Ольга Борисова
Конспект занятия в подготовительной группе по познавательному развитию «Ветер — невидимка»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
центр развития ребенка – детский сад № 374 г. о. Самара
Конспект занятия по познавательному развитию «Ветер - невидимка»
Воспитатель: Борисова О. В.
Цель:
Публикация «Конспект занятия в подготовительной группе по познавательному развитию „Ветер — невидимка“» размещена в разделах
- Ветер. Изучаем свойства ветра
- Воздух. Свойства воздуха
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» ноябрь 2013
Закрепить знания детей о таком природном явления, как ветер, о его особенностях и значении для человека и окружающего мира; вспомнить о таких природных явлениях как ураган, буря, смерч; познакомить с некоторыми правилами безопасности; учить детей самостоятельно делать выводы и обобщения, устанавливать связи между предметами и явлениями в процессе экспериментальной работы, в дидактических играх; пополнить словарный запас детей такими словами, как «обжигающий», «свирепый», «пронизывающий», побуждать их активно использовать слова, характеризующие ветер.
Предварительная работа:
• Наблюдение на прогулке;
• Беседы о воздухе: «Как увидеть воздух», «Как услышать воздух»;
• Проведение опытов (книга «Воздух - невидимка»);
• Беседа «Ветер, ветер, ты могуч»;
• Чтение стихов, сказок «Волшебник изумрудного города», «Сказка о царе Салтане».
• Рассматривание иллюстраций «Ветреная и безветренная погода»;
• Игры с феном, вентилятором;
• Рисование «Нарисую ветер»;
• Слушание музыки о ветре;
Ход занятия:
Воспитатель рассказывает детям сказку.
Давным-давно это было. В некотором царстве, в некотором государстве жил - был царь, стороны той государь. Царь был суровый, жадный, несправедливый. Однажды решил царь посвататься к принцессе из соседнего царства, но принцесса велела царю прислать свой портрет. Позвал царь художника и велел написать свой портрет. Разложил художник краски, взял кисти, полотно и только было начал рисовать, как что-то зашелестело, зашумело и краски у художника упали и все смешались. Рассердился царь, ногами затопал, кулаками застучал. Во второй раз художник взялся за кисти, но вдруг вокруг потемнело, засвистело, загудело, и неведомая сила унесла кисти у художника. Совсем обезумел царь, еще пуще затопал ногами и приказал художнику, чтобы через два дня портрет был готов, иначе голова с плеч. Загрустил художник, что делать? Краски испортились, кисти пропали. И тогда решил он обратиться за помощью к богатырям: Алёше Поповичу, Добрыне Никитичу и Илье Муромцу (показ картин, ведь им любая нечисть по плечу. Вот и отправились богатыри в дорогу. Долго они шли и дошли до избушки доброго волшебника, который обещал им помочь.
Но для этого надо отгадать загадку и узнать, кто же мешал художнику писать картину царя.
Загадка:
Он бескрылый, а летает,
Безголосый, а свистит,
Хоть безрукий, но бывает,
Груши с веток обрывает.
Так порою он сердит.
Только что он был везде,
Миг - и нет его нигде! (Ветер)
Что это? Давайте поможем богатырям.
Дети: Ветер!
Воспитатель: А почему же ни царь, ни художник его не видели?
Дети: Ветер нельзя увидеть глазами. Его можно только почувствовать.
Воспитатель: Мы помогли богатырям отгадать загадку, и волшебник показал дорогу к ветру. Хотите отправиться вместе с богатырями? Шли, шли богатыри, и дошли до огромного камня, на котором было написано: «Прямо пойдёшь - к ветерку попадёшь. Направо пойдёшь - к ветру попадёшь. Налево пойдёшь - к ветрищу попадёшь» (На доске рисунок камня с разными дорогами).
Дети выбирают дорогу
1. «Ветерок»
Воспитатель: Что умеет делать ветерок?
Дети: Шелестеть листьями, освежить, кружить снежинки, унести воздушный шарик;
(воспитатель открывает картинки - символы)
Воспитатель: А теперь давайте подумаем и скажем, каким бывает ветерок?
Дети: Ветерок бывает нежный, добрый, тёплый, ласковый, освежающий, слабый, незаметный, приятный.
2. «Ветер»
Воспитатель: Что умеет делать ветер?
Дети: Шуметь, качать деревья, поднимать пыль, унести шапку, забираться к прохожим под воротники, гудеть в трубе, дуть, двигать облака, тучи.
(на доске вывешиваются картинки)
Воспитатель: А каким бывает ветер?
Дети: Сильный, тихий, неприятный, прохладный, холодный, колючий, жаркий, быстрый.
3.«Ветрище»
Воспитатель: Что умеет делать ветрище?
Дети: Свистеть, гнать волны, вырывать деревья с корнем, срывать крыши, переворачивать машины, бросать снег и пыль в глаза.
(на доске вывешиваются картинки)
Воспитатель: А каким бывает ветрище?
Дети: Свирепый, обжигающий, пронизывающий, быстрый, сильный, неприятный.
Воспитатель: Ребята, а что же такое ветер, как же он образуется?
Дети: Ветер — это движение воздуха. Ветер дует, потому, что солнце нагревает участки земли и моря. Тёплый воздух поднимается, а холодный - опускается, И когда они встречаются, образуется ветер.
Воспитатель: Ребята, а у нас в группе есть ветер? Давайте проверим.
Опыт: «Живая змейка»
Над свечей (2 шт.) воспитатель держит змейку (спиральная конструкция, она вращается, так как воздух над свечей теплее, и он поднимается вверх.
Физминутка
Ветерок предлагает поиграть.
Чики - чики - чикалочка,
Игра - превращалочка,
Вокруг себя повернитесь
-И в деревья превратитесь.
Дети превращаются в деревья.
Наши ноги - это корни,
Наше туловище - ствол,
Наши руки - это ветви,
Наши пальцы - это листья.
Звучит музыка.
Воспитатель: Подул лёгкий ветерок — зашелестели листочки на деревьях (дети шелестят пальцами). Усилился ветер - затрепетали, закачались веточки (дети шелестят кистями рук). Совсем испортилась погода, сильный ветер раскачивает ветки деревьев, гнет их стволы, клонит к земле (дети раскачивают руками, наклоняются из стороны в сторону). Но вот ветер утих, выглянуло солнышко. Отдыхают деревья от бури (дети выпрямляются, шевелят только пальцами и руками)
Воспитатель: Ребята, назовите, пожалуйста, с какими тремя братцами встретились наши богатыри?
Дети: С ветерком, ветром, ветрищем.
Братцы ветры обещали богатырям, что больше не будут мешать художнику писать портрет царя, если государь изменит свой характер.
Воспитатель: А почему же они не хотели, чтобы художник написал портрет, что плохого делал царь?
Дети: Он был грубым, злым, жестоким, обижал людей.
Воспитатель: Давайте поможем царю исправиться и расскажем ему, какие добрые дела совершает ветер.
Дети: Он помогает надуть парус, помогает запускать воздушного змея; вертит крылья мельницы; переносит семена растений; освежает, если нам жарко? ветер может двигать предметы.
Воспитатель? А мы можем показать царю, как же ветер это делает.
1. Опыт «Парусные суда»
(Ветер помогает плыть паруснику)
На столах прозрачные емкости с водой – это «море».
Воспитатель: Какое сейчас «море»?
Дети: Спокойное, волн нет, вода не двигается.
Воспитатель: Можно ли сделать, чтобы на «море» появились волны?
Дети: Надо подуть на воду.
Воспитатель: Ветер заставляет воду двигаться, гонит волны. Лёгкий ветерок на море моряки называют «бризом». Опускаем на воду кораблик, он не плывёт. Почему кораблик не плывёт?
Дети: Потому что нет ветра.
Воспитатель: Что должно произойти, чтобы кораблик поплыл?
Дети: Надо чтобы подул ветер. (Дети помогают кораблику плыть.)
Ветер по морю гуляет
И кораблик подгоняет,
Он бежит себе в волнах
На раздутых парусах.
Воспитатель: А если очень сильно подуть, что произойдёт с корабликом?
Дети: Перевернётся.
Воспитатель: Как называется очень сильный ветер? - Бурей, Штормом, может перевернуть даже самый большой парусник.
Воспитатель: А на какой картине мы это видели?
Дети: «Девятый вал» Айвазовского.
(Показ картины)
Воспитатель: Ребята, а как вы думаете, ветер имеет силу? Докажите.
Дети: - Он может вырвать дерево с корнем, значит сильный.
- Ещё он надувает огромные паруса, значит, имеет силу и т. д.
Воспитатель: Давайте проверим. Как вы думаете, чтобы поднимать и опускать предметы сила нужна?
2. Опыт «Ветряная лебедка»
Эта игрушечная лебёдка может опускать и поднимать предметы.
1. На картоне нарисовать круг, вырезать его, в центре сделать отверстие и надрезать по краям, по прямым углам линии, чтобы получились лопасти.
2. Слегка отогнуть каждую лопасть. Надеть круг на трубочку, закрепить пластилином.
3. Вставить в трубочку спицу и края закрепить прищепками.
4. Привязать к трубочке нитку, и привязать груз.
5. Дуем вдоль трубочки, чтобы нить наматывалась.
Воспитатель: Вот и рассказали мы царю о делах ветра, о том, каким он может быть: и добрым, и злым. И если государь опять начнёт обижать людей, то налетит ветрище и накажет царя, заморозит его. А что же это за ветер, который может заморозить царя? (Северный ветер, который дует с севера, где снега и льды). А для того, чтобы мы знали, откуда ветер к нам в гости приходит братцы - ветры подарили нам флюгер и вертушки.
3. Опыт «Флюгер»
На картоне пометить направления: север, юг, восток и запад. Вырезать из картона стрелку, прикрепить её к катушке от ниток. Посередине, между буквами прикрепить спицу, на неё надеть сверху катушку. С помощью вентилятора доказать - откуда дует ветер.
Воспитатель: Вот и подошло наше путешествие к концу. Какие вы ребята молодцы, помогли богатырям, царю. Пожмите себе руку, руку своему товарищу, скажите себе - я Молодец!
Ребята, а «братцы-ветры» подарили нам 4 картины, по которым можно определять, есть ли ветер, и какой он силы. Есть специальная шкала, по которой определяют силу ветра - шкала Бофорта, Мы поместим их в природный уголок, и будем определять каждый день, какой силы дует ветер.