Александра
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе «Зимующие и перелётные птицы нашего края»
▼ Скачать + Заказать документы
Программное содержание:
1. Формировать у детей представления о зимующих и перелётных птицах. Закреплять умения находить и узнавать зимующих и перелётных птиц.
2. Углублять и конкретизировать представления детей об условиях жизни растении и диких животных. Уточнить и расширить представления детей о первых весенних цветах.
Публикация «Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе „Зимующие и перелётные птицы нашего края“» размещена в разделах
- Занятия по ознакомлению с окружающим миром
- Зима. Конспекты зимних занятий, НОД
- Зимующие птицы
- Зимующие птицы. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Перелетные птицы
- Перелетные птицы. Конспекты занятий, НОД
- Птицы зимующие. Конспекты занятий
- Птицы нашего края, области
- Птицы. Конспекты занятий
- Республика, область, край. Список городов
- Старшая группа
- Темочки
3. Развивать умения наблюдать, анализировать,сравнивать, выделять характерные, существительные признаки предметов и явлений окружающего мира.
4. Совершенствовать психофизические качества в разнообразных формах двигательной деятельности.
5. Воспитывать эстетический вкус, бережное отношение к природе, учить любоваться красотой природы.
Интеграция образовательных областей: познание,Коммуникация, социализация, Физическая культура.
Предварительная работа: Наблюдение за птицами на прогулке, рассматривание слайдов мультимедиа о зимующих и перелётных птицах, о жизни диких животных, растений. Разучивание с детьми пословиц и поговорок о птицах.
Активизация словаря: Линька, первоцветы, шершавый,
Материал и оборудование: Иллюстрации с изображением зимующих и перелётных птиц-16 штук, к Д/И «Зимующие и перелётные птицы»,магнитофон, аудио запись -голоса птиц, картинки с изображением диких животных: барсук, медведь, ёж, белка, заяц. Плюшевая игрушка- медведь. Мольберт - 2 шт. ,3 стола, дуги-2шт. ,дорожки,обруч- 1шт- для п/и «Медведь и пчёлы»;скакалки- 2шт. ,кегли-6шт., «следы».
Место проведения музыкальный зал.
Ход НОД:
(В группе дети стоят в кругу, воспитатель предлагает отгадать загадку).
«Зазвенели ручьи, прилетели грачи
В дом свой улей пчела, первый мёд принесла
Кто знает, кто скажет, когда это бывает?»
(Весной)
Воспитатель : А что ещё происходит весной? Дети: тает снег, бегут ручьи, ярко светит солнышко, прилетают перелётные птицы и т. д. Воспитатель: Ребята, а кто больше всех радуется приходу весны (ответы детей)Хотите отправиться в лес и узнать кто же больше всех радуется весне?
Дети: Да
Воспитатель: Но перед тем, как отправиться в путешествие, кто мне скажет, как себя надо вести в лесу?
Дети: Не шуметь, не кричать, передвигаться тихо, чтобы не потревожить маленьких жителей.
Воспитатель: Верно! Сегодня мы с вами будем туристами. Готовы? Тогда в путь! (Дети передвигаются по коридору, преодолевая препятствия)
«Отправляемся в поход
Много нас открытий ждёт
Мы шагаем друг за другом
Лесом и зелёным лугом
Крылья пёстрые мелькают
В поле бабочки летают
1,2,3,4-полетели,закружились
Мостик в стороны качался
А под ним ручей смеялся,
На носочках мы пойдём,
На тот берег перейдём
Дальше - глубже в лес зашли
Налетели комары
Руки вверх- хлопок над головой
Руки вниз- хлопок другой
Комаров всех перебьём
И к болоту подойдём
Перейдём преграду вмиг
И по кочкам прыг, прыг, прыг
Прыгать дружно мы умеем
Прыгать будем мы дружнее
1,2,1,2,позади уже вода
Под кустом пролезть не страшно
И под ёлкой не опасно
Друг за другом успевайте
Только ветки не сломайте
Вдруг, мы видим из куста
Выпал птенчик из гнезда
Тихо птенчика берём
И назад в гнездо кладём».
Воспитатель: Ух, пришли. А теперь давайте отдохнём и послушаем голоса леса (Дети садятся на полянке в рассыпную, по- «турецки»).
(Музыкальное сопровождение - голоса птиц : кукушки, соловья, вороны, дятла).
Воспитатель: Чьи голоса вы слышали?
Дети: Птиц.
Воспитатель: Ребята, узнали вы какие птицы поют эти песни?
Дети: Да, кукушка, соловей, дятел, ворона.
Воспитатель: Верно! В весенние дни у всех много забот и хлопот. Что делают птицы весной?
Дети: Птицы строят гнёзда и высиживают птенцов.
Воспитатель: Вы заметили, что весной на улице появляются птицы, которых не было зимой? Откуда же они прилетают к нам?
Дети: Из тёплых стран, с юга.
Воспитатель: Почему птицы прилетают к нам?
Дети: Они вернулись на свою родину, наступила весна, растаял снег, стало тепло.
Воспитатель: Как называют птиц, которые улетают на зиму в тёплые края,а весной прилетают обратно?
Дети: Перелётные.
Воспитатель: Правильно! А как называют птиц, которые остаются зимовать?
Дети: Зимующие.
Воспитатель: Давайте разделимся на две компании и поиграем в интересную игру!
(Дети подходят к столу, на котором лежат картинки по количеству детей. Каждый выбирает себе по картинке на которых изображены: снежинка - зимующие птицы, солнышко –перелётные, со стола отбирают нужную группу птиц).
Воспитатель: А знаете ли вы, какие ни будь пословицы о птицах?
«Птицы украшение леса»
«Давайте с птицами дружить и этой дружбой дорожить»
«Птицам надо помогать птиц мы будем оберегать»
«Птиц мы будем беречь от губительных встреч»
«Грач на горе - весна на дворе»
(За каждую пословицу и поговорку награждаю фишкой).
Д/И «Зимующие и перелётные птицы»
Воспитатель: Молодцы ребята! Идём Дальше!
(Дети, идут босиком по дорожкам - имитирующих лесную тропу. Выходят на полянку, где вырос подснежник)
Воспитатель: Что это?
Дети: Цветок, подснежник
Воспитатель: Правильно, это подснежник. Ещё эти цветы называют «Первоцветами». Как вы понимаете это слово (ответы детей)
Воспитатель: Первоцветы это цветы, которые весной расцветают первыми в лесу и на лугу. Каждый цветок радуется приходу весны! Они восхищают нас своей красотой. Они нежные душистые, первые «разведчики» весны. Кажется, что именно их, крохотных, не боящихся холода, пугается зима и постепенно уходит.
-Ребята,какие ещё цветы называют «первоцветами?»
Дети: Мать-и-мачеха, одуванчик, лютик луговой
Воспитатель: Верно! В каждой семейке мать-и-мачехи по четыре, а то и по шесть стебельков братишек. Удивителен этот цветок! Утром с солнышком раскрывается, а к вечеру прячет свою красоту, закрывается. Одна сторона места - мать- тёплая, другая -мачеха-холодная
Воспитатель: От цветения, каких цветов ковёр на лугу, кажется золотым?
Дети: От одуванчиков.
Воспитатель: Верно! На что похож одуванчик? (ответы детей)
-Одуванчик очень любит солнышко, что не отводит от него восторженного взгляда, Одуванчик один из самых лучших медоносов, одуванчиковый мёд -густой и ароматный.
-Ребята, давайте покажем, как растения радуются приходу весны!
Пальчиковая гимнастика «Цветок».
(Дети стоят в кругу).
«Вырос высокий цветок на поляне (Руки вверх, ладони прижаты друг к другу)
Утром весенним раскрыл лепестки (Развести пальцы слегка округлить их)
Всем лепесткам, красоту и питание (На вторую и третью строку развести пальцы. На третью ритмичное движение пальцами вместе -врозь)
Дружно дают под землёй корешки» (На четвёртую строку ладони прижать друг к другу, пальцы развести)
Воспитатель: Ну, что ребята, отправляемся в путь? (Ответы детей)
«Глубже, дальше, в лес зашли
По тропинке мы прошли,
Вот тропинка стала уже
Появились на ней лужи.
Дальше по лесу шагаем
И медведя мы встречаем».
-Посмотрите ребята, медведь дремлет в берлоге. Как же нам пройти мимо и не потревожить его?
Дети: Тихо, на носочках друг за другом.
Воспитатель: Правильно! Идём те! Вот и пришли ещё на одну полянку, давайте присядем. (Дети садятся по- турецки в круг).
-Ребята, послушайте, какую интересную историю рассказал мне мишка-медведь, перед тем как вздремнуть немного. Про то, как весну чуть не проспал!
«Без забот и без тревоги
Спал он в тёпленькой берлоге
Спал всю зиму до весны
И, конечно, видел, сны
Вдруг, проснулся - «косолапый»
Слышит - каплет
Вот беда! В темноте пошарил лапой
И вскочи - кругом вода!
Заспешил медведь наружу
Заливает! Не до сна!
Вылез он и видит:
Лужи! Тает снег! Пришла весна!
-Что изменилось в жизни медведя с приходом весны?
Дети: Он пробуждается от спячки с приходом весны!
Воспитатель: Какие ещё животные пробуждаются от спячки?
Дети: Ёж,барсук,медведь.
Воспитатель: Ребята, оказывается, в организме животных есть особые часы, которые отсчитывают время независимо от внешних условий. Посади такое животное в постоянную темноту, внутренние часы всё равно будут показывать, когда день, а когда ночь. По этим часам и просыпаются в норах и берлогах зимние «засони». Медведь просыпается в марте и с этого времени не спит, а слегка дремлет, ждёт подходящей погоды, чтобы выйти из - берлоги. Барсук, проснувшись тоже рано, часто выбегает посмотреть на первую оттепель. Он «лёгок на подъём» ,да и запасы на весну у него имеются. А если зима вернётся, то может ещё поспать.
- Какое важное событие происходит у животных весной?
- Рождение детёнышей.
- Верно! Происходят ли изменения в жизни диких животных?
Дети: Линька.
Воспитатель: Что, такое линька?
Дети: Это когда животные меняют тёплую шубу,на менее тёплый шерстяной покров.
Воспитатель: Какие животные меняют свой цвет шкуры,и для чего они это делают?
Дети: Заяц, белка. Для того, чтобы быть незамеченным от врагов,
Воспитатель: Молодцы ребята! А сейчас поиграем в интересную игру.
П /И «Медведь и пчёлы» -дозировка 3 раза.
Воспитатель: Ребята, так кто же радуется весне?
Дети: птицы, растения, животные, и т. д
Воспитатель: Правильно! Весной лес наполняется волшебными звуками: птичьи перепевы, журчание ручьёв,жужжание, шум ветра, кваканье –всё это прекрасная музыка. А кто же ещё радуется весне (ответы детей)
- Конечно - же люди! Давайте и мы покажем, как радуемся весеннему солнышку.
«Нас солнца луч смешит и дразнит,
Нам нынче весело с утра!
Отправимся сейчас мы в группу
Да здравствует прекрасная весна!»
Воспитатель: Настроение - каково?
Дети: Во!
(Педагог совместно с детьми отправляется в группу).