Папки-передвижки

«Каменный уголь». Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе

Наталья Зюркалова
«Каменный уголь». Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе

Тема: Каменный уголь.

Цели:

1. Познакомить детей со свойствами каменного угля.

2. Закреплять умения обследовать предметы с помощью разных органов чувств, называть их свойства и особенности.

3. Развивать их сенсорные ощущения.

4. Воспитывать интерес к опытнической работе, к явлениям неживой природы.

5. Дать представления о том, как добывают каменный уголь, как он используется человеком.

6. Познакомить с крупнейшими месторождениями каменного угля.

Предварительная работа:

Публикация «„Каменный уголь“, Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе» размещена в разделах

Беседа о профессии шахтера, о его труде, рассматривание иллюстраций по теме, беседа на тему «Полезные ископаемые», чтение художественной литературы о неживой природе.

Оборудование:

Посылка с каменным углем, загадка про каменный уголь, подносы с каменным углем на каждого ребенка, баночки с водой, палочки, физическая карта, красные флажки, схема добычи каменного угля, салфетки, лупа, сигнальные карточки - схемы, картинки по теме, шапочки на каждого ребенка.

Ход занятия.

Введение.

-ребята, скажите, что нас окружает? (предметы)

-а еще что? (природа)

-какая бывает природа? (живая и неживая)

-назовите признаки живой природы. (дышит, размножается, растет, двигается, умирает, питается)

-предлагаю вам поиграть в игру: «Живое – неживое»

-я буду называть предметы, а вы поднимать карточку нужного цвета, зеленую, если предмет живой природы, красную, если предмет неживой природы. (солнце, камень, дерево, небо, цветы, вода)

-молодцы, справились.

-дети, вы все знаете мультфильм «Простоквашино», так вот Шарику почтальон Печкин принес посылку от дяди Федора, и он просит помочь нас ему разобраться.

-ну как поможем?

-давайте посмотрим, что в этой посылке? Ребята, да тут письмо, надо его прочитать.

Письмо: «здравствуй Шарик, я знаю, что у вас кончились дрова и тебе нечем топить печь, и тебе жалко рубить деревья, вот я решил послать тебе эту посылку – сюрприз, надеюсь, ты все поймешь, что к чему. Твой друг дядя Федор.»

-ну что ребята, поможем Шарику разобраться, что к чему?

-да тут еще и загадка: с виду неприглядный камень

Он в земле лежит пластами

Чтоб наверх его достать

Надо в шахте побывать

Под землею огоньки

Это в шахте горняки

Молотками отбивают

Этот очень нужный камень.

-что это?

-правильно, это каменный уголь. (показ каменного угля)

-скажите, а каменный уголь, к какой природе относится? (к неживой)

-мы с вами много говорили про каменный уголь, и сегодня мы продолжим работу, и изучим свойства каменного угля, узнаем, как его добывают, как и где использует его человек.

-ребята, а как называются люди, которые все изучают?

-да, ученые.

-вот я вам сегодня предлагаю немного побыть учеными, давайте наденем шапочки, как знак мудрости.

-я вас приглашаю в нашу лабораторию, для работы. (дети проходят за столы)

-перед вами уважаемые коллеги, все необходимое для работы, посмотрите.

-вот каменный уголь, что вы можете о нем сказать?

-какого он цвета? (черный)

-я как ваш помощник, буду вам помогать, и все найденные свойства буду фиксировать на доске в виде сигнальных карточек.

-уголь твердый или мягкий?

-как вы узнали? (да, нужно на него надавить пальцем)

-гладкий или шершавый?

-блестящий или матовый?

-возьмите его в руки, потрогайте, а теперь посмотрите на руки, что вы заметили?

-да, он пачкается. Вытрите руки салфеткой.

-коллеги, как вы думаете, а он прочный? Давайте проверим.

Опыт: воспитатель молотком ударяет по каменному углю.

-что произошло? (да, он рассыпался)

-Давайте сделаем вывод: каменный уголь прочный, но не настолько, как например мрамор, и от удара он рассыпается.

-как называется это свойство? Какой он? (хрупкий)

-а теперь возьмите лупу и рассмотрите его.

- Какой он? (бугристый, как дерево)

-а сейчас ученый Иван расскажет нам, что он сам знает про каменный уголь.

Сообщение: «каменный уголь – это не просто камень, это полезное ископаемое растительного происхождения, его основу составляют остатки древних болотистых, погибших растений и деревьев, которые разлагаются, гниют и превращаются в рыхлый торф»

-ученый Илья дополнит.

Сообщение: «такой торф лежит много, много лет и потом превращается в каменный уголь»

-уважаемые коллеги, а как вы думаете, что произойдет, если мы опустим каменный уголь в воду? Давайте сделаем это.

Опыт: «опускаем уголь в воду»

-что происходит с водой? (вода помутнела, пошли пузырьки)

-почему пошли пузырьки? Что это такое? (это выходит воздух)

Вывод: правильно, в каждом предмете есть воздух, а в пористых больше. При опускании в воду, он вытесняется ею, поэтому появляются пузырьки.

-а что произошло с углем? (он утонул)

-какой можно сделать вывод? Уголь тяжелый.

-а как вы думаете, уголь растворяется?

-давайте проверим.

Опыт: возьмите палочки и помешайте. Сделайте вывод.

-уголь не растворяется.

-правильно, уголь не растворяется ни в одной из жидкостей.

-сейчас ученый Александр расскажет нам о главном свойстве угля.

Сообщение: «каменный уголь хорошо горит и дает много тепла, поэтому он идет для отопления жилых домов, помещений, используется как топливо на заводах и фабриках»

- нужен ли человеку каменный уголь? (из каменного угля получают лаки, краски, используют для получения лекарства, пластмассы, духов, используют как твердое и жидкое топливо)

-а ученый Слава расскажет как добывают каменный уголь.

Сообщение: «добыча каменного угля производится как на поверхности, так и глубоко под землей. Для добычи под землей строят шахты – это глубокие и темные колодцы. В стволах шахт устанавливают подъемные машины. От стволов шахт по направлению к залежам угля роют подземный коридор, там прокладывают рельсы, делают освещение»

-Данил, коллега продолжите.

Сообщение: «шахтеры добывают уголь с помощью специальных отбойных молотков. Добытый уголь грузят в специальные вагонетки и на них перевозят до ствола шахты. Здесь подъемные машины поднимают уголь на поверхность земли. Там грузят в вагоны и везут туда, где он нужен»

-труд шахтеров очень трудный и тяжелый. Их нелегкий труд облегчают специальные машины. (показ картинок)

-давайте посмотрим на карту, а Денис нам расскажет, где находятсязалежи каменного угля.

Сообщение: «у нас есть места, где есть много каменного угля, целые залежи. Недалеко от Москвы – тульское месторождение, в Новокузнецке, на реке Печоре, а еще есть на Украине, в Донецке»

-давайте флажками отметим эти места.

-а теперь уважаемые коллеги, давайте еще раз повторим все свойства каменного угля, а я запишу, и сделаем вывод, зачем дядя Федор прислал Шарику каменный уголь. И это письмо, и посылку отправим назад в Простоквашино.

-ребята, а Шарик заранее знал, что мы с вами во всем разберемся, и прислал нам в подарок кусочки каменного угля, я вам сейчас их раздам на память о нашем занятии. А вы дома поделитесь своими знаниями со своими родителями.

-всем спасибо за работу.

Публикации по теме:

«Веселые гномики». Игры по сенсорному воспитанию в первой младшей группе«Веселые гномики». Игры по сенсорному воспитанию в первой младшей группе Программные задачи: Находить сходства и различия между предметами,формирования умения называть свойства предметов: большой, маленький,.

Конспект открытой НОД с элементами экспериментирования «Что мы знаем о каменном угле?» Конспект НОД на тему «Что мы знаем о каменном угле?"[/b] Программное содержание: • Развивать представление детей о богатстве недр Земли,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
«Каменный уголь». Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе
Опубликовано: 14 декабря 2013 в 21:21
+8Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 10.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....

День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД