Варламова Ольга
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим
▼ Скачать + Заказать документы
«Как живется нашим пернатым друзьям зимой»
(подготовительная группа)
Цель: Обобщение знаний детей об особенностях жизни птиц зимой.
Задачи:
1. Установить связь между особенностями строения птицы и ее поведением зимой.
2. Уточнить особенности поведения птиц зимой.
3. Вызывать желание помочь птицам в зимний период.
4. Развивать наблюдательность, внимание
Материал: картинки леса и городского пейзажа с птицами, кормушки, разные виды корма, картинки зимующих и перелетных птиц, модель питания птиц, модели клюва, карточки с контурным изображением птиц без клюва, конверты с заданием для команд.
Публикация «Конспект занятия по ознакомлению с окружающим» размещена в разделах
Предварительная работа: чтение художественной литературы Г. Снегирев «Про птиц», В. Зотов «Лесная мозаика».
Ход:
Ребята, посмотрите, к нам через форточку прилетел попугай Кеша. Он очень замерз и очень хочет есть.
-А где ты живешь, Кеша? Он говорит, что живет в Африке, там очень тепло и нет снега и зимы.
Да, Кеша, ведь зима- чудесное время года. Зимой чистый, морозный воздух, много снега.
Восп: ребята, а как люди развлекаются зимой? (катаются с горки, на санках, на лыжах, на коньках, играют в снежки)
Восп. : Да, а еще зимой бывает чудесный праздник. Какой? (Новый год)
Восп: Людей радует и бодрит мороз. Но у них есть теплые дома, где можно согреться, приготовить пищу. Вот и ты, Кеша, прилетел к нам и уже совсем согрелся. Но ты не можешь у нас остаться, потому что наши птицы не живут в домах с людьми. А где зимуют наши пернатые друзья? (люди, когда строят дома, оставляют под крышей отверстия, чтобы птицы скрывались на чердаках от непогоды.)
Воспит: А что они едят? (корм, который им дают люди)
Воспи: Да, и кладут его в специальные кормушки.
Я как раз приготовила такие для вас и специальный корм.
Дети, подойдите к столу (на столе в блюдцах различный корм)
Восп: Что можно положить в кормушку? (семечки, крупу)
- А можно воду, кашу (нет, на морозе застынет)
Сейчас вы выберете тот корм, который можно положить в кормушку.
- А теперь подойдите к мольберту и выберите тех птиц, которые прилетят к нашей кормушке. Как их можно назвать одним словом (зимующие)
Почему вы не вязли других? Как они называются (перелетные)
Восп: В холодные дни птицы ищут корм в течении всего дня. Галки и вороны сидят на крышах домов, на ветках деревьев и терпеливо ждут, когда люди выбросят вместе с мусором остатки пищи. Полевые воробьи объединяются в стаи вместе с городскими и летают около жилья (выставляются картинки с лесом). Но большинство птиц все таки живут в лесу.
Давайте познакомим Кешу, что это за птицы. (картинки) Как вы думаете, чем могут питаться птицы зимой в лесу (показ модели питания) ягодами, семенами, шишками, почками. Такие птицы называются растительноядными. У этих птиц Клюв не очень длинный, но широкий и тупой (показ модели)
Найдите этих птиц на картинке (клест, чиж, свиристель) (Картинки выставляются на мольберт).
А еще есть птицы, которые питаются насекомыми (насекомоядные). Интересно, где же они находят насекомых зимой? (в коре деревьев, пнях)
Уэтих птиц клюв острый, длинный и немного загнут (модель)
- Кто найдет насекомоядных птиц? (синица, дятел, поползень)
- Как вы думаете, зачем им такой клюв? (удобно доставать жучков)
- Тогда давайте подберем птицам клюв (дидактическая игра «Чей клюв?»)
- А сейчас разделимся на 4 команды. Вы должны открыть свой конверт, прочитать задание, посоветоваться друг с другом.
Конверт 1 Зимующие-перелетные, разделить.
Конверт 2 По действиям птиц узнай, какое время года? (отлет, строительство гнезда, кормушки, птенцы)
Конверт 3 Пятый лишний (голубь, синица, воробей, ворона, утка)
Конверт 4 Раскрась три синицы и 5 снегирей
Физкультминутка «Прилетели птицы»
Представь, какая ты птица? (играет запись с пением птиц)
Встаньте в круг. Один в центре. Вы идете по кругу. Я буду называть птиц, но если ошибусь, вы меня остановите и топните ногой.
Прилетели птицы: голуби, синицы. Аисты, вороны, галки, макароны…
Голуби, куницы, страусы, чижи, еще ежи.
-Молодцы, сели.
- Ребята, а каких кочующих птиц вы знаете (снегирь, свиристель)
- Кто может рассказать о снегире? Его внешнем виде, питании?.
Хохлатые свиристели тоже кочуют с севера на юг.
К нам с ветрами прилетели
Стаи ярких свиристелей
Прилетели свиристели
Песню севера запели.
Восп: Ребята, а вы знаете, где ночуют птицы?
(синицы, поползни, корольки ночуют в дуплах)
Большинство птиц ночуют под крышами домов. Но есть птицы, которые ночуют под снегом. Это лесные куры (глухари, тетерева, куропатки). Кто может рассказать о них. (тетерева бросаются с высокого дерева вниз и исчезают в рыхлом снегу. Там они спят в тепле и прячутся от хищников. Питаются они березовыми почками и сережками).
- А еще есть птица-клест.
Воспитатель: Видишь, Кеша, как много птиц зимует в наших краях и находят корм. Теперь ты знаешь, где его достать.
Ребята, сегодня мы рассказали Кеше только небольшую часть о птицах. За ними наблюдают и изучают их ученые-орнитологи. А наша с вами задача- помочь птицам в это трудное время, чтобы не пришлось без их песен встречать весну. Давайте нарисуем правила охраны птиц (не разорять гнезда, кормить, не пугать палками и т. д.)