Получи документы

Конспект занятия по развитию лексико-грамматических категорий в подготовительной к школе группе. Тема «Рыбы»

марина прохоренко
Конспект занятия по развитию лексико-грамматических категорий в подготовительной к школе группе. Тема «Рыбы»

Цели

Коррекционные:

расширение и уточнение словаря по теме: «Рыбы»

развитие слухового и зрительного внимания, памяти, фонематического слуха;

развитие наблюдательности, мышления;

развитие общей, артикуляционной моторики;

активизация познавательной деятельности:

Образовательные:

• согласование прилагательных с существительными;

• образование относительных прилагательных

• образование существительных с суффиксом – ища, - ище.

• Употребление существительных во мн. числе.

Воспитательные:

Публикация «Конспект занятия по развитию лексико-грамматических категорий в подготовительной к школе группе, Тема „Рыбы“» размещена в разделах

• воспитание чувства любви к природе

Оборудование : мультимедийное оборудование, аквариум с рыбками, картинки с изображением морских и речных рыб.

Ход занятия

1. Организационный момент.

Дети сели на свои места, логопед загадывает загадку.

Логопед. У Тимоши на виду

Рыбки плавают в пруду.

Грустно кот глядит на пруд:

Вот поймать бы рыбку тут!

Не поймаешь… Как назло

Пруд запрятан за стекло. (слайд 2)

Дети. Аквариум. (слайд 3)

Логопед. Я сегодня приготовила для вас сюрприз. Посмотрите, пожалуйста, что стоит у меня на столе?

Дети: аквариум.

Логопед: Посмотрите, пожалуйста, кто же живет в этом стеклянном домике?

Дети подходят к аквариуму и наблюдают за рыбками.

2. Наблюдение за рыбками. Беседа.

Логопед. Кто это?

Дети. Золотые рыбки.

Логопед. Как вы догадались?

Дети. Они очень красивые, блестят.

Логопед. Что делают рыбки?

Дети. Они плавают, наблюдают за нами, подплывают.

Логопед: Посмотрите, ребята, на рыбок внимательно, что можно про них еще сказать?

Дети. Они игривые, маленькие, быстрые.

Логопед. Правильно, вот как быстро они плавают.

Логопед: Ребята, посмотрите вот на эту рыбку, которая смотрит на нас, внимательно. У нее есть туловище, голова, длинный хвост, плавники. На голове у рыбки расположены жабры. Они помогают рыбке дышать. У рыбки красивые маленькие глазки и небольшой ротик. Тело рыбки покрыто чешуей, похожей на маленькую золотую монетку, такая же круглая и блестящая. Как вы думаете, а для чего нужны рыбке хвост и плавники?

Дети. Чтобы плавать.

Логопед. Конечно же! Посмотрите, как рыбка двигает плавниками, когда поворачивает в другую сторону. Плавники нужны рыбке, чтобы она могла плавать. А вы видите, как двигаются жабры, когда рыбка дышит?

Дети. Да, они опускаются и поднимаются.

Логопед. Вы сказали мне, что рыбка плавает. А что еще она делает?

Дети : Смотрит на нас, открывает ротик.

Логопед: Покажите, как золотая рыбка открывала рот. Молодцы, а теперь с золотой рыбкой мы выполним артикуляционную гимнастику.

3. Артикуляционная гимнастика. «Сказка о золотой рыбке и ее гостях»(слайд 4- 9)

Жила –была золотая рыбка. Приехали к ней гости сначала толстые

Надуть щеки и удерживать на счет до 5

А потом- худые кожа, да кости

Втянуть щеки и удерживать на счет до 5

Золотая рыбка улыбнулась.

Губы в широкой улыбке, видны верхние и нижние зубы.

Поцеловать она всех потянулась.

Губы вытянуть трубочкой вперед.

Рыбка самовар поставила и его пыхтеть заставила.

Одновременное надувание щек, с последующем выпусканием воздуха через губы.

Испекла она кучу блинов.

Широкий язык на нижней губе.

Горячий блинок, дуем не в щеки, не мимо… Подуть на широкий язык.

