Лариса Гацко
Конспект познавательного занятия в подготовительной группе «Путешествие в царство стекла»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект познавательного занятия в подготовительной группе
«Путешествие в царство стекла».
Блог. Лариса Гацко.
Цель: Расширять и систематизировать знания детей о стекле, познакомить с историей создания стекла; расширять кругозор дошкольников; учить опытным путем определять и называть свойства стекла: прозрачное, гладкое, холодное, хрупкое, звенящее, тонет в воде, толстое, тонкое, хрустальное; умение делать выводы на основе полученных результатов; развивать слуховое внимание на примерах звучания стеклянных предметов, познакомить с техникой рисования на стекле, с правилами осторожного обращения со стеклом, стеклянными изделиями.
Публикация «Конспект познавательного занятия в подготовительной группе „Путешествие в царство стекла“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Стекло. Изучаем свойства стекла
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» апрель 2020
Материал: выставка изделий из стекла, ширма, стеклорез; стеклянные баночки, тазики с водой, подносы, трубочки пластмассовые, бусинки, гуашь, кисти, баночки с водой, деревянные рамки со стеклом (все – на каждого ребенка).
Ход занятия.
- Доброе утро, ребята! Сегодня мы с вами отправляемся в удивительное путешествие в царство стекла!
- Нас окружает множество вещей из стекла. Назовите предметы, изготовленные из стекла в нашей группе. (дети называют)
- А для чего нам нужно стекло?
- А знаете ли вы, из чего изготавливают стекло? Ну тогда слушайте.
Почти пять веков пролетело с тех пор, как открылась людям тайна стекла. Шли по пескам Аравийской пустыни усталые путники. Развели они на привале костер, а чтобы ветер не задул пламя, они обложили его кусками природной соли, которую везли на продажу. Всю ночь полыхал на ветру огонь, а в сердце его свершилось таинство слияния соли с песком. И родилось чудо! Твердый как камень, прозрачный, сияющий на солнце слиток лежал утром на отгоревшем кострище. Так люди впервые увидели стекло.
А сейчас я вам расскажу, как изготавливали стекло. В глиняный горшок засыпали песок, золу, соду, добавляли краски, и долго варили на огне, пока не получалось мягкое блестящее «тесто». Мастеру-стекольщику очень помогла глиняная палочка. Одним концом палочки он брал расплавленную массу, а в отверстие другого конца дул и выдувал стеклянный пузырь, как бы выдувал мыльные пузыри. Выдувая пузыри, мастер придавал им разную форму, получались вазы, флаконы, бусины, разные сосуды.
А вот оконное стекло люди научились делать совсем недавно, 600 лет назад. Оконные стекла пропускают солнечный свет и защищают от холода. Они сейчас большие, а много лет назад окна были маленькие, вместо стекла в них вставляли бумагу, пропитанную маслом, чтобы она не размокала от дождя. В России на окна натягивали пленку бычьего пузыря. Но однажды мастер-стекольщик выдул большой стеклянный шар, обрезал с обеих сторон концы, образовалась труба, и пока она была теплая, разрезал её и развернул на столе. В результате получился стеклянный лист. Первое стекло было неровное, мутное, но и оно очень ценилось. Вначале стеклянные окна были только в домах богатых людей.
Шло время, и люди придумали машину, которая вытягивала из плавильной печи жидкую стеклянную массу в виде широкой ленты. Застывшую, затвердевшую стеклянную ленту разрезали на части, получался лист стекла. Завод, на котором производят стекло называется стекольным.
- А сейчас отправляемся в музей стеклянных предметов. (дети рассматривают изделия из стекла)
- А почему, как вы думаете, стекло получается и голубое, и красное, и зеленое?
- Стеклянные предметы могут быть изготовлены из тонкого и толстого стекла.
- А вот посмотрите, какое необычное стекло с узорами. Может быть вы знаете, как оно называется? Это хрусталь.
Игра «Угадай что звучит?»
У всех стеклянных предметов есть одна красивая тайна. Они откроют её, если по стеклянному предмету легонько ударить. И тогда стекло зазвенит.
Вначале дети слушают, как звенят вазы из тонкого стекла, толстого и хрусталя, затем воспитатель ударяет по предметам за ширмой. Дети угадывают, какой предмет звенит.
- Обратите внимание на зеркало. Это тоже стекло, только с одной стороны его покрасили серебристой краской, поэтому оно отражает предметы.
А еще хочу показать вам необычное стекло, увеличительное (лупа, а вот диаскоп, в нем цветные маленькие стеклышки.
Игра «Хорошо – плохо».
- Ребята, а что хорошего (плохого) в том, что есть стекло, стеклянные изделия?
- Стеклянный детский сад, это хорошо? Почему?
- А что плохого в том, что он стеклянный?
- Если нам в руки дали стекло, какие правила нам необходимо знать, как с ним обращаться. (не бросать, не играть с мячом, где есть близко стекло)
- Для чего нужно знать эти правила?
- Что вы будете делать, если вдруг разбили стеклянную вазу? А если поранились?
Со стеклом будь осторожен –
Ведь оно разбиться может.
А разбилось – не беда,
Есть ведь верные друзья:
Шустрый веник, брат-совок,
И для мусора бачок.
Вмиг осколки соберут,
Наши руки сберегут.
А сейчас, приглашаю вас в лабораторию, где мы будем изучать свойства стекла.
- Посмотрите в окно, что вы там видите, что происходит на улице? (ответы детей)
- А как вы узнали об этом? (через стекло все видно)
- А почему через стекло все видно? Через стекло проникает свет, значит оно какое? (оно прозрачное) Это будет первое свойство стекла, и чтобы ещё раз убедиться в этом проведем эксперимент.
У вас на столах баночки из стекла, возьмите их аккуратно в руки и посмотрите друг на друга, что вы видите? (ответы детей)
Положите на дно баночки бусинку.
- Предлагаю вам погладить баночки из стекла. Какие они? (гладкие, холодные).
- А теперь тихонько надавите на баночки. Какие они? (твердые)
Да, стекло материал твердый, но если по стеклянному предмету ударить чем-то тяжелым или его уронить, как вы думаете, что случится? (разобьется)
Значит, отсюда вывод: стекло хрупкое, легко бьется.
-Это хорошо или плохо?
- Как вы думаете, если опустить стекло в воду, оно утонет? (проводим опыт) Вывод: стекло тяжелее воды, оно утонуло.
- Не хотите ли вы стать мастерами-стеклодувами?
- Интересно, а стекло горит? (воспитатель проводит опыт) Вывод: стекло не горит.
- А можно ли стекло разрезать? Для резки стекла используют специальный прибор, стеклорез (показ стеклореза)
- А можно ли рисовать на стекле? Это мы сейчас проверим. (дети рисуют гуашью на стекле).
Итог занятия.
- Какими свойствами обладает стекло?
- Что интересного сегодня вы узнали о стекле?
- Что больше всего понравилось на занятии?
- Вы у меня просто молодцы! Теперь вы много знаете про стекло и можете о нем рассказать своим родителям. Но, помните, что со стеклянными предметами нужно обращаться очень осторожно, можно пораниться, может произойти несчастный случай.
Благодарю за внимание!