Гульфия Фаттиева
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим с элементами коррекционно развивающих игр в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
ТЕМА: Весенняя карусель
Программное содержание:
Закрепить представления о весенних явлениях, об изменениях в природе. Обобщать знания о прилете птиц, уточнять представления детей о диких животных, о насекомых, о первых весенних цветах.
Развивать логическое мышление. Формировать понимание причинно-следственных связей в явлениях природы.
Воспитывать любовь к природе, животным, птицам, насекомым и цветам.
Словарь:
Пассивный: цветущая, долгожданная, медуница, хохлатка.
Активный: веселая, мать-мачеха, подснежник.
Демонстрационный материал:
Публикация «Конспект занятия по ознакомлению с окружающим с элементами коррекционно развивающих игр в старшей группе» размещена в разделах
- Занятия по ознакомлению с окружающим миром
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Коррекционные занятия. Конспекты для коррекционных групп
- Старшая группа
- Темочки
Картинки птиц: воробей, грач, цапли, скворец.
Картинки животных: медведь, заяц, белка.
Картинки цветов: подснежник, мать-мачеха.
Картинки насекомых, муравей, стрекоза, пчела.
Подготовка воспитателя: написание конспекта, изготовление карусели.
Предварительная работа:
Наблюдение весенних изменениях в природе, рассматривание картин о весне, беседы об образе жизни животных, чтение стихов, рассказов, заучивание пословиц, поговорок.
Ход.
- Ребята, какие вы у меня красивые и здоровые. Давайте улыбнемся себе и друг-другу и подарим лучик радости, чтобы у всех было хорошее настроение.
Пальчиковая гимнастика «Дружба»
Дружат в нашей группе девочки и мальчики.
(соединять пальцы в «замок»)
С вами мы подружим маленькие пальчики.
(касание кончиков пальцев обеих рук)
Раз, два, три, четыре, пять - начинай считать опять.
(парное касание пальцев от мизинцев)
Раз, два, три, четыре, пять - мы закончили считать.
(руки вниз, встряхнуть кистями)
- Ребята, я вас приглашаю в волшебное царство. В волшебном царстве есть волшебная карусель. У нас есть волшебная стрела. Волшебная стрела укажет нам задание которое мы должны будем выполнять.
Послушайте загадку:
Она приходит с ласкаю
И со своею сказкой
Волшебной палочкой взмахнет
В лесу подснежник расцветет.
-Кто это?
-Правильно весна. Назовите первые приметы весны в природе.
- Дни становятся длиннее, ночи короче. Солнце греет сильнее. Таят снег, лед, начинается ледокол, бегут ручьи. Закапали сосульки с крыш, оттаивает земля.
-Молодцы ребята. А какие народные пословицы и поговорки вы знаете о весе?
1. Матушка- весна всем людям красна.
2. Вода с гор потекла, весну принесла.
3. Весна зажги снега, заиграй овражки.
4. Увидел грача – весну встречай.
5. Весенний дождь лишним не бывает.
6. Весна красна цветами, а осень пирогами.
Игра «Весна, какая?» (с мячом)
-Придумайте красивые слова о весне.
-Цветущая, ранняя, красивая, теплая, холодная….
-Молодцы ребята. (Кручу карусель)
Волшебная стрела
Скучать нам не дает.
Волшебная стрела
Задания нам дает.
-Ребята, скажите, о ком будем говорить?
-О птицах.
Пальчиковая гимнастика «Птица»
- Ребята, а какие птицы прилетают первыми?
-Первыми прилетают грачи, потом скворцы, жаворонки, зяблики, ласточки, кукушки.
-Почему птицы возвращаются?
- Потому что таит снег, появляется земля, оживают насекомые, которыми питаются птицы. Еще они возвращаются на родину.
-Что они делают после того как прилетают?
- Они строят и исправляют гнезда, откладывают яйца, выводят птенцов.
Игра «Четвертый лишний»
Воспитатель показывает картинки птиц: грач, цапля, ласточка, воробей.
-Почему воробей лишний?
- Потому что он зимующая птица.
-Кто это? (Показываю на картинку грача)
- Это грач.
-Какой он?
-Он перелетная птица, синевато черного цвета. Зимуют они не в жарких странах, а не далеко от родных мест, потому, что не боятся морозов. Они возвращаются первыми, когда начинает таить снег. Грачи самые дружные и общительные птицы. Вместе они строят гнездо, защищают свои жилищи от врагов.
- Чем они питаются?
- Поедают жуков, личинок, полевых мышей.
-Чем они полезны человеку?
- Они уничтожают вредителей растений на полях и огородах, в лесах и садах.
- Молодцы. А это что за птица? Какая она? (Показываю на картинку цапли)
- Цапля перелетная птица. У нее маленькая голова, очень длинный клюв, черный хохолок на голове, длинная шея, большое овальное туловище, широкие крылья, короткий закругленный хвостик, длинные ноги с четырьмя пальцами. Живут на болотах, питаются рыбой, лягушкой, поедают раков, червей иногда нападают на маленьких птиц. На зиму когда болота замерзают и нечем питаться, цапли улетают в теплые края, где много разного корма.
- Молодцы. Какой у цапли голос?
- Голос у цапли очень громкий.
- Ребята об этой птице кто расскажет? (Показываю на картинку ласточки)
_ Это ласточка. Она перелетная птица. Головка, спинка, крылья белая с красно- синим галстуком. Ласточки первыми собираются в стаи и улетают в теплые края, когда начинают желтеть листья на деревьях. Возвращаются ласточки в родные края последними, когда пригревает солнышко, зеленеет травка, распускаются листочки на деревьях.
- Где живут ласточки?
-Ласточки живут в гнездах, под крышами.
-Как они строят жилища?
-В своих клювах они приносят маленькие ветки, сухие травки и выводят птенцов.
-Чем они питаются?
- Мелкими насекомыми, мухами, комарами, ловят их в воздухе на лету.
-Чем они полезны человеку?
-Они уничтожают насекомых вредителей.
- Молодцы ребята.
Физкультминутка.
На березку птичка села (дети приседают, руки к коленям)
Головою повертела
Для Федота песню спела (повороты головой вправо-влево)
И обратно улетела, (встают, машут крыльями)
На кровати спит Федот (приседают, руки под щеку)
Просыпается, встает (подтягиваются, выпрямляются)
Встав с утра со своей кровати,
Приступает он к зарядке.
Раз-два-три - четыре (шагают)
Влево, вправо поворот (повороты)
Наклон назад, наклон вперед.
- Садитесь ребята: (Кручу карусель)
Волшебная стрелка
Скучать нам не дает
Волшебная стрелка
Задание дает
Поиграем в игру «Угадай кто это?» (Картинки белки, зайца и медведя перевернуты)
- Большой, сильный, косолапый? (медведь)
-Белый, пушистый? (заяц)
- Быстрая, ловкая и рыжая? (белка)
Игра «Кто в берлоге, кто в дупле расскажи скорее мне»
- Медведь живет в берлоге. От зимней спячки просыпается своими медвежатами.
- Белка живет в дупле. Пушистый серый мех меняет на рыжеватый летний цвет.
- Заяц живет под кустом изменяет мех на летнюю серо-бурый цвет.
Игра «У кого что?»
-У человека лицо, у зверя -(морда)
- У человека рот, у зверя-(пасть)
- У человека живот, у зверя-(брюхо)
- У человека ногти, у зверя -(когти)
- Молодцы ребята. (Кручу карусель)
Волшебная стрелка
Скучать нам не дает
Волшебная стрелка
Задание дает
- Ребята послушайте загадки:
-На откосе, на лугу босиком на снегу.
Первые цветочки-желтые глазочки (мать-мачеха)
-Из- под снега расцветают
Раньше всех весну встречает (подснежник)
- Назовите еще, какие вы знаете?
- Медуница, хохлатка…
-Одним словом как мы их называем?
- Весенние цветы.
Пальчиковая гимнастика «Цветок»
- У каждого из вас кисти рук превратились в цветок. Лепестки закрыты, плотно сомкнуты.
Утром рано он закрыт (кисти рук находятся в исходном положении)
Но к полудню ближе (ладони отходят друг от друга, подушечки больших пальцев прижаты к концам указательных кисти рук напоминают полураскрытый бутон)
Раскрывает лепестки, красоту их вижу (кисти рук запястья соединены, а пальцы плавно расходятся в разные стороны, напоминая раскрывшийся цветок)
К вечеру цветок опять закрывает венчик (пальцы сомкнуть- нераскрывшийся цветок)
И теперь он будет спать (кисти рук в исходном положении)
До утра, как птенчик (кисти рук положить под щеку - имитация сна)
(Кручу карусель)
Волшебная стрелка
Скучать нам не дает
Волшебная стрелка
Задание дает
- Ребята, что происходит с насекомыми весной?
- Просыпаются после долгой зимы.
- Каких насекомых вы знаете?
- Божья коровка, шмель, пчела….
Пальчиковая игра «Жук»
«Жу-жу-жу, жу-жу-жу, я летаю и жужжу (указательным пальцем крутим)
«Игра в слова»
-Хлопните в ладоши, услышав слово, подходящее муравью: зеленый, мед, трудолюбивый.
- Слово, подходящее пчеле: муравейник, мёд, силач.
- Слово, подходящее стрекозе: паутина, стрекочет, зонт.
- Молодцы, ребята! А теперь приглашаю вас на прогулку в весенний лес.
«Весенний лес»
Мы пришли в весенний лес (поднять обе руки)
Сколько здесь вокруг чудес (развести руками)
Вверх на солнце посмотрели и их лучики погрели (потянуться руками вверх, вытянуть руки вперед, ладонями вверх)
Справа березка в шубке (прижать руки тыльной стороной друг к другу, пальцы растопырены и подняты вверх, шевелить кистями рук и пальцами)
Слева ёлка на нас глядит (ладони от себя, пальчики пропускаются между собой, пальчики выставляются вперёд)
Зайка-скок, зайка-скок! (пальцы в кулачок, указательный и средний пальцы вверх, они прижаты)
За кусток - и молчок (левая рука имитирует «куст»)
Бродит серый волк в лесу (большой палец вверх, указательный, средний и безымянный вместе; мизинец по переменено опускается и поднимается)
Он вчера поймал коза ( с левой рукой: указательный и мизинец выставлены вперёд; средний и безымянный прижаты к ладони и обхвачены большим пальцем)
Вот медведь идёт навстречу (пальцы правой руки вверх)
Так всю зиму он проспал (внутренние стороны ладони соединить и положить под правую щёку)
Пролетали грачи (ладони повернуть к себе, большие пальцы выпрямлены от себя и переплетены, большие пальцы - «головка», остальные сомкнутые пальцы – «крылья»; помахать ими)
Как красивы они.
Бабочки летали, крыльями махали (дети открывают и закрывают ладошки)
На нос села нам пчела (круговые движения указательным пальцем)
Посмотрите вниз, друзья.
Вот бегут муравьи 1, 2, 3, 4, 5 (показывают пальчиками)
Дождик стал по ним стучать: кап-кап-кап, кап, кап, кап (пальчиками стучат по полу, имитируя капли дождя)
Убежали они опять (растерянно разводят руками)
Хорошо мы погуляли (руки разводят)
И немножечко устали (садятся на стульчики)
-Вот и закончилось наше пребывание в волшебном царстве. О чём сегодня говорили?
-Молодцы, ребята, все старались! Как много мы сегодня вспомнили о весне. Весна продолжается, мы будем наблюдать и ещё много узнаем нового!