МААМ-картинки

Конспект занятия по познавательному развитию для детей старшего дошкольного возраста «Всякому мила своя сторона»

Маслова Елена
Конспект занятия по познавательному развитию для детей старшего дошкольного возраста «Всякому мила своя сторона»

Цель: Способствовать формированию представлений детей о малой родине – городе Кинешме, приобщение к ценностям православной культуры.

Задачи:

Образовательные:

Расширять знания детей о родном городе, его достопримечательностях, знаменитых людях, живших в Кинешме.

Дать понятие, что такое «малая родина».

Познакомить с гербом города.

Развивающие :

Развивать познавательный интерес к родному городу.

Активизировать словарь детей.

Публикация «Конспект занятия по познавательному развитию для детей старшего дошкольного возраста „Всякому мила своя сторона“» размещена в разделах

Развивать связную речь, память, мышление, умение слушать.

Воспитательные:

Воспитывать чувство гордости за своих земляков – кинешемцев.

Формировать духовно - нравственные ценности, нравственные чувства – гуманизм, патриотизм.

Образовательные области:

Познавательное развитие;

Речевое развитие;

Художественно - эстетическое развитие.

Тип занятия : Занятие – путешествие.

Оборудование: ИКТ, презентация «Виртуальная экскурсия по Кинешме «Сторона родная»».

Словарная работа: Герб, малая родина, памятник, часовня, парк культуры и отдыха, площадь, музей, бульвар, святитель.

Предварительная работа: Чтение стихов о Кинешме и Волге, рассматривание иллюстраций с видами города, изготовление альбомов «Кинешма в разные времена года», «Кинешма в прошлом».

Ход занятия : Ребята, это занятие сегодня будет не совсем обычное. 30 июня мы с вами будем отмечать День города. И я хочу с вами поговорить о нашей малой родине – городе Кинешме. Что значит малая родина? Малая – потому, что это маленькая частичка необъятной страны. Родина – потому что здесь живут родные нашему сердцу люди.

У каждого из нас есть своя малая Родина – тот уголок, где вы родились, где живут ваши родители и друзья, где находится ваш родной дом. Как называется город, в котором мы живём? Сейчас мы совершим прогулку по нашему родному городу.

(Слайд 2)

Много славных городов на «главной улице России» - великой реке Волге.

Среди них занимает свое достойное место и старый волжский город Кинешма. Город расположен на правом берегу Волги, в 400 км северо-восточнее Москвы и протянулся вдоль берега реки более чем на 15 километров. Это город – орденоносец (Орден Трудового Красного Знамени, Орден Петра Великого 1 степени).

(Слайд 4)

Ребята, про что эта загадка?

Нам она мила прохладой, искупаться в ней, мы рады.

К нам, течёт издалека, полноводная (Река).

Наш город стоит на великой русской реке – Волге. Волга в Кинешме поражает своей широтой и масштабом.

Немало рек в любой стране текут, кипят и пенятся.

Но красотой, поверьте мне, им с Волгою не мерится!

(Слайд 5)

Наш город, как и все города, имеет свой герб. Современный герб городского округа Кинешма включает в себя зелёное поле, которое содержит два серебряных свитка наклонённых друг к другу. Щит герба обрамляет орденская лента, символизирующая награду города орденом Трудового Красного Знамени в 1979 году. Верхняя часть герба содержит символ — корону с пятью зубцами, указывающий принадлежность города к городскому округу. Зелёный фон флага символизирует — здоровье, молодость и рост, белый цвет (серебро) - символ чистоты, совершенства.

(Слайд 6)

Ребята, как вы думаете, наш город молодой или старый?

Первые письменные упоминания о Кинешме относятся к 1429 году. В начале XV века Кинешма уже была крупным поселением. За всю многовековую историю Кинешма пережила разорительные набеги казанских татар и нашествие поляков, многочисленные пожары и эпидемии. И всё же город не кажется старым и незначительным. Он шагает в ногу со временем.

(Слайд 7)

Что означает слово - Кинешма? Кто знает?

Откуда происходит имя, данное самому городу? Ученые относят название города к финно-угорским словам, расшифровывая их как «темная, глубокая вода; тихая, удобная гавань».

Чем же занимались жители города и окрестностей в те далёкие годы? Как вы думаете? Основным их занятием было рыболовство, солеварение, охота.

Постепенно Кинешма росла и развивалась.

(Слайд 8)

Так выглядел наш город раньше.

Сейчас Кинешма такая же?

(Слайд 9)

Менялось время, изменился и наш родной город.

А в городе, хоть он и небольшой,

Вам многое увидеть доведется.

Красива Волга, а над ней — собор,

Бульвар с беседкою, театры и аллея.

Торговые ряды, часовни, храмы, бор,

Старинные дома, музей и галерея…

А сейчас мы с вами прогуляемся по нашему городу.

Физкультминутка «Город». Мы по городу шагаем (шаг на месте)

То, что видим, называем:

Светофоры и машины (поворот головы влево)

Ярмарки и магазины (поворот вправо)

Скверы, улицы, мосты и деревья и кусты! (Потянулись вверх — присели).

Дети садятся на места.

Какие основные достопримечательности можно посмотреть в нашем городе?

(Слайд 10)

Чтобы узнать об этом, нужно отгадать загадку:

Широка ты, улица моя,

Посредине липы, тополя.

Каждую весну, как по старинке,

Раздаёт апрель им по косынке.

Между лип – мощёная дорожка

Да ещё скамеечек немножко.

Шелестят косынки, зеленея.

До чего ж красивая аллея!

Хороша аллея, и недаром

Называют все её (Бульваром).

Первая и главная достопримечательность, знаковое место в Кинешме, излюбленное место отдыха – Волжский бульвар, расположенный на набережной, откуда открывается необозримый водный простор могучей реки. Это одно из самых живописных мест Кинешмы. Набережная двухъярусная. По верхнему ярусу стоят «кружевные» металлические беседки. Они словно парят над высоким берегом. Как известно, набережная без фонтанов неполноценна - мальчик держит Золотую рыбку.

(Слайд 11)

А вот ещё загадка:

По ней в торжественные даты

Парадом шествуют солдаты,

И ёлкой самою большой

Она украшена зимой. (Площадь).

Очень интересна главная площадь города – площадь Революции. Площадь Революции в Кинешме прежде называлась Базарной (или Торговой). Было время, когда в Кинешме проводились регулярно торговые ярмарки. О том периоде напоминают красные торговые ряды.

(Слайд 12)

Что ещё можно посмотреть в нашем городе? Мы узнаем, отгадав загадку.

Издалека, со всех сторон, слыхать её призывный звон,

И в ней собравшийся народ в молитвах время проведёт. (Церковь)

В провинциальном русском городе испокон веков церковь являлась центром духовной культуры. К началу ХХ в. Кинешму украшали 12 храмов, в настоящее время действует 9. Главный собор – Троице - Успенский. На живописном берегу Волги возвышаются два соборных комплекса – Троицкий и Успенский, составляющие единый архитектурный ансамбль. Храмы считаются красивейшими церковными сооружениями Ивановской области.

(Слайд 13-15)

Церкви Иоанна Златоуста и Вознесения.

Церковь Благовещения Пресвятой Богородицы.

Спасо - Преображенская церковь.

Церковь Сретения Господня.

Церковь Сергия Радонежского.

Церкви Успения и Рождества Христа.

(Слайд 16)

Ребята, кто из вас видел такие часовни? В честь кого их установили?

Часовня воздвигнута на месте первой битвы защитников города с поляками в 1609г.

Часовня воздвигнута на месте братской могилы кинешемцев при защите

от польско – литовских завоевателей.

(Слайд 17)

Во время Великой Отечественной войны линия фронта до Кинешмы не дошла. Но жители отдали свои жизни в бою с фашистами.

В разных районах Кинешмы были установлены эти памятники. На День Победы жители города сюда приносят цветы в знак благодарности погибшим воинам.

(Слайд 18)

В Кинешме есть и другие памятники: В. И. Ленину, Ф. Боборыкину, бюст дважды Герою Советского Союза А. М. Василевскому.

(Слайд 19)

Кто знает, о чём эта загадка?

Там есть сцена и кулисы, и актёры и актрисы,

Есть афиша и антракт, декорации, аншлаг. (Театр).

Драматический театр им. А. Н. Островского. Считается одним из старейших провинциальных театров России. Был основан 1896 г.

Давайте немного отдохнём.

Физкультминутка «Все ребята дружно встали».

Все ребята дружно встали (Выпрямится).

И на месте зашагали (Ходьба на месте).

На носочках потянулись (Руки поднять вверх).

А теперь назад прогнулись (Прогнуться назад, руки положить за голову).

Как пружинки мы присели (Присесть).

И тихонько разом сели (Выпрямится и сесть).

(Слайд 20 - 24)

О следующей достопримечательности нашего города вы узнаете, отгадав эту загадку:

В нём предметы старины до сих пор сохранены.

Любознательный народ поглазеть на них идет. (Музей).

В нашем городе несколько музеев.

Музей валенок - Этот музей создан семьей Соколовых, которые возродили изготовление валенок. В музее можно увидеть разнообразные валенки: расшитые бусинами, бисером, тесьмой, пайетками, мехом, стразами, кружевом, от миниатюрных - меньше сантиметра, до огромного валенка высотой в рост человека – 205 сантиметров, который занесен в книгу Рекордов Гиннеса, в виде шахматных фигурок. Посетители имеют возможность ознакомиться с технологией и процессом изготовления изделий.

Художественно – исторический музей – Здесь представлены: живопись и графика знаменитых мастеров (Ивана Айвазовского, Константина Коровина, Владимира Орловского, Клавдия Лебедева, и других, скульптурные композиции Евгения Лансере. Основу экспозиции составляют предметы из коллекции потомственного дворянина Н. П. Рузского. Можно познакомиться с историей кинешемского купечества и посмотреть предметы их быта, изучить археологические экспонаты, коллекции монет, фарфора, стекла,

Краеведческий музей – Здесь можно увидеть предметы, отражавшие историю края в период социалистического строительства, ознакомиться с материалом о выдающихся земляках: Маршале Советского Союза А. М. Василевском, основателе ветеринарного дела в России В. Ф. Нагорском, организаторе русской электротехнической промышленности А. И. Бюксенмейстере, художнике П. А. Кривоногове и др. В музей передавались иконы, деревянные скульптуры XVIII-ХIX вв. из разрушенных церквей и соборов, он пополняется

коллекциями редких книг (старопечатные издания и рукописи XVIII – начала ХХ вв., многочисленные издания краеведческого характера).

Музей – ресторан «Русская изба» - Ресторан «Русская изба» создан в духе крестьянской избы. В этом музее можно познакомиться с предметами крестьянского быта, собранными в деревнях и селах бывшего Кинешемского уезда: кухонная утварь, орудия труда, мебель.

Музей военной техники под открытым небом – Этот музей расположился в парке 35-летия Победы и является частью мемориального комплекса, посвященного памяти воинов - защитников Отечества. Машины и военная техника разных времен всегда привлекают детей и взрослых. Все экспонаты, за исключением истребителя, натуральны. Здесь проходят торжественные мероприятия, посвященные Дню Победы, чествование ветеранов, экскурсии, проводы в армию.

Музей истории Кинешемского драматического театра им. А. Н. Островского – История театра отражена в постоянной экспозиции музея. Уникальным её экспонатом является графический портрет, выполненный известным русским художником Аркадием Рыловым. В течение театрального сезона в музее организуются выставки, посвященные актерским судьбам, истории постановок пьес А. Н. Островского на Кинешемской сцене, проводятся экскурсии.

Музей памяти святителя Василия – епископа Кинешемского - Экспозиция музея содержит фотографии и документы, касающиеся деятельности святителя Василия, епископа Кинешемского. Среди музейных экспонатов - рукописи, ряса, кадило, музыкальный инструмент и даже деревянные формочки для просфор, которые были у епископа во время ссылок. Эти вещи бережно хранили люди на протяжении 70 лет после смерти святителя.

Хранительница дома - музея Лариса Алексеевна Замыслова проводит экскурсии, поит гостей чаем, организует мероприятия. Самого епископа Кинешемского жители города горячо и искренно почитают, как своего небесного покровителя. В день памяти святителя, отмечаемого ежегодно 13 августа, широко проходят торжества, крестный ход.

Хочется остановиться на этом музее и рассказать вам, кто же такой епископ Василий Кинешемский? За что жители города его так почитают?

Вениамин Преображенский, будущий епископ Василий Кинешемский, родился в январе 1876 года в семье священника в городе Кинешме. Его родители - набожные люди. Они отгораживали свою семью от окружающей жизни — новостей, пересудов, пустых разговоров.

Вениамин отучился в Кинешемском духовном училище, затем окончил семинарию и духовную академию. По окончании академии он был направлен преподавателем в Воронежскую семинарию, где почувствовал в себе педагогическое призвание. Хорошо владел многими иностранными языками. Для более углубленного их изучения и для ознакомления с современными педагогическими системами,

Вениамин уехал в Англию, там он заинтересовался скаутским движением.

Вернувшись из Англии, снова стал преподавать в семинарии, а вскоре перебрался в Москву — преподавателем Петровской гимназии. Окончил

педагогический институт и активно занялся формированием скаутских организаций, основная идея которых заключалась в служении Родине, богу и ближним. Молодых людей призывали быть преданными Родине, честными, правдивыми, быть бережливыми и уважающими чужую собственность, учили быть трудолюбивыми и настойчивыми, быть другом животных и природы и, конечно же, помогать ближним.

Но жизнь Вениамина изменилась после того, как он чуть не утонул, находясь в отпуске дома. В 1917 году он насовсем вернулся в свой родной город и поступил псаломщиком в церковь, в которой служил его отец.

Будущий святитель развернул в Кинешме и прилегающих населенных пунктах широкую просветительскую деятельность. Открывал православные кружки, преподавал Закон Божий детям.

В 1920 году Вениамин был посвящен в сан священника, после смерти отца он принял постриг с именем Василий, а в 1921 году – посвящен в епископа.

Жизнь владыка вёл предельно скромную и простую. Он поселился в небольшой баньке, принадлежавшей одной женщине, это было небольшое и ветхое строение. Жил он на окраине города, в отказе от самого необходимого. Постелью служил голый деревянный пол, а вместо подушки - клал полено.

Ежедневно владыка служил в церкви, исповедовал, проповедовал, принимал всех тех, кому нужна была его помощь и совет. Навещал монастыри, кружки, которые организовал по всей территории епархии. Проповеди владыки всегда находили отклик в душах самых разных людей. Он оберегал своих прихожан от всякого греха и заблуждений. Многие из них настолько проникались его речами, что совершенно менялись. Другие полностью посвящали свою жизнь служению Господу и ближним, раздавали свое богатство неимущим и бедным. Святитель Василий проявил активное участие в судьбе сирот, чьи родители погибли от голода на Поволжье. Жестокие гонения со стороны советской власти начались в 1917 году. Как и другим священникам, жившим и служившим в то непростое время, владыке пришлось перенести жесточайшие допросы, лагеря, ссылки.

13 августа 1945 года он умер, находясь в ссылке в Красноярском крае.

Сейчас мощи святителя Василия Кинешемского находятся в Троице - Успенском соборе Кинешмы и почитаются главными святынями храма.

Также Василий Кинешемский почитается как небесный заступник города.

(Слайд 25)

В городе деревьев мало и гулять стремятся все,

Уходя на два квартала от проспектов и шоссе.

Тут прохладно средь аллей и зеленых тополей. Что это такое? (Парк).

Излюбленным местом отдыха кинешемцев и гостей города является Парк культуры и отдыха имени 35-летия Победы. Здесь проводится большинство городских мероприятий, дни семейного отдыха, праздники, фестивали, спортивные соревнования и новогодние гуляния. На территории парка действуют аттракционы и детский городок.

(Слайд 26)

Ребята, кроме Волги есть ли в нашем городе ещё реки? Какие они?

Кинешма отличается пересеченным рельефом. Территория её рассекается малыми реками: Кинешемка, Казоха, Черная и Томка.

(Слайд 27)

Через речку, во всю ширь, лёг могучий богатырь.

Он лежит – не дрожит, по нему трамвай бежит (Мост).

С одного берега на другой можно попасть по нескольким мостам:

Кинешемский мост – самый крупный из них. По нему проходит оживлённая автомобильная магистраль. Движение пешеходов по нему запрещено.

Его длина - 1,6 км.

Никольский мост. В давние времена этот мост был деревянный. В 1956 году был построен новый стальной арочный мост. Эта конструкция считается уникальной. Второго подобного ажурного полукольца нет нигде.

Кузнецкий мост. Он соединяет два берега реки Кинешемки в месте слияния её с Волгой.

(Слайд 28)

На чём можно приехать в Кинешму? Сейчас вы узнаете, отгадав загадки:

Братцы в гости снарядились, друг за друга уцепились.

И помчались в путь далек, лишь оставили дымок (Поезд).

Не нужны мне провода, могу я ездить хоть куда.

В понедельник и субботу отвезу вас на работу.

В школу, в ясли, в детский сад - пассажирам очень рад (Автобус).

Залюбуешься невольно: он без паруса и вёсел

По морским просторам вольным целый дом с собою носит.

У него отличный ход. Это? Это (Пароход).

В Кинешму можно приехать на поезде, автобусе, пароходе.

(Слайд 29)

Где гости нашего города могут остановиться?

Для приезжих этот дом служит временным жильем,

Где принять любого рады, но платить за это надо (Гостиница).

В городе гостиниц немного, но все они интересные: «Мирная пристань», «Русская изба», «Садко».

(Слайд 30)

С Кинешмой связаны имена многих знаменитых людей:

Воевода Ф. Боборыкин, возглавивший кинешемское ополчение в Смутное время.

Адмирал Невельской Г. И. - выдающийся русский исследователь Амура и Дальнего Востока, поднявший русский флаг в устье Амура и объявивший Приамурский край и Сахалин российской территорией.

Маршал А. Василевский - начальник Генштаба в ВОВ, дважды герой СССР.

Бредихин Ф. А. - выдающийся астроном, чьи исследования хвостатых комет

снискали мировую известность.

Нагорский В. Ф. - доктор медицины, один из главных организаторов ветеринарского дела в России.

Святитель Василий, епископ Кинешемский - почитается как небесный заступник города.

(Слайд 31)

Нельзя не вспомнить писателей, художников, композиторов живших и творивших в Кинешме:

Островский А. Н. - писатель-драматург.

Потехин А. А. – писатель, драматург. Был одним из тех, кто стоял у истоков создания русской народной драмы.

Кустодиев Б. М. - замечательный русский художник.

Бородин А. П. - великий композитор (опера «Князь Игорь»).

Кривоногов П. А. - заслуженный деятель искусств РСФСР художник-баталист.

Аренский А. С. - великий композитор (оперы «Сон на Волге», «Рафаэль»,«Наль и Дамаянти», балет «Египетские ночи» и множество романсов).

Наше занятие подошло к концу. Можете ли вы сказать, что всё знаете о своём городе?

Скажите, пожалуйста, что нового для себя вы сегодня узнали?

Итог: Каждый уважающий себя и любящий свое отечество должен знать и любить свою малую Родину - эту очень маленькую, по сравнению со всей страной, территорию, на которой он живет. За всю многовековую историю наш

город пережил и разорительные набеги казанских татар, и нашествие поляков, и многочисленные пожары и эпидемии, и две мировые войны. Но, тем не менее, он славен своей героической историей, своими традициями, славен именами тех, кто развивал русскую культуру и защищал нашу страну от иноземных захватчиков.

Публикации по теме:

«Вот она какая, Зимушка-зима» Конспект занятия по познавательному развитию для детей младшего дошкольного возраста«Вот она какая, Зимушка-зима» Конспект занятия по познавательному развитию для детей младшего дошкольного возраста Образовательные области: «Познавательное развитие» интегрируется с ОО «Развитием речи», «Социально-коммуникативным развитием», «Физическим.

Фотоотчёт о проведении занятия по познавательному развитию «Натюрморт», с детьми старшего дошкольного возрастаФотоотчёт о проведении занятия по познавательному развитию «Натюрморт», с детьми старшего дошкольного возраста Ко дню натюрмортов на МААМ. Цель: создание условий для приобщения детей к миру изобразительного искусства. Задачи: • Закрепить знания детей.

Интерактивная игра по познавательному развитию для детей старшего дошкольного возраста «Занимательная математика» Интерактивная игра по познавательному развитию для детей старшего дошкольного возраста «Занимательная математика» Разработала: Меркулова.

Конспект НОД по ФЭМП для детей старшего дошкольного возраста «Мы спешим на помощь! Измерение объема жидких тел»Конспект НОД по ФЭМП для детей старшего дошкольного возраста «Мы спешим на помощь! Измерение объема жидких тел» Конспект НОД по познавательному развитию На тему: «Мы спешим на помощь!» Для детей старшего дошкольного возраста Разработала воспитатель.

Конспект НОД по познавательному развитию для детей старшего дошкольного возраста «Что мы знаем о весне?» Цель: закрепление знаний детей о времени года - весна, основных ее признаках. Задачи. 1. Формировать представления детей о характерных признаках.

Конспект НОД по познавательному развитию «Насекомые» для старшего дошкольного возрастаКонспект НОД по познавательному развитию «Насекомые» для старшего дошкольного возраста Цель:Закреплять знания детей о насекомых Задачи:Называть отличительные признаки насекомых (шесть лапок,крылья,усики). Развивать словесно-логическое.

Конспект НОД по познавательному развитию с детьми старшего дошкольного возраста «Экскурсия в краеведческий музей»Конспект НОД по познавательному развитию с детьми старшего дошкольного возраста «Экскурсия в краеведческий музей» Когда к истории хотим мы прикоснуться, Иль в мир прекрасный нам охота окунуться В музей идём, по залам ходим, И для себя мы много интересного.

Конспект занятия по познавательному развитию «О правах, играя» для детей старшего дошкольного возрастаКонспект занятия по познавательному развитию «О правах, играя» для детей старшего дошкольного возраста Конспект занятия по правам ребенка в старшей группе «О ПРАВАХ, ИГРАЯ» Программное содержание: -способствовать социальной адаптации ребенка.

Конспект занятия по познавательному развитию «Мы идём в цирк» для старшего дошкольного возраста к Международному Дню циркаКонспект занятия по познавательному развитию «Мы идём в цирк» для старшего дошкольного возраста к Международному Дню цирка Цель: Ознакомление детей с профессиями людей, выступающих в цирке. Задачи: Образовательные: Обогащать и расширять знания детей о профессиях.

Презентация по познавательному развитию для детей старшего дошкольного возраста «Бабочки-красавицы»Презентация по познавательному развитию для детей старшего дошкольного возраста «Бабочки-красавицы» Презентация по познавательному развитию для детей старшего дошкольного возраста «Бабочки - красавицы» Эта презентация предназначена для.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия по познавательному развитию для детей старшего дошкольного возраста «Всякому мила своя сторона»
Опубликовано: 1 сентября 2020 в 19:30
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!

5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД