Татьяна Коломникова
Конспект занятия по патриотическому воспитанию в подготовительной группе
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение № 102
«Детский сад присмотра и оздоровления».
Воспитатель : Коломникова Татьяна Леонидовна. Кемерово 2009г.
Программное содержание:
Познакомить детей с историей русского народа: бытом, обычаями, гостеприимством; продолжать знакомить с устным народным творчеством: пословицами, поговорками, прибаутками; обогащать словарь названиями предмета быта: самовар, ухват, печь, лапти и т. д. Воспитывать любовь и бережное отношение к предметам старины.
Ход занятия
Занятие проводится в «русской» комнате с печью.
Публикация «Конспект занятия по патриотическому воспитанию в подготовительной группе» размещена в разделах
Звучит русская народная мелодия, дети входят в комнату. Ведущая (воспитатель) в сарафане приветствует гостей (детей).
— Здравствуйте, гости дорогие!
«Русь деревянная — края дорогие,
Здесь издавна русские люди живут.
Они прославляют жилища родные,
Раздольные русские песни поют».
Звучит русская народная песня.
Наша изба встречает нас красивыми деревянными резными углами.
Приглашает детей в избу. Дети отвечают на приветствие известными им пословицами:
«Домом жить — не лукошко шить».
«Домом жить — не развеся уши ходить».
«Домом жить — обо всем тужить».
Хозяюшка в дому, что оладушек в меду.
Много гостей, много и новостей.
Что есть в печи — на стол мечи!
Хозяюшка просит объяснить детей, о чем говорят некоторые (на выбор
2
2 пословицы, затем сама подводит итог сказанному.
— А знаете, почему Русь называли деревянной?
(Выслушивает ответы, детей.)
Давным-давно на Руси люди строили себе жилища из бревен. Такие дома называют избами. И все-то в избе было сделано из дерева: и пол, и потолок, и стены, и мебель, и посуда.
А о каком предмете я сейчас вам загадаю загадку?
Всех кормлю с охотою, Поля стеклянные,
А сама безротая Межи – деревянные.
(Ложка) (окно)
Убранство избы
Есть спина, а не лежит.
Четыре ноги, а не ходит,
но всегда стоит
и всем сидеть велит.
(стул, скамья)
Пляшу по горнице
С работаю моею,
Чем больше верчусь,
Тем больше толстею.
(веретено)
- Молодцы, хорошо загадки отгадываете, а еще в избе было много предметов помощников, которые хозяюшки использовали почти каждый день (раздает карточки с названиями предметов и загадывает загадки. Дети должны отгадать загадку прикрепить название к предмету и
3
показать как им пользоваться)
Бычок рогат в руках зажат,
Еду хватает, а сам голодает. (Ухват.)
Кривая собачка в печку глядит. (Кочерга.)
Стоит толстячок, блестит бочок,
Шипит, кипит, всем чай пить велит. (Самовар.)
Он по горнице гуляет
Пыль и мусор собирает. (Веник.)
- В лесу родился,
В руках крестился,
На ногах умер (Лапоть)
- Висит баба на градках,
Вся в заплатках,
Заплатка на заплатке,
А дырьё не зашить. (Корзина)
- Зимой много ест,
Летом много спит,
Тело теплое, крови нет,
Сесть на нее сядешь, а не везет. (Печь)
- То назад, то вперед,
Ходит – бродит пароход.
4
Остановишь – горе:
Продырявит море. (Утюг)
- Синее море,
Стеклянные берега,
Плавает утка, горит голова. (Керосиновая лампа)
- Тело бело, душа льняная, маковка золотая. (Свеча)
Ведущая рассказывает, что в старину темными зимними вечерами собирались люди в большой избе, где они пели, водили хороводы, рассказывали сказки, говорили шутки-прибаутки и работали: пряли, вязали, вышивали, плели лапти и корзины. Такие вечера назывались посиделками.
Вот в такой обстановке наши предки сидели в одной из изб и пряли шерсть, вязали платки, плели лапти. А еще стряпали разные вкусности: пряники, булочки, пироги. А я вам предлагаю сделать сушки к чаю.
(Хозяюшка предлагает детям помыть руки при помощи черпака и ушата). В это время помощники выкладывают на стол тесто, досточки, лист для сушек.
(звучит легкая русская народная песня)
- Ребята перед вами тесто, досточки и лист для сушек. Сейчас мы с вами раскатаем сушки. (вспоминают последовательность изготовления). Дети выполняют несложную работу.
(когда сушки слеплены, они укладываются на лист и лист устанавливают в печь. В печи уже стоит лист с готовыми сушками. Дети моют руки после лепки).
5
Пока готовятся сушки, хозяюшка ставит самовар на стол, вносят чайные пары и салфетки.
Хозяюшка.
Ах я! В тереме расписном живу,
К себе в избу всех гостей приглашу!
Я иду, иду, иду, самовар в руках несу.
Самовар в руках несу, прибауточки пою.
(хозяюшка берет куклу скомороха и пропевает вместе с детьми шуточную песенку)
Скоморох: За медный пятак я посмешу Вас и этак и так. А вы ребята мне помогите дружно подпевайте!
Цын-цы-брынцы балалайка
Цын-цы-брынцы заиграй-ка
Цын-цы-брынцы не хочу
Цын-цы-брынцы есть хочу!
Ну-ка быстрее, быстрее!
А Цын-цы-брынцы куда едешь?
Цын-цы-брынцы в городок
Цын-цы-брынцы что там купишь?
Цын-цы-брынцы пирожок!
После пропевания шуточной песенки, из печи достаются готовые сушки, включается русская народная музыка, все приглашаются на продолжение посиделок с чаепитием.