Ирина Кустова
Конспект занятия по развитию лексико-грамматических компонентов речи в старшей группе по теме «Овощи».
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия в старшей группе (I период).
Лексическая тема «Овощи».
Цель: Закрепить знания детей об овощах, расширять и уточнять глагольный словарь по теме.
Учить образовывать уменьшительно-ласкательную форму существительных и относительные прилагательные.
Упражнять в правильном согласовании прилагательных с существительными в разных падежных формах.
Публикация «Конспект занятия по развитию лексико-грамматических компонентов речи в старшей группе по теме „Овощи“,» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Овощи. Все на овощную тему для детей
- Овощи. Конспекты занятий
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Старшая группа
- Темочки
Развивать логическое мышление, речевую активность, память, мелкую моторику.
Словарь:
Новые словосочетания - белокочанная капуста, стручковый горошек, длиннохвостая свёкла, гладкокожий помидор, длинноносая морковь, толстокорая тыква, репчатый лук, круглобокая репа, томатная паста, томатный сок.
Активизировать - копаю, выкапывают, дергаю, выдергивают, снимаю, срезаю, режем, мнем, чистим, трем, солим, пробуем; свежий, твердая, сладкая, сочная, соленая, хрустящая.
Оборудование: демонстрационный материал - картина «Сбор урожая», муляжи и картинки овощей; раздаточный материал - эмблемы овощей на каждого ребенка.
Предварительная работа: рассматривание натуральных овощей, игры «Угадай на вкус», «Угадай на ощупь», отгадывание описательных загадок об овощах.
Ход занятия:
1. Организационный момент.
Игра «Четвертый лишний».
Морковь - капуста - кастрюля — лук;
огурец - баклажан - яблоко - помидор;
редька - репка - перец - редиска.
Уточнить, почему один из предметов считается «лишним».
2. Дидактическая игра «Сбор урожая», (по картинкам)
- Что делают люди на поле? (собирают овощи)
- Какие овощи собирают люди осенью? (перечисление овощей)
- Пойдёмте собирать овощи. Все овощи собирают по-разному. Покажите, как убирают урожай.
Дети имитируют сбор овощей : выкапывают картофель, выдёргивают морковь, снимают с куста перец, помидоры и т. д.
Все действия проговариваются. («Я копаю картошку». «Я дергаю морковку». «Я срезаю капусту»..)
3. Дидактическая игра «Какие овощи?». (с муляжами)
- Посмотрите, какие овощи мы собрали. Угадайте, о каком овоще можно сказать, что он длинный, зелёный, гладкий, овальный, свежий.
- Что это? (огурец)
- А это что? Круглая, бордовая, гладкая, твёрдая, сладкая, длиннохвостая.
- Что это? (свекла) Почему её называют длиннохвостой? Аналогично подбираются прилагательные к существительным: «помидор», «лук», «морковь», «тыква», «репа»; уточняя, почему помидор гладкокожий, луч репчатый, морковь длинноносая, тыква толстокорая, репа круглобокая.
4. Дидактическая игра «Назови ласково».
- Я тоже собирала урожай. Но на моей грядке выросли разные овощи : и большие, и маленькие (показ картинок).
- Это большая редиска, а это маленькая. редисочка. Это большой перец, а это маленький. перчик.
- Помогите мне правильно назвать мелкие овощи. Аналогично по каждому овощу.
5. Физкультминутка «Повар и овощи».
- Решила я стать поваром. Но не простым поваром, а поваром-волшебником. Превращу вас в овощи сейчас.
Раз, два, три, четыре, пять - Дети считают хором,
Начинаем мы играть.
Ручками похлопаем, хлопают,
Ножками потопаем. топают.
Наклонились, Дети выполняют наклоны,
Покружились, кружатся вокруг себя.
В овощи все превратились. Достают из корзинки эмблему овоща.
6. Упражнение в предложно-падежных формах.
- Кем ты будешь? (капустой) Ты будешь белокочанной капустой. Какой капустой ты будешь? (белокочанной капустой) А ещё, какой капустой ты будешь? (крупной) Скажи о себе: какой капустой ты будешь? (Я буду крупной белокочанной капустой).
- А ты? (горохом) Ты будешь стручковым горошком. Каким горохом? (стручковым горошком) А ещё каким? (зелёным горошком) Скажи о себе. («Я буду стручковым зелёным горошком»). Аналогично проговаривая с каждым ребенком.
7. Дидактическая игра «Меню»
- Наши повара просят помочь составить меню из овощей. Какой можно приготовить салат из моркови? (морковный) А из картофеля? (картофельный)
- Какое пюре получится из гороха? (гороховое) А из тыквы? (тыквенное)
- Какая икра получится из кабачков? (кабачковая) А из баклажанов? (баклажановая)
Обратить внимание детей, что из помидоров готовят томатную пасту, томатный сок.
8. Развитие мелкой моторики.
- Давайте поможем нашим поварам засолить на зиму капусту. Что мы будем делать с овощами? (резать, мять, чистить, тереть, солить, пробовать)
Мы капусту режем, Имитация движений.
Мы капусту мнём.
Мы морковку чистим,
Мы морковку трём.
А потом посолим - пробовать начнём.
- Какая получилась у нас капуста? (солёная, квашеная, вкусная, сочная, хрустящая)
9. Итог занятия.