Татьяна Лукашина
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи детей в средней группе «Путешествие в осенний лес»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи детей на тему :
«Путешествие в осенний лес»
(средняя группа).
Цели:
Образовательная: расширять представления об образе жизни диких животных осенью, о том, как они готовятся к зиме, об их жилищах; обогащать словарь названиями:
- Диких животных (заяц, медведь, волк, лиса, ёж, белка)
- их жилищ (нора, дупло, берлога)
Публикация «Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи детей в средней группе „Путешествие в осенний лес“» размещена в разделах
- Занятия по ознакомлению с окружающим миром
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Лес. Прогулки и путешествия по лесу
- Осенний лес. Конспекты занятий
- Осень. Занятия по развитию речи
- Осень. Конспекты занятий на осеннюю тему
- Осень. Материалы для воспитателей
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Средняя группа
- Темочки
- Характерных признаков (лиса - хитрая, заяц- трусливый, медведь- косолапый);
закреплять умение выделять голосом звуки /а/, /о/, называть эти звуки, слышать в слове.
Развивающая : развивать общую моторику, фантазию, воображение.
Воспитательная: воспитывать любовь к природе.
Оборудование: игрушки (заяц, еж, белка, волк, медведь, лиса).
Ход занятия.
1. Оргмомент.
Воспитатель. Дети, давайте вспомним, какое сейчас время года. Вы ведь, наверное, слышали, что дикие животные осенью готовятся к зиме? Предлагаю вам пойти в лес и посмотреть, как они это делают. Звери пугливы, поэтому давайте превратимся в невидимок, для того, что бы по наблюдать за обитателями леса.
Раз, два, три, четыре, пять-
Начинаем мы считать
И окажемся в лесу
Где раскрасила листву
В цвет багряный, золотистый
Осень разноцветной кистью.
Входим в лес. Тихо. Где же звери? Ой, смотрите кто это? Я кого-то уже вижу.
Хожу в пушистой шубе,
Живу в густом лесу.
В дупле на старом дубе
Орешки я грызу.
Кто это?
Дети. Белка.
Воспитатель. Правильно, белочка. Вот она (показывает игрушку).
Белка. Здравствуйте ребята. Вы пришли ко мне в гости? Посмотрите, какая я красивая. Какая у меня шубка?
Дети. Рыжая, пушистая, мягкая.
Белка. А зимой какого цвета у меня шубка?
Дети. Серая.
Белка. А почему?
Дети. Деревья зимой голые, серые, и серая шубка белки незаметна на фоне деревьев, когда она прячется от врагов, например от ястреба.
Белка. Ребята, а чем же я буду питаться? Подскажите мне, какие запасы сделать на зиму?
Дети. Белка сушит грибы, орехи в ямке прячет.
Белка. А кто знает, как называется мой дом?
Дети. Дупло.
Воспитатель. Белочка, а ребята сейчас найдут в этом слове волшебный звук. Послушайте: «дупло -/о/». Какой звук вы слышите в конце слова? Как он называется?
Дети. Гласный.
Воспитатель. Почему?
Дети. Его можно петь.
Воспитатель. Сережа, повтори для белочки слово дупло так, чтобы звук /о/ слышался дольше других.
Какой звук ты выделил голосом? (Спрашивает еще двух – трех человек)
Белка. Спасибо, ребята. Я теперь узнала, что названием моего домика есть волшебный звук. Ой, ребята, а зимой я в нем, наверно, замерзну.
Как же мне его утеплить?
Дети. Застелить травой и листьями.
(Белочка благодарит ребят, дети прощаются с ней и идут дальше по лесу.)
Воспитатель. Ой, а это кто?
Сердитый недотрога
Живет в глуши лесной.
Иголок очень много,
А нитки не одной.
Дети. Ёжик.
Воспитатель. Правильно ёжик (показывает игрушку).
Бежит-торопится куда- то. Ёжик- ёжик куда ты торопишься?
Ёжик. Зима скоро, спешу дом свой утеплить. Ой, как здесь ребят много. Здравствуйте! Ну – ка, скажите, чем мне лучше утеплить домик?
Дети. Сухими листьями
Ёжик. А как он называется?
Дети. Норка.
Воспитатель. Ребята, а вы знаете, что в слове норка есть волшебный звук? Послушайте: «но-/о/-рка». Какой звук вы слышите? Ирочка, скажи слово норка так, что бы звук /о/ слышался дольше других. (спрашивает двух – трех человек.)
Ёжик. А скажите мне, ребята, чем я буду зимой питаться?
Дети отвечают.
Но ведь ягод, грибов, червяков, жуков зимой нет. Я зимой сплю, нагуляю жир летом и осенью, что бы всю зиму сытым спать.
Ёжик, ёжик, а мы про тебя песенку знаем.
(Дети идут по кругу, изображая ёжика)
Физкультминутка.
Жил в лесу колючий ёжик
Да-да-да
Был клубочком и без ножек
Да-да-да
Не умел он хлопать (дети стоят в кругу,
Хлоп-хлоп-хлоп движения по тексту)
Не умел он топать
Топ- топ-топ
Не умел он прыгать
Прыг-прыг-прыг
Только носом шмыгал
Шмыг-шмыг-шмыг
А ребята в лес пошли
Да-да-да
Ёжика в лесу нашли
Да-да-да
Научили хлопать
Хлоп-хлоп-хлоп
Научили топать
Топ-топ-топ
Научили прыгать
Прыг-прыг-прыг
Научили бегать
Шмыг-шмыг-шмыг
Воспитатель. А кто еще из зверей в спячку впадает?
Правильно, медведь. (Показывает игрушку)
Медведь. Здравствуйте ребята. Скажите мне, чем я питаюсь летом и осенью
Дети. Ягодами, грибами, муравьями, жуками.
Воспитатель. На зиму он не делает запасов. Почему?
Дети. Он всю зиму спит.
Воспитатель. Где спит медведь?
Дети. В берлоге.
Воспитатель. Натаскал молодых елочек, мха, хвороста. Зимой берлогу накроет снежное одеяло. Тепло в ней медведю.
Дети. Идут дальше по лесу.
Ой, а это кто?
Он зимой холодной
Ходит злой, голодный
Дети. Волк.
Воспитатель. Он тоже к зиме готовиться. (показывает игрушку). Шерсть его за лето и осень отрастает и становится густой и теплой. Почему?
Дети. Волк спит прямо на снегу, закрыв хвостом нос и ноги.
Воспитатель. Волки живут зимой семьями. Кто входит в волчью семью?
Дети. Волк, волчица и волчата.
Воспитатель. Это волчья стая. Днем они спят, а охотятся ночью.
Пойдем те ка посмотрим, кто же еще живет в лесу. Ой, ребята, кто это? (Показывает игрушечного зайца).
Заяц. Здравствуйте ребята! Я так рад, что вы пришли ко мне в гости. Посмотрите, какой я стал красивый. Какого цвета у меня шубка?
Дети. Белая.
Заяц. А зачем мне зимой шубу менять надо? От кого я прячусь?
Дети. От лисы.
Заяц. А где же мой дом?
Дети. Днем заяц спит в снежной ямке, ночью выходит еду добывать.
Заяц. А что я ем зимой?
Дети. Заяц обгладывает кору с веток опавших деревьев, забирается в сад и лакомится корой яблонь.
Дети. Заяц а ты посидим а мы про тебя расскажем. (работа по схеме)
Заяц. Ой, ребята что-то я заболтался с вами, слышу, сюда лиса бежит. (убегает)
Воспитатель. А вот и рыжая плутовка-лиса. (показывает игрушку).
Она зимой как в валенках, потому что отрастает у нее на лапах густая шерсть и лиса не мерзнет.
Чем питается лиса зимой?
Дети. Мышей из - под снега достает.
Итог.
Воспитатель. Ну что ж, наша прогулка подошла к концу.
А давайте мы на поезде вернемся в детский сад.
Дети играют в поезд, стоя друг за другом двигаясь под музыку, уходят из группы.
Литература:
1. В. Гербова - Занятия по развитию речи в средней группе детского сада, Москва.
2. Н. В. Рыжова «Развитие речи в детском саду», Ярославль, 2010 г.
3. Максаков А. И., Тумакова Г. А. Учите, играя: Игры и упражнения со звучащим словом. – Москва, 1983.