Анастасия Клавдиева
Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе «Что такое время?»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе.
Тема: Что такое время?
Цель: дать представление о времени; познакомить с понятиями «время суток», «дни недели», «времена года».
Публикация «Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе „Что такое время?“» размещена в разделах
Ход занятия
- Ребята, сегодня мне позвонил Буратино и сказал, что он придет к нам на занятие ровно в 9.00 часов утра. Но почему – то он к нам не пришел. Вы не знаете почему он не пришел? А я знаю. Буратино не пришел, потомучто он не знает времени.
Мы начинаем занятие строго по времени и не можем больше его ждать. У нас с вами есть расписание занятий, а у школьников расписание уроков. Все рабочие идут на занятие в определенное время, магазины открываются в определенное время, транспорт начинает движение в определенное время по расписанию. Если бы не было часов и люди не соблюдали время, могла бы произойти вот такая история.
Приходит, например, командир экипажа самолета на аэродром, смотрит в самолете, а в самолете ни кого нет. «Рано я пришел, - думает командир. – Пойду пока пообедаю». Только он ушел, пришли пассажиры. «Ах, говорят пассажиры, - командира еще нет. Пойдем что – нибудь еще в магазине купим». Не успели они уйти, возврашается голодный и сердитый командир. Без часов ни кто не знал, во сколько открывать столовую. Посмотрел командир, в салоне опять ни кого нет. «Раз так, говорит он, - Улечу один. Будут знать, как опаздывать!» И улетел бы, если бы не было часов.
А сейчас отгадайте загадки:
Оно век бежит вперед
И никогда не устает. (Время)
Ног нет, а хожу,
Рта нет, а скажу,
Когда спать, когда вставать,
Когда работу начинать. (Часы)
- Раньше часы были разные: солнечные, водяные, песочные. Но такие часы ни когда не тикали. Люди умели определять время, взглянув на движение солнца. Определяли время по длине тени в разное время дня. Песочными часами пользуются и сейчас в процедурных кабинетах поликлиник и больниц (1 минута, 5 минут) Дети выполняют задание в тетрадях на время.
Теперь мы пользуемся механическими и электронными часами. Время является регулятором различных видов деятельности. Ориентация вр времени побуждает человека быть собраным, точным.
Время постоянно бежит из прошлого в будущее, а бежит оно через настоящее
А что же такое «время»? Время выражает длительность событий, их последовательность, прерывность и непрерывность, взаимосвязь прошлого, настоящего и будущего.
- А как же измеряется время по длительности? (рассматриваем механические часы.) Время измеряется секундами, минутами, часами. Определяют время по часам. Время определяется сутками, неделями, месяцами, годами. (рассматриваем календарь, определяем день недели, месяц, год). Время определяется веками, эпохами. (рассматриваем энциклопедию).
- отгадайте загадку:
Гляжу в окошко –
Ходит черная кошка. (ночь)
По утру оживает,
к вечеру умирает. (день)
- Когда вы приходите в детский сад? (Утром.) А уходите? (Вечером.)
- Как назвать одним словом утро, день, вечер, ночь? (Сутки.)
- Продолжительность каждой части суток бывает различной и зависит от времени года. Вспомните, зимой ночь длиннее, а день короче. А летом наоброт.
Упражнение с картинками «Когда это бывает?» (день – ночь, утро – вечер, утро – день, вечер – ночь)
- отгадайте еще одну загадку:
Братьцев этих ровно семь.
Вам они известны всем.
Каждую неделю кругом
Ходят братцы друг за другом.
Попрощается последний,
Появляется передний
(дни недели)
- Правильно, это дни недели. Название дней недели в основном связаны с порядковыми номерами. Вторник – второй, среда – средний, четверг – четвертый, пятница – пятый.
- А сейчас давайте с вами отдохнем. Физминутка «Часы»
Мышь полезла в первый раз
Посмотреть, который час.
Вдруг часы сказали: «Бом!»,
Мышь скатилась кувырком.
Мышь полезла второй раз
Посмотреть, который час.
Вдруг часы сказали:
«Бом, бом!»
Мыш скатилась кувырком.
Мышь полезла в третий раз
Посмотреть, который час.
Вдруг часы сказали:
«Бом, бом, бом!»
Мышь скатилась кувырком
- давайте послушаем все вместе стихотворение П. Башмаковой «Дни недели»
В понедельник я стирала,
Пол во вторник подметала,
В среду я пекла калач,
Весь четверг искала мяч.
Чашки в пятницу помыла,
А в субботу торт купила.
Всех подружек в воскресенье
Позвала на день рожденья.
- Ребята, а какой сегодня день недели? Какой был вчера? Какой будет завтра? Через сколько дней будет суббота? А воскресенье? Есть ли у Вас любимый день недели? (ответы детей)
- отгадайте следующую загадку:
Друг за другом ходят,
Друг друга е обходят.
(Месяцы)
Правильно, это месяцы. А сколько месяцев в году (12) Какие вы знаете месяцы?
- Только кончается один месяц, следом начинается другой. Месяцы идут один за другим. 12 месяцев составляют год. В году различают 4 времени года.
- Дорогие наши гости, а вы знаете какое сейчас время года? А ребята наши знают. Какое время года было до него? А какое будет после.
- Ребята, сейчас вы делитесь на 4 команды, и каждая команда должна нарисовать свое время года. Повторятся нельзя.
- Молодцы ребята, мы сегодня с Вами узнали много нового на занятии. Давайте скажем нашим гостям спасибо, и будем ждать их еще к нам в гости.