МААМ-картинки

Конспект занятия с использованием ИКТ по ознакомлению с историей и культурой донских казаков в старшей группе

Старкина Наталья
Конспект занятия с использованием ИКТ по ознакомлению с историей и культурой донских казаков в старшей группе

Конспект занятия по ознакомлению с историей и культурой донских казаков

Цель:

- Приобщать дошкольников к культуре донского края; расширять представления детей о быте казаков в далеком прошлом; знакомить детей с казачьими песнями, учить видеть красоту донских напевов; закрепить знания о казачьей кухне, правильном рациональном питании;

Публикация «Конспект занятия с использованием ИКТ по ознакомлению с историей и культурой донских казаков в старшей группе» размещена в разделах

- развивать и обогащать словарный запас, пополнять новыми понятиями и словами, связанными с предметами быта : ухват, активизировать в речи детей слова: курень, казаки, станица:

- прививать уважение к традициям родного народа, воспитывать чувства патриотизма и любви к Родине.

Задачи:

Воспитательные:

1. Воспитывать чувства патриотизма к Родине.

2. Воспитывать любовь к своей малой Родине.

3. Воспитывать чувство гордости за свой народ.

Образовательные:

1. Формировать знания об истории возникновения казачества.

2. Обобщать и систематизировать знания о культуре и быте казаков.

Развивающие:

1. Развивать внимание, память.

2. Прививать бережное отношение к традициям родного края.

3. Развивать и обогащать словарный запас.

Словарная работа: курень, казаки, икона, прялка, лампасы, чугунок.

Предварительная работа с детьми: изучение физической карты Ростовской области, выставка детских рисунков, изготовление макета казачьего куреня, разучивание игры «Звонок». Рассматривание картин, рисунков, иллюстраций в книгах с изображением куреней, станиц, подворий казаков. Беседа о том, как жили казаки в старину. Разучивание пословиц о доме, стихотворений о казаках и родной станице.

Методические приемы: показ, объяснение, беседа.

Ход занятия:

Воспитатель начинает «экскурсию» с показа видеоматериала о реке Дон и чтения стихотворения «Весна в степи на Дону»

Тихий Дон разливается тихо.

И ничем по весне не сдержать.

По-казачьи, задорно и лихо

Предъявляя могучую стать.

Берега, что в верховьях крутые,

Заросли вековым камышом.

Пейзажи донские родные

Входят в душу прекрасным стихом.

Растянулись вдоль Дона станицы,

Белизною блестят курени.

Чернобровы донские девицы,

И отважны донцы-молодцы.

Воспитатель: Ребята, о чем говорится в этом стихотворении?

Дети: О нашей реке Дон.

Слайд №2, №3

Воспитатель: А что вы знаете о реке Дон? Какая она?

Дети: Она большая, широкая, полноводная, с красивыми берегами, она тянется далеко по всей нашей области. По ней ходят корабли, теплоходы. По берегам расположены многочисленные деревни, села, города.

Воспитатель:Дети, а вы знаете откуда пошло название реки Дон. В далекие времена в неизвестной тогда реке утонул сын бога Марса Танаис, в последствии, Дионис, и теперь Дон в честь его и зовут.

Слайд № 4

Воспитатель:А как назывались люди, которые в далеком прошлом селились на берегу Дона?

Дети: Их стали называть казаками.

Слайд № 5

Воспитатель: Да их называли казаками. Они были воинами, защитниками Родины; пахали землю, сеяли пшеницу, строили дома.

Воспитатель:Ребята, как назывались дома, в которых жили казаки?

Дети: Они назывались курени.

Воспитатель:Курень – по- монгольски значит «круглый». Казаки строили дома так, чтобы можно было переходить из одной комнаты в другую по кругу. В давние времена казаки строили землянки : рыли яму, сверху накрывали ветками и засыпали землей. А потом какие стали строить дома. Потом дома стали строить из дерева и камня.

Слайд №6, №7

Воспитатель:А вы хотите побывать в казачьем курене и посмотреть, как жили наши прадедушки и прабабушки. (Выслушивает ответы детей) Если вы готовы, то сейчас мы с вами побываем в казачьем курени. Казаки были очень гостеприимны и набожны, в каждом курени в углу всегда висела икона.

Слайд № 8, № 9

Воспитатель: Казаки по праздникам и воскресеньям всегда ходили в церковь. На праздник казачка готовила особое угощение. Давайте вспомним любимые блюда казаков.. Казачья еда была очень полезной. Есть блюда, которые отличали казачью кухню от других. А вы знаете какие-нибудь казачьи кушанья?

Дети: В Дону водилась рыба. Казаки из нее варили уху, жарили, запекали.

А еще варили холодец, различные каши, студень, лапшу, борщ пекли кулебяки, пироги, хлеб.

Слайд № 10

Воспитатель: Еду готовили на печке в чугунках. А ставили чугунки в печь ухватом. Посуда была из глины, ложки были деревянные. Вся семья ела из одной посудины, по старшинству. Посуду любили расписывать разными цветами.

Слайд № 11

Воспитатель: главным украшением казака считалось оружие : сабли, копья, кинжалы.

Слайд № 12

Воспитатель: а в куренях кровати: вязанные покрывала, пуховые одеяла – шила сама казачка. Верх она отделывала из цветных лоскутов – лоскутное одеяло, а на кровати возвышалась гора подушек под вязанными накидками.

Слайд № 13, № 14

Воспитатель: а какая одежда была у казаков и казачек! Самотканая, само сшитая, расшитая разными узорами. Казаки носили широкие штаны – шаровары и кафтан, на голове носили шапку, на ногах сапоги. Кинжал и сабля вешались казаку на пояс.

Слайд № 15, № 16

Воспитатель: костюм казачки состоял из юбки и кофты. Юбки украшались оборками и кружевом, а кофты тесьмой, вышивкой и бисером. Какую прическу носили казачки?

Слайд № 17

Дети: молодые девушки носили косу, а женщины заплетали волосы вокруг головы.

Слайд № 18

Воспитатель: казаки воевали, занимались земледелием, а казачки - детьми и домашним хозяйством. Но было время и веселью. Они пели песни, водили хороводы, устраивали игрища.

Слайд № 19, № 20, № 21

Давайте и мы поиграем в игру!

Игра «Звонок»

Дети встают в круг, крепко держась за руки. В круг заходят 2 детей. У одного в руках веревочка, у другого колокольчик. Ребенку с веревочкой завязывают глаза. Он должен по звуку колокольчика поймать своего противника и накинуть на него веревочку. Круг не позволяет играющим расходиться далеко.

Воспитатель: очень строго в казачьей семье соблюдались традиции и обычаи. Скажите, пожалуйста. Какие законы должны соблюдать казаки с детства?

Дети: с уважением относиться к старшим. Уважать мать, сестру, жену. Надо быть честным и скромным.

Воспитатель: молодцы, ребята! В казачьих семьях авторитет, почитание родителей было наиболее важным делом. Без согласия родителей не решался ни один вопрос. В обращении к родителям и старшим соблюдались сдержанность, вежливость, уважительность. К отцу и матери обращались только на Вы. При появлении старшего по возрасту все должны были встать. Не разрешалось в присутствии старших сидеть, разговаривать, курить. Старшим и пожилым людям младшие должны были уступить дорогу. Вот такие строгие обычаи соблюдались в семьях.

Слайд № 22

А теперь давайте вспомним какие вы знаете пословицы о казаках.

Дети: казак и в беде не плачет.

Атамана из плохого казака не получиться.

Где враг, там и казак.

Казак без службы – не казак.

Воспитатель: а как вы думаете, где большую часть жизни находились казаки.

Дети: на службе, в боях, в походах.

Воспитатель: правильно. А на чем ездили казаки.

Дети: на конях.

Воспитатель: да. У казаков была особенная любовь к лошадям. Лошади были самыми верными их друзьями. Они не расставались ни в бою, ни в труде. Часто казаки на праздниках проводили скачки.

Слайд№ 23, №24

Вос-ль: донские казаки до сих пор чтят традиции своих предков.

И мы с вами должны гордиться и беречь такую красоту, созданную нашими предками.

Вспоминает казак о крае родном

Сидя на резвом коне вороном,

О белой хате, о черной земле

Мечтает он, сидя в твердом седле.

О стройных березках и тополях,

О златых колосьях в широких полях,

О речке родной, что Доном зовется,

О синей воде, что блестит серебром.

На этом наше занятие подошло к концу. Теперь я знаю, что наши предки гордились бы вами.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Варенички я варила. Конспект занятия по ознакомлению с историей и культурой донских казаковВаренички я варила. Конспект занятия по ознакомлению с историей и культурой донских казаков Знакомство дошкольников с историей и обычаями донских казаков МБДОУ ЦРР д/с № 7 «Белочка» Итоговое занятие «Варенички я варила» Старшая.

Конспект НОД для детей старшей группы «Степная аптека на службе человека» Степная аптека на службе человекаПрограммное содержание : - приобщать дошкольников к культуре донского края; - расширять представления.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия с использованием ИКТ по ознакомлению с историей и культурой донских казаков в старшей группе
Опубликовано: 30 июня 2014 в 19:09
+24Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 24.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД