МААМ-картинки

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе «Почва и ее свойства» (15 фото)

Тамара Белащук
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе «Почва и ее свойства»
▼ Скачать + Заказать документы

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром.

Подготовительная группа, ГККП я/сад №27, г. Павлодара, воспитатель – Белащук Тамара Александровна.

Тема: «Почва и ее свойства».

Цель: Иметь представление о почве, как плодородном слое земли.

Публикация «Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе „Почва и ее свойства“» размещена в разделах

Задачи:

Познакомить с основным свойством почвы – плодородием, в процессе опытов установить ее состав.

Способствовать проявлению и активизации собственной исследовательской деятельности в проведении опытов. Помогать устанавливать причинно-следственные связи и отношения; выделять существенные признаки, фиксировать и обобщать их, используя схемы и модели.

• Развивать навыки аналитического мышления (умение сравнивать, обобщать, рассуждать, делать выводы, критичность мышления (умение доказывать свою точку зрения). Совершенствовать связную речь, расширять кругозор.

• Воспитывать навыки коммуникативного общения, формировать доброжелательность в общении, любознательность, любовь к природе.

Методические приемы:

словесный: беседа, рассказ педагога, рассказы детей (описание, обоснование, рассуждение, обобщение);

частично-поисковый: решение проблемных ситуаций, исследование;

наглядный: рассматривание предметов исследования, схем, моделей;

практический: выполнение опытов, составление схем-моделей.

Оборудование: таблицы, схемы, указатели, карандаши, толковый словарь; для опытов – образцы почвы, стаканы, кувшины, стеклянные палочки, спиртовка, лупа, вата, воронка, стаканы с водой.

Словарная работа: «почва», «плодородная», «перегной». Ход занятия.

1. Мотивационно-побудительный этап

Психогимнастика

«Наши нежные цветки

Открывают лепестки…

Ветерок чуть дышит,

лепестки колышит.

Наши алые цветки

Закрывают лепестки,

Головой качают,

Тихо засыпают».

Плавное раскрывание пальцев,

Помахивание руками перед собой

И плавное опускание их.

2. Организационно-поисковый этап

1) Решение проблемной ситуации

(Дети стоят вокруг стола 1, на столе два цветочных горшка с растениями).

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе «Почва и ее свойства»

- Посмотрите внимательно, в чем сходство и в чем различие?

Дети:

сходство – одинаковые цветочные горшки, один сорт растения, поливаем одинаково, стоят в одной комнате;

различия – в одном цветочном горшке растение большое, пышное, с крупными крепкими листьями, а в другом – растение маленькое, с мелкими вялыми листьями.

- Как вы думаете, почему это произошло?

Дети: в одном цветочном горшке земля темная, а в другом – песок.

2) Повторение

- Что мы знаем о песке?

Дети: пропускает хорошо воду, но нет в нем питательных веществ для растений.

Вывод: Поэтому растение ослабленное, листья мелкие и вялые. (Дети сели).

3) Новая тема

- Темная земля – это почва.

Мы сегодня узнаем, что такое почва и из чего она состоит.

Словарная - Заглянем в толковый словарь:

работа «Почва – верхний плодородный слой земли на котором растут растения».

- Давайте выделим основной признак почвы, которым она отличается от песка!

Дети: Основным признаком является плодородие почвы.

- Как вы понимаете слово – «плодородие»?

Дети: дает силу для жизни и роста растений.

- А нам что дает силу для жизни и роста?

Дети: питание и занятие спортом.

4) Физминутка.

Каждый день по утрам делаем зарядку (ходьба на месте)

Очень нравиться нам делать по-порядку:

Весело шагать (ходьба,

Руки поднимать (руки вверх,

Приседать и вставать (приседания 4 - 6 раз,

Прыгать и скакать (10 прыжков).

5) Проведение эксперимента. (Дети разделились на 4 группы).

- Чтобы узнать из чего состоит почва и почему она плодородна, мы проведем исследование, эксперимент, а данные будем отображать в схемах и таблицах.

а) На трех столах представлены образцы почв с заданием на указателях

Фото «Почва и ее свойства»

- Все дети подходят к столам и выполняют задания на указателях:

• рассмотреть - цвет

• понюхать - запах

• потрогать – состояние.

- Составление схем по подгруппам.

- Рассматривание схем на доске, нахождение общих признаков, обобщение.

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе - фото

Вывод: Почва имеет темный цвет, пахнет листьями и гнилью, рассыпается, может замерзать – становится твердой.

б) Работа в группах одновременно.

(Проведение опытов, составление схем).

1 группа.

Опыт «Прокаливание почвы» выполняют вместе с воспитателем.

- Посмотрите, я нагреваю немного почвы. Над почвой устанавливаю стекло. Что происходит?

Дети: стекло стало влажным.

- Будем продолжать нагревать почву. Что вы видите и чувствуете?

Дети: над почвой появился дым, в группе неприятный запах.

- Это происходит из-за сгорания частиц перегнивших растений и насекомых.

Вывод: в состав почвы входит вода и перегнившие остатки растений и насекомых.

Фото №1 Занятия по ознакомлению с окружающим миром занятия по ознакомлению с окружающим миром

Словарная Перегной – это разложившиеся остатки растений и мелких животных.

работа

- Перегной содержит питательные вещества, которые растения используют для роста и развития.

- А для чего растениям нужна вода?

Дети: для роста растений.

- Вода – это хорошо или плохо?

Дети:

хорошо – растение впитывает воду, не вянет, растет;

плохо – чрезмерный полив может привести к гибели растения – оно сгниет.

- А что было бы, если бы не было воды?

Дети: Все живое быстро бы погибло.

Составление схемы группой.

Фото №2 Подготовительная группа Подготовительная группа ГККП я сад г

Пока дети зарисовывают, воспитатель подходит к другим подгруппам.

2 группа.

Опыт «Изучение почвы в воде».

Задание дано поэтапно в рисунках.

Фото №3 Павлодара воспитатель Белащук Тамара Александровна

Почву ссыпать в стакан, заполнить водой, перемешать содержимое.

Что мы наблюдаем – зарисовать.

Вывод: В почве имеются остатки растений и насекомых (они всплыли наверх, песок и глина (они осели на дно).

Составление схемы

Фото №4 Исследуем почву Почва и ее свойства

3 группа.

Опыт «Обнаружение воздуха в почве».

Задание дано в схеме.

Фото №5 Цель Иметь представление о почве как плодородном слое земли

Бросить в стакан с водой комочек почвы.

Что заметили, зарисуйте.

Вывод: Пузырьки в воде – это воздух выходит из почвы.

- Для чего нужен воздух в почве?

Дети: воздух нужен растению для дыхания.

- А что нужно делать, чтобы почва насыщалась воздухом?

Дети: рыхлить почву.

4 группа.

Опыт «Водопроницаемость почвы».

Задание дано поэтапно в рисунках.

Фото №6 Публикация Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе Почва и ее свойства размещена в разделах Занятия по ознакомлению с окружающим миром Конспекты занятий Фото №7 Все конспекты Подготовительная группа Почва

В воронку вложить небольшой кусочек ваты, сверху насыпать почву, затем осторожно вливать воду. Что произошло, зарисовать.

Вывод: Вода проходит через почву, значит почва водопроницаема. Вместе с питательными веществами вода попадает в растение.

6) Презентация – выступление со схемами одного представителя от группы.

(На доске уже висит первая схема, выходит один ребенок и рассказывает).

Фото №8 Способствовать проявлению и активизации собственной исследовательской деятельности в проведении опытов

Почва имеет темный цвет, пахнет листьями и гнилью, рассыпается и замерзает.

Фото №9 Помогать устанавливать причинно следственные связи и отношения выделять существенные признаки фиксировать и обобщать их используя схемы и модели

В состав почвы входят остатки растений, насекомых и вода. Такая почва называется – перегной. Перегной содержит питательные вещества, которые растение использует для своего роста.

Фото №10 Развивать навыки аналитического мышления умение сравнивать обобщать рассуждать делать выводы критичность мышления умение доказывать свою точку зрения

В почве имеется глина и песок.

Фото №11 Совершенствовать связную речь расширять кругозор

В почве есть воздух – необходимый для жизни растений.

Фото №12 Воспитывать навыки коммуникативного общения формировать доброжелательность в общении любознательность любовь к природе

Почва водопроницаема – вместе с водой в растения попадают питательные вещества.

- Как называется такая почва?

Дети: плодородная

- Так почему у нас в одном горшке растение здоровое, хорошо развитое, а в другом вялое, слаборазвитое?

Дети: Здоровое растение растет в плодородной почве, богатой питательными веществами. Мы поливаем растения, чтобы питательные вещества растворились и с водой впитались в растение, рыхлим почву, чтобы воздух попадал к корням растения.

7) Вывод-обобщение «Мозговой штурм».

- Что такое почва?

Дети: это плодородный слой земли.

- Какого она цвета?

Дети: в основном темного цвета.

- Чем пахнет?

Дети: пахнет сухими листьями и гнилью.

- Какими обладает свойствами?

Дети: рассыпается, замерзает, нагревается, водопроницаемая.

- Из чего состоит?

Дети: Состоит из остатков растений, насекомых, песка, глины, воздуха и воды, которые необходимы для жизни и роста растений.

3. Рефлексия

Что нового узнали?

Чему научились?

Что понравилось?

Публикации по теме:

Презентация. Из жизни насекомых Презентация по ознакомлению с окружающим миром в средней группе на тему: «Из жизни насекомых» В работе с детьми по ознакомлению с окружающим.

Конспект занятия в старшей группе «Из чего состоит почва?»Конспект занятия в старшей группе «Из чего состоит почва?» Цель: познакомить детей, с компонентами, которые входят в состав почвы; развивать навыки исследовательской деятельности; воспитывать познавательный.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе «Почва и ее свойства»
Опубликовано: 28 августа 2014 в 14:55
+8Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе «Почва и ее свойства»» (включая файлы) размещена пользователем Тамара Белащук (УИ 234247) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 12.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД