Получи документы

Конспект открытой НОД с элементами экспериментирования «Что мы знаем о каменном угле?»

Анна Павлей
Конспект открытой НОД с элементами экспериментирования «Что мы знаем о каменном угле?»

Конспект НОД на тему «Что мы знаем о каменном угле?"

[/b]

Программное содержание:

• Развивать представление детей о богатстве недр Земли, что каченный уголь – полезное ископаемое.

• Расширять и уточнять представление детей о профессии шахтера, помочь уяснить значимость этой профессии.

• Учить детей устанавливать причинно-следственные связи.

• Воспитывать уважение к людям труда.

Предварительная работа:

Публикация «Конспект открытой НОД с элементами экспериментирования „Что мы знаем о каменном угле?“» размещена в разделах

Экскурсия в котельную, работающую на угле. Беседа на тему «Откуда пришло тепло в детский сад?». Чтение рассказа «Черное золото» из книги С. И. Венецкого «Рассказы о металлах» и рассматривание иллюстраций к нему. Беседа на тему «Профессия мужественных людей» (о шахтерах, Рассматривание иллюстраций, фотографий на тему «Как добывают уголь».

На столе у воспитателя под салфеткой лежит кусок каменного угля. Воспитатель предлагает детям обследовать его руками через салфетку, после чего обращается к ним с вопросом:

- Что бы это могло быть?

- Какое оно?

Ответы детей.

Дети: Ракушка, кубик. Камень. Что-то очень твердое.

Выслушав ответы детей, воспитатель их уточняет и говорит:

Восп. : Да, дети, вы правы, он твердый. Но вы не видите какого он цвета. Быть может, если я скажу вам, какого он цвета, вы сможете мне сказать что это? Итак, кроме того, что он твердый, он еще и черного цвета. Ну так что же это?

Дети: Уголь!

Восп. : Да, вы правы, это уголь и еще его называют каменный уголь. А вот почему его называют каменный, вы скажете мне сами.

Дети : Уголь очень твердый, как камень

Восп. : Да, вы правы. Именно поэтому долгое время считалось, что он сродни камню. Но подумайте, может ли гореть обычный камень?

Дети: Нет.

Восп. : А каменный уголь?

Дети: Горит.

Восп. : Верно, камень не горит. Но почему же тогда каменный уголь дает пламя, он горит.

Ответы детей.

Восп: Да, дети, для вас это загадка. А вот великий русский ученый М. В. Ломоносов (портрет) разгадал эту загадку. Он показал, что каменный уголь образовался из древний растений и деревьев, которые в давние доисторические времена росли на Земле.

- Ну а дерево, дети, горит?

Дети : Горит.

Восп. : Верно, дерево хорошо горит, это знает каждый. Конечно, уголь совсем не похож на дерево, и на цветок тоже не похож. Но если рассмотреть кусок угля под микроскопом. Можно увидеть волокна растений.

Восп. : Давайте и мы с вами тоже посмотрим на каменный уголь под микроскопом.

Дети рассматривают кусочки каменного угля под микроскопом, делятся впечатлениями.

На кусочках пластилина дети выдавливают травинки, листья деревьев, лепестки цветов.

Восп. : Теперь, когда мы с вами узнали откуда взялся уголь, может вы мне скажете тогда, какой профессии люди добывают уголь?

Дети: Шахтеры.

Восп. : А где и как шахтеры добывают уголь?

Дети: Глубоко под землей, в недрах земли, в шахтах, в подземной кладовой.

Воспитатель предлагает детям картину для рассматривания «Шахтер добывает уголь» и ведет беседу по картине:

Вопросы: Кто по профессии этот человек? Какая на нем рабочая одежда? Где находится шахтер? Как вы догадались, что он в шахте? Чем он добывает уголь? Как вы считаете какими качествами характера должны обладать люди этой профессии и почему? Что вы можете рассказать о том, как добытый шахтерами уголь поднимают из шахты на поверхность земли?

Воспитатель поощряет ответы детей и задает следующие вопросы:

- Можно ли сказать, что труд шахтера необходим для людей? Почему?

Дети: Да, труд шахтера необходим для людей потому, что люди других профессий не умеют добывать уголь. Врачи лечат людей, художники пишут картины, портниха шьет одежду, но все они должны работать в тепле.

Восп. : Дети, если я скажу, что каменный уголь полезное ископаемое, попробуйте объяснить мне, как вы это понимаете?

Дети: Потому что уголь, полезный для человека. Им отапливают жилища, но сначала его надо найти, а потом добыть его из-под земли, выкопать.

Восп. : Молодцы, но представьте себе, если бы вдруг каменный уголь исчез, его бы не стало нигде, изменилась бы жизнь людей на Земле?

Дети: Да, нечем было бы топить, стало бы холодно в домах, в детском саду.

Восп. : Конечно, дети, каменный уголь нужен всем. Кокс – это тоже каменный уголь для доменных печей.

О том, что такое кокс и доменная печь мы с вами поговорим в следующий раз, а пока вы сами сможете рассказать много интересного о каменном угле своим братьям, сестрам и родителям.

Публикации по теме:

Конспект НОД по освоению образовательной области «Познание» в подготовительной группе «Профессия — шахтер» Конспект непосредственно образовательной деятельности по образовательной области познание в подготовительной группе «Профессия – шахтер».

Конспект совместной деятельности по ознакомлению детей с полезными ископаемыми. (Работа в мини-музее по экологии) Цель : Расширять и углублять представления детей о наиболее распостранённых полезных ископаемых : торфе, каменном угле, известняке. Дать.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект открытой НОД с элементами экспериментирования «Что мы знаем о каменном угле?»
Опубликовано: 14 августа 2013 в 14:37
+9Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 8.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД