Ирина Юркина
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим в подготовительной группе. «Пряники медовые»
▼ Скачать + Заказать документы
Программное содержание.
Используя интеграцию четырех образовательных областей: познание, коммуникацию, музыку, труд – сформировать у детей целостное представление о меде.
Познакомить детей с разными сортами меда, его питательными и целебными свойствами. Закрепить знания об окружающей действительности.
Обогатить словарный запас детей: соты, воск, пасека, перга, нектар, прополис. Воспитывать культуру взаимоотношений со сверстниками.
Развивать художественное восприятие музыкальных произведений, различать настроение музыки, понимать содержание.
Публикация «Конспект занятия по ознакомлению с окружающим в подготовительной группе, „Пряники медовые“» размещена в разделах
- Занятия по ознакомлению с окружающим миром
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Пряники. Все о пряниках для детей
- Темочки
Познакомить с особенностями пряничного теста. Приучать выполнять гигиенические требования при работе с тестом.
Слайд - показ: изображение пчел, растений – медоносов.
Выставка: разные сорта меда: липовый, гречишный, цветочный. Продукция пчеловодства.
Предварительная работа.
Разучивание с детьми пословиц, загадок, стихов по теме. Формирование знаний детей о происхождение меда. На музыкальном занятии прослушали произведение Н. Римского – Корсакова «Полет шмеля».
Материал и оборудование. Формочки для печенья, скалка, противень, ингредиенты для замешивания теста.
Ход занятия
Сегодняшнюю нашу встречу мы посвятили удивительному продукту. Мы поговорим сегодня о мёде. А вы знаете, как появляется мёд? (рассуждения детей). Появлению меда на наших столах мы обязаны маленькой труженице - пчелке (слайд - показ).
Пчелы живут очень большими семьями, в которые входят от 40 до 80 тысяч пчел (слайд - показ).
На пасеках пчелы живут в особых домиках – ульях, а в природе - в пустых дуплах деревьев. В ульях они пережидают непогоду и зимние холода. Как только воздух прогревается, пчелы вылетают на облет, на разведку. Они хотят узнать, зацвели цветы или нет (слайд - показ).
Пчелы умеют «разговаривать», но не словами. Всю информацию о дороге к цветам, погоде и даже «пароль» для входа в улей они передают в танце (слайд - показ).
У пчелы полно хлопот
Добывать ей надо мёд
Над цветком она кружит
Про дела свои жужжит…
Жу-жу-жу, жу-жу-жу!
В полете пчела с удивительной точностью замечает мелькающие внизу цветы. Цветы она видит не так, как мы с вами. Синий, желтый, белый и черный цвета пчела различает. А вот красный цвет ей кажется скучным, серым. Пчела узнает цветы не только с помощью зрения, но и по запаху. Для этого у неё есть специальные усики (слайд - показ). Не на все цветы пчела присаживается. Предпочтение она отдает медоносам: медунице, гречихе, липовому цвету (слайд - показ).
Как вы думаете, почему липу, клевер, медуницу называют медоносами?
(ответы детей). Потому что они выделяют много нектара.
Собранный нектар пчела несет в свой улей и откладывает в ячейки сот. Здесь рождается мед. Каждый сорт меда получил своё название по растению, с которого он собран (слайд - показ). Вот этот мёд собран с гречихи, значит, он называется «гречишным», этот с клевера - «клеверный», этот с липы - «липовый». А как называется мёд, собранный с разных цветов? («цветочный»). (Воспитатель называет мед и показывает его детям, дает понюхать).
Чем же полезен мед? (выслушав предположительные ответы детей, воспитатель обобщает и дополняет). Мёд - удивительное природное лекарство. Он обладает сильно выраженным обеззараживающим свойством. Успокаивает и согревает весь организм. Смягчает и питает кожу. Поэтому его добавляют в мази, крема, шампуни. С медом пьют чай при простуде.
Также у пчел есть восковые железы, которые выделяют воск. Из воска пчелы строят соты. Соты это множество одинаковых ровных ячеек (слайд – показ) (педагог дает детям посмотреть соты с медом и пустые, потрогать воск).
В каждой ячейке – кладовка для меда и пыльцы или спальня для личинок – деток. А в самой большой ячейке живет пчелиная царица – матка. Она не только повелительница всех пчел, но и их общая мама (слайд - показ).
А вы знаете, какое применение нашел человек пчелиному воску?
Из воска делают свечи. (Воспитатель показывает и дает потрогать детям свечи).
Даже пчелиный яд, который выделяется при укусе, идет на пользу, его используют при изготовлении мазей, помогающих при болях в спине и суставах.
В семье, каждая пчела занята своим делом. Есть рабочие пчелы, пчелы – стражники и пчелы - няньки. Пчелы няньки ухаживают за царицей и личинками, кормят их, согревают своими телами в холод и обмахивают крыльями в жару. Рабочие пчелы собирают сладкий сок-нектар, пыльцу с цветов и готовят мед и «консервы» из пыльцы – пергу для еды, воск и пчелиный клей – прополис. Мы сейчас узнали, какой нужный, полезный и вкусный продукт производят пчелы – это мед.
Динамическая пауза. Подвижная игра «Найди себе цветок».
По кругу расставлены цветы (на один меньше, чем играющих). Считалкой
Пчелы в поле полетели,
Зажужжали, загудели.
Сели пчелы на цветы,
Мы играем – водишь ты.
выбирается водящий, выходит в центр, остальные встают около каждого цветка. Водящий стоит, дети приседают и наоборот, проговаривая: «Ищи, ищи» - «ищут цветок». Далее под музыку, вместе с водящим «летят» вокруг цветов, по сигналу все встают около каждого цветка. Кому не хватило, становится водящим.
А какая еще польза от пчел? (предположительные ответы детей).
Главная польза это опыление. Большинство цветковых растений просто не могут размножаться без пчел и других насекомых. Когда пчела садится на цветок, пыльца прилипает к лапкам, и насекомое переносит её на другие цветы. Только из опыленных цветов образуется завязь, а в дальнейшем из завязи вызревает плод (слайд - показ).
На лапках у пчел есть специальные углубления, куда пчелы очень быстро складывают шарики, скатанные из пыльцы (это «перга»- пчелиный хлеб, ей они кормят личинок, из которых затем вырастают рабочие пчелы (слайд - показ). (Воспитатель показывает детям пергу).
Сейчас мы с вами прослушаем музыкальное произведение, которое называется «Полет шмеля» Н. Римского - Корсакова.
Какой характер этого произведения? (стремительный, «кружащий», легкий, заводной). Какое настроение возникло у вас после оттого произведения? (легкое, озорное). Какие движения хочется выполнить под эти музыку? (хочется бегать маленькими шагами и кружится).
Сегодня мы много говорили о пользе меда. Но где ещё можно использовать мёд? Мед применяют не только в оздоровительных целях, но и в кулинарии. Посмотрите: какие вкусные изделия с добавлением мёда представлены на нашей выставке: медовый хворост и крендельки, коврижки, пряники. Я предлагаю нам с вами тоже испечь пряников медовых, самим попробовать, да и гостей угостить. (Дети надевают фартуки, подходят к рабочим столам, на которых разложены формочки для печенья, скалки, ингредиенты для теста). Вместе с воспитателем замешивают тесто, раскатывают его, самостоятельно выбирают формы для пряников. Готовые печенья выкладывают на противень и относят в печь. Во время работы звучит «Полет шмеля» Н. Римского – Корсакова.
Мы старались, испекли
Вот такие пряники.
Маком посыпали,
Мёдом поливали.
Хватит пряников на всех,
Вот какой у нас успех!
Устраивается чаепитие с медовыми пряниками