Горячий блинок, дуем не в щеки, не мимо… Жуем распластанный язык, потом прикусываем его, завернув за верхние зубы.

Блинчик с медком, уж очень он вкусен….

Облизываем широким языком верхнюю губу справа налево.

Рыбка для чая чашки поставила.

Широкий язык загибаем кверху.

Чай остудили, на нос подули. Подуть с «чашечки» вверх.

Вкусный был завтрак, никто не обижен. Облизываем нижние и верхние губки по часовой стрелке.

4. Разновидности аквариумных рыб. (слайд 10)

Логопед: Ребята, вот эта рыбка, которая с нами выполняла артикуляционную гимнастику, называется вуалехвост, а почему как вы думаете?

Высказывание детей: потому что хвост у рыбки прозрачный, похож на тонкую, прозрачную, воздушную ткань- вуаль.

Логопед: в аквариуме плавают еще вот такие рыбки как : сомики, меченосцы, телескопы, комета, петушки, гуппи (слайд 11)

А какие еще есть разновидности рыб (морские, речные).(закрепление пройденного материала)

5. Игра «Место обитания рыб» (слайд 12)

Посмотрите, на экране мы видим три места обитания рыб. Как они называются? (аквариум, море, река). Значит рыбы, которые там обитают какие? (морские, речные, аквариумные). Когда в окошке будут появляться рыбы, вы скажите, какая это рыба, а мы проверим, правильно ли она уплыла. Например: «Щука – это речная рыба».

6. Образование притяжательных прилагательных. «Игра чей хвост, чья голова, чье туловище, чей плавник».

У щуки:

Голова- щучья

Хвост- щучьий

Туловище-щучье

Плавник- щучьий У акулы:

Голова- акулья

Хвост- акулий

Туловище- акулье

Плавник- акулий

7. Физминутка (слайд 13)

Рыбка плавает в водице,

Рыбке весело играть.

Рыбка, рыбка, озорница,

Мы хотим тебя поймать.

Рыбка спинку изогнула,

Крошку хлебную взяла;

Рыбка хвостиком махнула,

Рыбка быстро уплыла. (выполнение действий по тексту).

8. Зрительная гимнастика «Морская волна»

Мы оказались на берегу моря, где прибывает и убывает волна. Нам нужно внимательно понаблюдать за ракушками и назвать, сколько исчезло вместе с волной.

(слайд №14)

10. Игра «Рыбы великаны». (слайд №15)

Образование существительных с суффиксом – ище, - ища.

Ребята посмотрите, какие маленькие рыбки и морские жители на дне моря, а что будет, если они станут великанами? Как мы их назовем? Не акула – акулище, не осьминог – а осьминожище и т. д.

11. Итог занятия. Логопед. С кем вы познакомились сегодня? (слайд №16)

Логопед. Какие они?

Логопед. Где они живут?

Какие еще есть разновидности рыб и где они живут?

Логопед. Вы очень хорошо работали на занятии, были внимательными, старались правильно говорить. Вам золотая рыбка приготовила сюрприз- золотые монетки.

Публикации по теме:

Автоматизация звука [С] в словах в лексической теме «Посуда». Открытое занятие в подготовительной группе Тема. Автоматизация звука «С» в словах в лексической теме «Посуда» Цель. • Закрепление произношения звука С в словах; • развитие фонематического.

Индивидуальный план коррекционной работы на учебный год Индивидуальный план коррекционной работы ФИО ребенка___ на ___ учебный годЗадачи:Вызвать интерес к.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия по развитию лексико-грамматических категорий в подготовительной к школе группе. Тема «Рыбы»
Опубликовано: 21 мая 2013 в 09:27
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - Год Семьи. Передвижка «Год семьи»

Президент Российской Федерации Владимир Путин подписал 22 ноября Указ об объявлении 2024 года в России Годом семьи.

18 апреля. День отпечатка пальца. Передвижка «Пальчиковая живопись»

 18 апреля 1902 года впервые был использован метод установления личности человека по его отпечаткам пальцев. Эта дата считается днем рождения дактилоскопии, поэтому 18 апреля отмечаем с детьми...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД