МААМ-картинки

Конспект занятия по познавательному развитию «Животные севера» в старшей группе

Ольга Сиротина
Конспект занятия по познавательному развитию «Животные севера» в старшей группе

Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе

Автор: воспитатель Сиротина Ольга Борисовна

Образовательная область: познание

Интеграция образовательных областей: познавательное, социально - коммуникативное, развитие речи, физическая культура

Возраст детей: 5 -6 лет старшая группа.

Форма занятия : путешествие.

Формы организации: подгруппа

Задачи:

Публикация «Конспект занятия по познавательному развитию „Животные севера“ в старшей группе» размещена в разделах

Коррекционно – образовательные: Познакомить детей с животными Севера : белый медведь, северный олень, полярная сова, морж; знать их внешние признаки, строение, чем питаются, повадки. Знакомить детей с некоторыми особенностями приспособления животных Севера (бивни моржа, «чёрный нос» медведя, острые когти полярной совы, копыта оленя).

Формировать у детей элементарные представления о взаимосвязи и взаимодействии живых со средой обитания (медведь и морж, накапливает жир, не мерзнут и не намокают, бивни моржа, чтобы выбираться на берег, белый окрас медведя и совы).

Коррекционно – развивающие : развивать : словарь по теме, умение отвечать на вопрос педагога полным ответом; способность анализировать, делать выводы, устанавливать простейшие причинно-следственные связи.

Коррекционно - воспитательные: Воспитывать любовь к животным, умение сопереживать, навыки сотрудничества на занятии. Воспитывать интерес к художественному слову: загадка, умение внимательно слушать и отгадывать их.

Оборудование и материалы: глобус, загадки, демонстрационный материал (иллюстрации животных и картинки с изображением Севера); 2 полоски бумаги на каждого ребенка: одна полоска обычная, вторая, смазанная жиром, емкость для воды, салфетки, раздаточный материал для д/игр, цветные карандаши, одноразовые стаканчики с условными обозначениями, смайлики.

Цель: Расширять представления детей об образе жизни животных Севера.

Ход занятия:

Орг момент.

Ребята, вы знаете что это?

Дети: Это глобус

- Правильно, это модель нашей Земли. Как вы думаете, что обозначает этот белый цвет? Правильно, это снег, лед и айсберги.

Отгадайте загадку:

Там очень-очень холодно, там всегда зима

Там лежат холодные вечные снега

Там медведи белые бродят круглый год

Морж усатый медленно в полынье плывёт

Отгадайте-ка ребятки, где находится загадка? (На Севере.)

Сообщение темы занятия :

- Ребята, вы любите путешествовать?

Дети: Да!

- Давайте вместе отправимся в путешествие, где царствует вечная зима, и холод. Как вы думаете, куда мы отправимся?

Дети: На Север

- Правильно, это – Север. Предлагаю полететь на самолете, чтобы как можно скорее попасть к жителям Севера.

Руки в стороны — в полёт

Отправляем самолёт.

Полетели! Дети перемещаются к столам, садятся на стульчики

1. Д/и, создающая, мотивацию к деятельности.

Ребята, мы на месте! (на доске картинка с изображением Севера)

Север – это та часть света, где снег лежит круглый год, моря покрыты толстым льдом, дуют сильные ветра, метут метели. Климат здесь очень холодный. Зима длинная, а лето очень короткое и холодное. Солнце совсем не показывается.

- Вот незадача, накануне разыгралась буря, была сильная метель, и всех животных засыпало снегом. Мы поможем всем животным выпутаться из снежного плена?

Дети: Да

- Тогда нам нужно потрудиться и выполнить задания. Согласны?

Дети: Согласны.

Актуализация знаний детей, активизация коммуникативной и двигательной функции. Работа с разрезными картинками

- На Севере обитает много интересных животных. Их называют животные Севера.

- Чтобы узнать, каких животных будем спасать, вы должны отгадать загадки.

1. Живет он там, где холода,

И ловит рыбу из-под льда.

Он в шубе белой щеголяет,

Умеет плавать и ныряет.

- Кто это? Правильно. Это белый медведь. (выставить картинку белого медведя)

- Белый медведь – самый крупный среди хищников. Тело покрыто белой длинной шерстью, выдает его лишь чёрный нос. Когда медведь подкрадывается к своей добыче, он специально прикрывает нос лапой. Белый цвет делает его незаметным. Подушки лап покрыты густой толстой щетиной. Поэтому лапы медведя не мерзнут и не скользят по льду. Детёныша медведицы называют медвежонок.

Белые медведи в отличие от бурых медведей в спячку не впадают.

Потому что не боятся холода и у них всегда есть еда.

- Ребята, вы знаете, чем питается белый медведь?

Дети: рыбой,

- Правильно, а самое главное его лакомство - тюлени. А еще белые медведи умеют плавать и нырять, при этом совсем не мокнут и не мерзнут.

Опыт:

Воспитатель: ребята, я предлагаю вам провести опыт и узнать, почему медведи и другие северные животные не мерзнут, и не мокнут даже когда находятся в воде.

Воспитатель: ребята, перед вами лежат 2 полоски обычной бумаги, но одна из них пропитана жиром.

Давайте опустим в емкость с водой обычную полоску бумаги, а затем опускаем в воду полоску бумаги, смазанную жиром.

Воспитатель: что произошло с полосками? (одна полоска намокла)

Дети: Полоска, смазанная жиром, не намокает.

- Какой можно сделать вывод?

Дети: жир защищает животных от проникновения воды, поэтому шерсть животных не намокает в воде и не пропускает холод. Вот поэтому животные и не мерзнут.

Ребята, медведь застрял между огромными сугробами, помочь ему вы сможете, выполнив задание…

Актуализация знаний детей, активизация коммуникативной и двигательной функции. Работа с разрезными картинками, разного уровня сложности и количества частей «Соберем медведя из частей»

- Ура, молодцы, мы освободили 1 жителя Севера.

2. Словно царскую корону,

Носит он свои рога.

Ест лишайник, мох зелёный.

Любит снежные луга.

- Кто это? Это северный олень. (выставить картинку северного оленя)

- У оленя замечательная шерсть - густая, мягкая. Копыта северного оленя особенные. Они широкие, да ещё могут раздвигаться, как растопыренные пальцы. И олень ходит, не проваливаясь, по снегу. Края копыт ещё крепкие и острые. Копытами, северный олень разгребает снег, чтобы добраться до вкусного мха. Главное украшение северных оленей

это рога большие ветвистые рога.

-Как вы думаете, для чего оленю рога -O-?

Дети: он ими защищается.

- Совершенно правильно. У мамы оленихи детеныш - оленёнок. Он рождается без рожек, олененок растет, и рожки тоже растут. Ребята, олень тоже просит вашей помощи, скорей к нему спешим!

(дети идут к столам, выполнять задание)

- Ребята, да тут он не один, их двое. Животных завалило снегом. Из – под снега видны лишь только части тела. Вам нужно разделиться на две группы. Помочь им можно, выполнив задание:

Работа с разрезными картинками по трое «Раскрась часть тела, и собери оленя»

- Воспитатель спрашивает, какую часть тела ребенок будет раскрашивать карандашом Дети: голова и рога; туловище и хвост; ноги и копыта.

После закрашивания, дети собирают из частей оленей.

Молодцы, вот и второе животное Севера освободили.

Слушаем следующую загадку:

3. У нее глаза большие

И большая голова.

Спят все жители морские,

Лишь охотится…

(Сова) Выставить картинку совы

- Это полярная сова. Свой белоснежный наряд она сохраняет круглый год: и зимой и летом. Из-за своего цвета среди снегов, сова совсем становится незаметной.

Ребята, чем покрыта сова? (перьями)

- У совы большие глаза и очень хорошее зрение. Когти у сов длинные и острые, с их помощью она охотится. На лету хватает добычу. Полярная сова – питается мелкими грызунами - леммингами. Детёныша совы называют совёнок.

Ребята, я кажется, слышу уханье совы, но ее не вижу. Пойдем на ее зов.

Была такая сильная метель и сова сбилась с пути. Мы ей поможем, выполнив задание

«Найди сову»

Игра на ориентировку в пространстве с заданиями до объекта-картинки совы. ( например: сделать 3 шага вперед, 2 вправо, 3 влево и т. д.)

Вы молодцы, отыскали и сову. Давайте ее возьмем с собой, чтобы выпустить поближе к нашим животным (дети садятся на места)

Следующая загадка для вас

4. Толст, морщинист, два клыка

Он похож на старика.

Он на льду лежит — и что ж?

Не мёрзнет толстокожий …

(Морж).

- Правильно, это морж. (выставить картинку моржа)

- Моржи очень крупные животные. Тело покрыто короткими волосами. Вместо ног у него ласты, у моржей пара длинных клыков-бивни. Они нужны для защиты от других хищников, например, белого медведя, и для выхода на лёд из воды. Он ими цепляется за лёд и выползает.

Питаются рыбой, моллюсками, рачками. Детёныша моржихи называют моржонок.

- Наш морж застрял под большой льдиной, не может выбраться. Нам нужно, чтобы эта льдина раскололась. А расколоться она может от шума.

Физминутка «Льдина»

Мы руками хлопаем (хлопают в ладоши)

Мы ногами топаем (топают ногам)

Льдина, льдина расколись! (руки перед собой, сжимают и разжимают кулачки)

Льдина треснула и морж на свободе.

Молодцы! Мы с вами спасли много животных. Но пока они были под снегом и под льдинами, они потеряли своих детёнышей и очень проголодались. Вы готовы им помочь?

Дети: Да

Давайте, мы найдём детёнышей своим

Д/и «Найди животное и его детеныша, соедини линией»

Дети выполняют задание.

- А теперь давайте проведем перекличку.

Упражнение: «Кто у кого?» Я называю папу, а вы маму и детеныша.

(Папа- морж, мама—моржиха, детеныш-моржонок и т. д)

- Молодцы! Справились и с этим заданием.

Ребята, животных нужно накормить

Д/И «Кто, чем питается?»

Детям предлагаются раздаточные листы с одной стороны листа изображения животных, с другой стороны листа предметное изображение (тюлень, рыба, мох, лемминги)

Соедините каждое животное с той пищей, которой он питается, проведя линии.

- Ребята, все животные очень рады и благодарят вас!

Вывод:

- Где мы сегодня побывали? (На Севере)

-Как называют животных, которые живут на Севере? (Животные Севера)

- Теперь нам пора возвращаться домой. Готовы? Сели поудобнее, пристегнули ремни безопасности. Закрыли глаза…Полетели! 1,2,3,4,5. открываем глаза. Вот мы в садике опять.

Рефлексия:

- Ребята, вам понравилось наше занятие?

- Что больше всего вам понравилось в нашем путешествии?

Дети: Опыт, игры, загадки отгадывать, спасать животных, путешествие на Север.

После ответа, детям предлагается оценить, что понравилось, выбрав смайлик и положить в нужный стаканчик:

(4 стаканчика с условными обозначениями 1) опыт, 2) игры, 3) загадки, 4) путешествие по Северу)

Публикации по теме:

«Как животные помогают человеку». Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе«Как животные помогают человеку». Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе «Как животные помогают человеку». Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе. Цель: формирование представлений о.

Конспект НОД по развитию осязания и мелкой моторики рук в старшей группе «Как живут животные Севера»Конспект НОД по развитию осязания и мелкой моторики рук в старшей группе «Как живут животные Севера» Конспект НОД по развитию осязания и мелкой моторики рук в старшей группе для детей с нарушением зрения Тема: «Как живут животные Севера».

Конспект занятия по аппликации «Животные Севера» в старшей группеКонспект занятия по аппликации «Животные Севера» в старшей группе Программные задачи -Формировать представление детей о животных северного края; - Продолжать обогащать и активизировать словарный запас.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия по познавательному развитию «Животные севера» в старшей группе
Опубликовано: 18 июля 2025 в 09:39
0Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект занятия по познавательному развитию «Животные севера» в старшей группе» (включая файлы) размещена пользователем Ольга Сиротина (УИ 2884527) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД, Соглашаетесь на обработку данных