы войны?

Но главное, что вечный огонь будит в людях воспоминания и не дает забыть погибших во имя Отечества.

Он горит зимой и летом, днем и ночью. И потому его называют вечным.

Когда исполнилось пятнадцать лет со Дня Победы, в этот день на кладбище запылал Вечный огонь, зажжённый от пламени другого Вечного огня, горящего на Марсовом поле.

К вечному огню и к монументу «Матери-Родины» на Пискарёвском мемориальном кладбище люди приносят цветы в знак признательности за подвиг и мужество солдат и горожан, за то, что они сумели сохранить наш прекрасный город.

Мы сегодня с вами рассмотрели не всё, что есть на Пискарёвском кладбище. Там открыт музей. А вот о том, что хранится в этом музее, мы с вами поговорим в следующий раз.

Последующая работа: рисование вечного огня; беседа или занятие о других объектах Пискарёвского кладбища; экскурсия и т. д.

Публикации по теме:

Марш ПобедыМарш Победы Уже несколько лет я работаю над темой «Нравственно-патриотическое воспитание старших дошкольников через воспитание интереса к героическому.

Санкт-Петербург Детство пора открытий!Задача взрослых помочь ребёнку делать открытия, наполнив их воспитывающим содержанием,которое способствовало бы формированию.

Автор публикации:
Конспект занятия по ознакомлению детей с Петербургом в подготовительной группе
Опубликовано: 19 марта 2015 в 21:09
+15Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 9.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.

5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД