Папки-передвижки

Конспект занятия по познавательному развитию «Мир стекла» в подготовительной группе

Ирина Царева
Конспект занятия по познавательному развитию «Мир стекла» в подготовительной группе

Конспект занятия по познавательному развитию.

Тема: «Мир стекла».

В подготовительной группе.

Цель: Познакомить детей со стеклом и его свойствами.

Задачи.

- Помочь детям выявить свойства стекла (прочное, прозрачное, цветное, гладкое).

Публикация «Конспект занятия по познавательному развитию „Мир стекла“ в подготовительной группе» размещена в разделах

- Развивать любознательность, наблюдательность, внимание детей.

- Развивать связную речь путем развернутых ответов на вопросы.

- Воспитывать бережное отношение к вещам.

Ход занятия.

Воспитатель: Ребята, послушайте мои загадки, отгадайте их и тогда вы узнает, с чем мы будем работать сегодня.

Его не видишь,

А потрогать можно.

Дети: Стекло.

Что зимой дома мерзнет, а на улице нет?

Дети: Стекло.

Оно прозрачно, как хрусталь

Луч солнца в дом пропустит,

Тепло в квартире сохранит,

А ветер не допустит.

Дети: Стекло.

Воспитатель: Отгадали, молодцы. Ребята, какие предметы из цветного и прозрачного стекла вы знаете? (Ответы детей).

Воспитатель: А сейчас я вам расскажу, как изготавливают стекло. Человек давно научился делать предметы из стекла. Стекло изобрели много лет назад. В глиняный горшок насыпали песок, золу, немного краски и всё это долго варили на огне, пока не получилось блестящее «тесто». Мастеру - стекольщику очень помогла глиняная палочка. Одним концом палочки он брил расплавленную массу, а в отверстие другого конца дул и выдувал стеклянный пузырь, как вы выдувал мыльные пузыри. Выдувая пузыри, мастер придавал им разную форму (получались вазы, сосуды, флаконы, бусины). В древние времена оконное стекло еще не умели делать. В домах, в замках и даже в королевских дворцах были маленькие окна. Вместо стекла вставляли бумагу, пропитанную воском или маслом, чтобы она не размокала от дождя. В России на окна натягивали пленку бычьего пузыря. Но однажды мастер - стекольщик выдул большой стеклянный шар, обрезал с обеих сторон концы, образовалась труба, и пока она была теплая, разрезал ее и развернул на столе. В результате получился стеклянный лист. Первое стекло было неровное, мутное, но и оно очень ценилось. Вначале стеклянные окна были только в домах богатых людей. Шло время, и люди придумали машину, которая вытягивала из плавильной печи жидкую стеклянную массу в виде широкой ленты. Застывшую, затвердевшую стеклянную ленту разрезали па части, получался лист стекла. Сейчас построены современные предприятия для изготовления стекла. Посмотрите ещё раз на стол и назовите изделие, которое вам понравилось.

Воспитатель: Ребята, назовите ещё предметы из стекла в наше группе, которых нет на столе.

Дети: Окно, лампочки.

Воспитатель: Ну а сейчас давайте пройдём в нашу лабораторию и немного поэкспериментируем, чтобы подробнее узнать о свойствах стекла. Но сначала мы должны запомнить и выучить одно самое главное правило обращения со стеклом.

Со стеклом будь осторожен –

Ведь оно разбиться может.

А разбилось – не беда,

Есть ведь верные друзья:

Шустрый веник, брат – совок

И для мусора бачок.

Вмиг осколки соберут,

Наши руки сберегут.

Воспитатель: Вот у меня в коробочке речной песок. Давайте его внимательно рассмотрим. Поможет рассмотреть песок прибор - лупа, тоже из стекла, но волшебного - увеличительного.

- Из чего состоит песок?

- Песок состоит из мельчайших песчинок, но зачем он здесь?

Воспитатель: Песок важнейший компонент из чего делают стекло. В старину брали глиняный горшок, сыпали речной песок с ракушками, добавляли золу и ставили на огонь - очень долго варили. Получалось мягкое, блестящее, горячее тесто. Затем мастер стеклодув брал в руки глиняную трубочку пустую внутри. На один конец трубки стеклодув набирал комочек расплавленного стекла, а другой конец трубочки в рот и выдувал стеклянный пузырь (также как вы дуете мыльные пузыри). Но если стеклу было нужно придать другую форму, то мастер брал две формочки и закрывал стеклянный пузырь с двух сторон и выдувал до тех пор, пока мягкое стекло не заполнит всю форму. Вот так появились другие предметы: пузырьки для духов, кувшины, изящные вазы.

Воспитатель: А какое оно стекло? Давайте его обследуем. Прикоснитесь, какое оно на ощупь?

Дети: Гладкое, холодное, твердое.

Воспитатель: Какого цвета стекло?

Дети: Прозрачное, бесцветное, цветное.

Воспитатель: Зачем нужно прозрачное стекло?

Дети: Пропускает солнечный свет. Не искажает предметы, защищает от холода.

Воспитатель: Давайте прервемся и передохнем.

Физминутка.

Вот большой стеклянный чайник, (Надуть живот, одна рука на поясе).

Очень важный, как начальник.

(Надуть щеки, свободную руку изогнуть, как носик чайника).

Вот стеклянные чашки, (Одна рука опущена, другая на поясе).

Очень хрупкие, бедняжки. (Качать головой).

Вот стеклянные блюдца, (Покружиться на месте).

Только стукни - разобьются. (Хлопок в ладоши).

Вот - стеклянный поднос, (Широко развести руки в стороны).

Он посуду нам принес. (Поклониться).

Воспитатель: А теперь поэкспериментируем.

Эксперимент №1.

Дети кладут в прозрачный стакан цветные камешки тем самым показывая, что стекло обладает свойством прозрачности.

Эксперимент №2.

Воспитатель предлагает взять в руки стеклянные предметы, лежащие на столах, и потрогать их. Спрашивает, какие ощупь стеклянные предметы?

Дети: Гладкие, холодные, ребристое.

Эксперимент №3.

Дети вместе с воспитателем демонстрирует водонепроницаемость стекла, для чего в стакан наливает воду, убеждаются, что стекло не пропускает воду, т. е. оно водонепроницаемо.

Эксперимент №4.

Воспитатель предлагает дни слегка ударить карандашом по стеклянному предмету и послушать, как оно звучит. (Стекло издаёт звонкий звук.) Сравнивают простой бокал и хрустальный.

Далее воспитатель рассказывает, что стекло может быть разной толщины, поэтому оно отличаются прочностью. ( Показывает несколько примеров: тонкий, толстый, хрустальный).

Воспитатель а сейчас давайте сыграем в игру.

Игра: «Разбитая ваза».

Ход игры: На столе находятся силуэт вазы разрезанной на несколько частей, задача детей собрать целый силуэт.

Воспитатель: Ребята, а вы знаете, где стекло помогает человеку, в каких приборах? (Предположение детей).

Очки – защищает и помогает лучше видеть.

Лупы, бинокли, микроскопы, телескопы – приближают, помогают рассмотреть мелкие и удалённые предметы.

Воспитатель: Ну, вот мы с вами и узнали, сколько полезных дел выполняет стекло, как оно служит человеку. Ну, у этого материала есть и плохое свойство – оно хрупкое и может легко разбиться.

Воспитатель: Как нужно обращаться со стеклянными предметами?

Дети: Аккуратно, бережно.

Воспитатель: Но если вдруг случилась беда, стекло разбилось, как надо действовать? (Предположение детей).

Воспитатель: Обязательно подмести большие куски веником, а потом почистить пылесосом.

Итог.

Воспитатель: Молодцы, справились с заданиями. Итак, чем мы сегодня занимались? (Ответы детей.)

- Что вы всегда должны помнить при работе со стеклом? (Ответы детей.)

Воспитатель: Это правило всегда будет находиться в нашей лаборатории как многие другие. Спасибо всем за работу. Занятие окончено.

Публикации по теме:

Конспект открытой ОД с использованием ИКТ технологии по познавательному развитию для детей средней группы «В мире стекла» Конспект открытой образовательной деятельности с использованием ИКТ технологии по познавательному развитию для детей средней группы Тема:.

Конспект познавательного занятия в подготовительной группе «Путешествие в царство стекла»Конспект познавательного занятия в подготовительной группе «Путешествие в царство стекла» Конспект познавательного занятия в подготовительной группе «Путешествие в царство стекла».Блог. Лариса Гацко. Цель: Расширять и систематизировать.

Конспект занятия по познавательному развитию «День чаепития» в подготовительной группе Конспект занятия по познавательному развитию. Тема: «День чаепития». В подготовительной группе. Цель: Развивать образное и пространственное.

Конспект занятия по познавательному развитию «Интересные вопросы» в подготовительной группе Конспект занятия по познавательному развитию. Тема: «Интересные вопросы». В подготовительной группе. Цель: Обобщить, систематизировать,.

Конспект занятия по познавательному развитию «Керамика» в подготовительной группе Конспект занятия по познавательному развитию. Тема: «Керамика». В подготовительной группе. Цель: Познакомить детей с трудом гончара, гончарным.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия по познавательному развитию «Мир стекла» в подготовительной группе
Опубликовано: 17 февраля 2024 в 13:56
+219Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 70.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!

5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД