Светлана Глёх
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром «В гостях у домовёнка Кузи»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: формирование интереса дошкольников к культуре и быту русского народа.
Задачи:
Обучающие: дать детям знания, почему раньше Русь называли деревянной; познакомить детей с предметами быта, изготовленными из дерева; дать детям представление о роли домового в русском быте; познакомить детей с пословицами о печке; формировать интерес к устному народному творчеству.
Развивающие: развивать речь детей как средство общения; развивать логическое мышление, память; развивать умение действовать согласовано; развивать интерес к русской культуре.
Публикация «Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром „В гостях у домовёнка Кузи“» размещена в разделах
- Занятия по ознакомлению с окружающим миром
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» март 2023
Воспитательные: воспитывать интерес и уважительное отношение к русской культуре, любовь к устному народному творчеству, уважительное отношение к окружающим.
Материалы: Панно, изображающее русскую избу, макет русской печки, предметы русского быта (стол с самоваром, прялка, сундук, деревянная посуда, ложки, гребень, игрушка домовёнок Кузя, МР3 проигрыватель, диск с русской народной музыкой.
Предварительная работа: Рассматривание картинок с изображением предметов русского быта, чтение русских народных сказок, разучивание русских народных игр.
Ход занятия.
Воспитатель заводит детей в группу под веселую музыку.
Воспитатель: Ребята, какой сегодня чудесный день. Давайте друг другу улыбнёмся и подарим радостное настроение.
Ребята, а вы любите путешествовать? А на чём можно отправиться в путешествие? ( Ответы детей: машина, автобус, самолёт, поезд и т. д.).
Я хочу предложить вам отправиться в путешествие на машине времени.
Закрывайте глаза и медленно повернитесь вокруг себя.
Звучит таинственная музыка. Дети с закрытыми глазами поворачиваются вокруг себя. В это время воспитатель снимает покрывало с панно русской избы.
Воспитатель: Русь деревянная – края дорогие.
Здесь издавна русские люди живут.
Они прославляют жилища родные,
Раздольные русские песни поют.
Звучит русская народная песня «Во поле березка стояла», дети в это время разглядывают панно, макет русской печки, предметы быта.
Воспитатель: Ребята, где мы с вами оказались? ( Ответы детей: в русской избе).
За печкой слышен стук.
Воспитатель: Ребята, слышите? Кто бы это мог быть? Давайте посмотрим!
Воспитатель достаёт из-за печки куклу домовёнка Кузи (воспитатель говорит за себя и за домовёнка).
Воспитатель: Ребята, вы узнали кто это? ( Ответы детей: домовёнок Кузя). Раньше считалось, что домовой есть в каждом доме, хотя никто его никогда не видел. Как вы думаете, зачем в доме домовой? (Ответы детей).
Домовёнок : Правильно, ребята!
Я за печкой живу,
Охраняю избу.
Хозяйке помогаю,
Всё в доме убираю.
И лишь в дом все заснут,
Берегу покой, уют.
Ну что ж, заходите в гости, коль пожаловали! Покажу вам свою избу.
Вот, полюбуйтесь, печь моя любимая, пол-избы занимает. А вы знаете зачем она в доме нужна? (Ответы детей).
Домовёнок : С печью связаны весь быт, вся жизнь на Руси. Печь не только обогревала избу. В печи пекли хлеб, готовили еду себе и домашним животным. На печи сушили обувь, одежду, грибы, ягоду, мелкую рыбешку. Здесь можно было спать.
В народе про печь говорили: Печь нам мать родная. На печи всегда красное лето. Русская печь – царица дома.
Воспитатель: Кузя, наши ребята читали много русских народных сказок про печь. Правда, ребята, давайте их вспомним!
Дети называют русские народные сказки, где встречается печь: «Гуси-лебеди», «По щучьему велению», «Жихарка», «Царевна-лягушка», «Колобок», «Заюшкина избушка» и др.
Кузя хвалит детей.
Домовёнок : Ребята, а вы знаете почему Русь называют деревянной? (Ответы детей). Давным-давно на Руси люди строили себе жилища из брёвен. Такие дома назывались избами или срубами. Знаете, почему? Правильно, лесов на Руси было много, поэтому жилища строили, или как в старину говорили, рубили с помощью строительных инструментов. Знаете, каких? А ну отгадайте загадки:
Кланяется, кланяется, придет домой – растянется. (Топор)
Туда-сюда снуёт, что в зубы возьмёт, на две части разжуёт. (Пила)
Сам деревянный, а голова железная. (Молоток)
Домовёнок : правильно, молодцы. Но не только дома делали из дерева, почти всё, что находилось в избах делали тоже из дерева. А вы сможете назвать, что в моей избе сделано из дерева? ( Ответы детей: стол, сундук, прялка, гребешок, ложки).
Домовёнок : Правильно. Всё это делали русские умельцы из дерева, даже такие мелкие предметы, как ложка. Каждый крестьянин с малолетства учился вырезать себе собственный столовый прибор. Кроме этого деревянные ложки использовали в качестве музыкальных инструментов. Тех, кто на них играл, называли ложкарями.
Хотите попробовать поиграть на ложках? Тогда становитесь в круг и повторяйте за мной движения.
Движения повторяются под русскую народную мелодию.
1. Держим ложки за черенки и ударяем друг о друга «щеками»;
2. Скользящие удары ложки о ложку, ложки держим в вертикальном положении;
3. Ударяем ложками по три раза возле правого и левого уха;
4. Ударяем ложками два раза перед собой, два раза по коленкам;
5. Быстро ударяем ложками над головой.
Домовёнок : Какие вы молодцы, из вас вышли неплохие ложкари!
Воспитатель: Кузя, ребята в благодарность за твоё гостеприимство, хотят пригласить тебя поиграть вместе в игру «Кто с нами!» Ты увидишь, какие наши ребята дружные, всё делают вместе, сообща!
Проводится русская народная игра «Кто с нами».
Дети двигаются под русскую народную музыку по кругу, когда останавливаются, произносят слова:
Кто с нами, кто с нами траву косить (имитируют покос травы косой,
Кто с нами, кто с нами дрова рубить (показывают, как рубят дрова,
Кто с нами, кто с нами тесто месить (показывают, как месят тесто,
Кто с нами, кто с нами пироги печь (показывают, как пекут пироги).
Воспитатель: Ну что ж пора прощаться, спасибо тебе Кузя за гостеприимство, за рассказы интересные. Нам надо возвращаться в детский сад.
Домовёнок : И мне было с вами очень интересно, вы такие дружные, любознательные и весёлые ребята. Приходите ещё ко мне в гости я для вас новые интересные истории приготовлю.
Дети прощаются с Кузей, домовёнок возвращается за печку.
Воспитатель: Ребята, садитесь в нашу машину времени. Закрывайте глаза и поворачивайтесь вокруг себя. (Звучит таинственная музыка, дети поворачиваются вокруг себя, воспитатель в это время накидывает на панно покрывало.
Воспитатель: Ребята, понравилось вам путешествие?
У кого в гостях мы были?
Какие предметы русского быта мы встретили у домовенка Кузи?
Какие новые слова вы узнали?