Приложение МААМ

Конспект занятия по развитию речи. Чтение чувашской народной сказки «Мышка Вострохвостик»

Любовь Владимировна Волкова
Конспект занятия по развитию речи. Чтение чувашской народной сказки «Мышка Вострохвостик»
▼ Скачать + Заказать документы

Программное содержание.

Воспитывать эмоционально-образное восприятие произведения.

Учить осмысливать идею; уточнить знания детей о жанровых особенностях сказки; учить осознавать и объяснять смысл пословиц.

Развивать умение подбирать и применять в самостоятельных высказываниях образные выражения; развивать умение анализировать ситуацию.

Формировать навыки творческого рассказывания.

Стимулировать желание помочь герою сказки.

Словарная работа: ладья, березовая лычка.

Публикация «Конспект занятия по развитию речи, Чтение чувашской народной сказки „Мышка Вострохвостик“» размещена в разделах

Материал. Плоскостные фигурки героев сказки, тонированная бумага, цветная бумага, клей, кисточка, салфетка (на каждого ребенка).

Предварительная работа. Знакомство с татарской сказкой «Три дочери», с нанайской сказкой «Айога», с русской народной сказкой Крошечка-Хаврошечка».

Воспитатель. - Дети, сегодня мы собрались здесь, чтобы вспомнить свои любимые сказки и познакомиться с новой сказкой. Предлагаю вам совершить путешествие в страну сказок. Только без волшебных слов нам никак не обойтись.

Слышится голос из-за двери.

- И без меня тоже.

Воспитатель подходит к двери

- Кто здесь? Выйди, не ленись, всем ребятам поклонись.

Воспитатель выходит за дверь надевает шаль и входит в группу Сказочницей. Сказочница здоровается с детьми и говорит, что с удовольствием проведет их в Страну сказок.

Сказочница. – Я буду произносить волшебные слова, а вы повторяйте за мной:

Бим – бом, бим – бом, в сказку мы сейчас войдем.

Тик – так, тик – так, я скажу и будет так.

Сказочница. – И так, мы в сказке, но в какой? Отгадайте.

А младшая месила тесто, когда белочка постучала к ней. Дочь не сказала ни слова, даже не обтерла рук, побежала к своей матери.

- Приноси же ты всегда людям радость, мое дорогое дитя, - сказала ей белочка, - и люди будут беречь и любить тебя, и детей твоих, и внуков, и правнуков.

Дети отгадывают загадку. (Татарская сказка «Три дочери».)

Сказочница. Задание сложное будет сейчас,

Ответить сумеет лишь тот из вас,

Кто сказки русские читает

И нечего не забывает.

Коровушка - матушка! Меня бьют-журят, хлеба не дают, плакать не велят. К завтрашнему дню мне велено пять пудов напрясть, наткать, побелить и в трубы покатать. А коровушка ей в ответ:— Красная девица, влезь ко мне в одно ушко, а в другое вылезь — все будет сработано.

Дети отгадывают загадку. (Русская народная сказка «Крошечка – Хаврошечка)

Сказочница. - Новая загадка, слушайте, ребятки.

- Принеси воды, дочка!

Дочка отвечает:

- Я в воду упаду.

- А ты за куст держись, - говорит ей мать.

- Куст оборвется, - говорит дочка.

- А ты за крепкий куст возьмись.

- Руки поцарапаю…

Говорит дочке мать:

- Рукавицы надень.

- Изорвутся, - говорит дочка. А сама все в медный таз смотрится - какая она красивая!

Дети отгадывают загадку. (Нанайская сказка «Айога»)

Воспитатель. – Ребята, о каком человеке можно сказать, что он настоящий друг?

- Как вы понимаете пословицу: «Плохи друзья, коли до черного дня?» О ком в ней говорится?

-Верно, эта пословица о ненадежных людях, которых нельзя назвать друзьями. Случись беда, и они не придут на помощь, а отвернутся от вас.

Воспитатель. – Знаю я один секрет, рассказать вам или нет?

Дружно хлопайте в ладоши,

Повторяйте хором счет,

И одна из новых сказок

В этом зале оживет.

Раз, два, три- сказка в гости

К нам приди.

Послушайте внимательно чувашскую народную сказку «Мышка Вострохвостик», о после скажите, о настоящих ли друзьях в ней говорится.

Чтение чувашской сказки «Мышка Вострохвостик». После чтения проводится физкультурная пауза.

Физминутка. Хоровод «Дружба-это не пустяк»

1. По реке лесной народ

На кораблике плывет.

Мы увидим много стран,

С нами мышка капитан.

Мышка. Выходите волк с лисой,

Попляшите вы со мной

Вот так и вот так

Знаем дружба не пустяк.

2. По реке лесной народ

На кораблике плывет.

Мы увидим много стран,

С нами мышка капитан.

Мышка. Выходи Медведь большой,

Потанцуйте-ка со мной.

Зайка, тоже выходи,

Как мы пляшем погляди.

Вот так и вот так

Знаем дружба не пустяк.

После физминутки проводится беседа.

Воспитатель. - Дети, давайте разберемся, что же случилось с мореплавателями? Как вы думаете, стали ли звери настоящими друзьями Мышке Вострохвостик?

Дети. Все звери между собой перессорились, мышка напугалась, хвостиком вильнула, парус повалила и корка затонула.

Воспитатель. – Почему же арбузный кораблик затонул?

Дети. – Потому что звери стали ругать мышку, что она во всем виновата.

Воспитатель. – А почему все звери стали ругать мышку?

Дети. – Потому, что они больше и сильнее мышки.

Воспитатель. – Да, они забыли, что где дружба и совет там промахов нет.

- Что в этой истории вам кажется сказочным?

Дети. - Путешествие на арбузной корке.

Воспитатель. - О чем мечтала Мышка? Как она говорила о своем путешествии?

Дети. - Мышке хотелось путешествовать, побывать в неведомых краях.

Воспитатель. – Ребята, вы сейчас познакомились с чувашской сказкой «Мышка вострохвостик». А какую русскую народную сказку вам напоминает чувашская сказка?

Дети. - Теремок.

Воспитатель. – Как заканчиваются эти сказки?

Дети. – Теремок сломался, а арбузная корка утонула. Мышка осталась одна ждать новых друзей.

Воспитатель. – Какой конец у чувашской сказки?

Дети. – Сказка заканчивается грустно.

Воспитатель. – Построила мышка Вострохвостик себе новую норку. Каждый день, как прежде, садилась она у входа, грызла зёрнышки и поглядывала на реку. Смотрела, как по реке к далёким берегам плывут ладьи под парусами. И досадно было мышке, что друзья помешали ей побывать в неведомых краях. С тех пор мышка Вострохвостик надеется найти себе верных друзей. Сидит она изо дня в день у норки и мечтает, как отправится на кораблике в новое путешествие. Как же помочь мышке?

Воспитатель выслушивает ответы детей и делает обобщение.

Воспитатель. - Давайте построим мышки Вострохвостик кораблик, чтобы она больше не путешествовала на арбузной корке. Ведь на кораблике путешествовать безопаснее.

Дети. – Давайте.

Воспитатель. – Ребята, корпус корабля похож на геометрическую фигуру трапецию. А как из прямоугольника получить трапецию?

Дети. – Нужно прямоугольник сложить пополам и срезать углы.

Воспитатель. – Из каких геометрических фигур состоит труба?

Дети. – Из прямоугольника. Нужно взять квадрат сложить пополам и по линии сгиба разрезать.

Воспитатель. – Из каких геометрических фигур состоят иллюминаторы?

Дети. – Из кругов. Нужно прямоугольник сложить гармошкой получится квадрат, и срезать, закругляя уголки.

Воспитатель. – Правильно, вы все знаете. А теперь самостоятельно вырезаем, и все детали корабля наклеиваем на лист бумаги. Приступайте к работе.

Дети самостоятельно выполняют аппликацию «Корабль».

Воспитатель в конце занятия обращает внимание детей на корабль.

Воспитатель. – Ребята, посмотрите, какой замечательный у нас получился корабль. Давайте его подарим мышке Вострохвостик.

Дети сажают мышку Вострохвостик на корабль.

В конце занятия воспитатель спрашивает у детей, какую новую сказку они узнали и как помогли мышке Вострохвостик.

Публикации по теме:

Конспект логоритмического занятия в старшей группе для детей с ОНР по мотивам чувашской народной сказки «Лиса-плясунья» 1. Организационный момент. Логопед: Есть на свете много сказок: Есть на свете много сказок, Интересных и смешных, Всех их нам не сосчитать.

Конспект НОД по развитию речи в средней группе. Чтение русской народной сказки «Лисичка-сестричка и волк» Цель: Познакомить с русской народной сказкой «Лисичка - сестричка и серый волк», помочь оценить поступки героев, драматизировать отрывок.

Конспект открытого занятия по развитию речи. Чтение сказки К. Чуковского «Телефон» Конспект открытого занятия по развитию речи. Чтение сказки К. Чуковского «Телефон» Цель: Порадовать детей чтением новой сказки. Задачи:.

Конспект занятия по развитию речи. Чтение сказки в стихах «Мойдодыр» Цель: Учить детей эмоционально воспринимать поэтическое произведение, осознавать тему, содержание; вызвать желание запоминать и выразительно.

Конспект занятия по развитию речи. Чтение калмыцкой народной сказки «Лягушка и муравей» с опорой на мнемотаблицуКонспект занятия по развитию речи. Чтение калмыцкой народной сказки «Лягушка и муравей» с опорой на мнемотаблицу ОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ: ЧТЕНИЕ КАЛМЫЦКОЙ НАРОДНОЙ СКАЗКИ «ЛЯГУШКА И МУРАВЕЙ» С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ МНЕМОТАБЛИЦЫ. Интеграция образовательных.

Конспект занятия по развитию речи чтение русской народной сказки «Теремок» во второй младшей группеКонспект занятия по развитию речи чтение русской народной сказки «Теремок» во второй младшей группе Цели: познакомить с русской народной сказкой"Теремок"; вызвать желание поиграть, запомнить слова персонажей сказки; воспитывать на примере.

Конспект занятия по развитию речи «Чтение сказки «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка» Конспект занятия по развитию речи на тему: «Чтение р. н. с. «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка» 1. Программное содержание: 1. Познакомить.

Конспект занятия по развитию речи в первой младшей группе «Чтение сказки В. Сутеева «Кто сказал мяу?» Цель: познакомить детей с новым произведением, доставить малышам удовольствие от восприятия сказки, формировать умение внимательно слушать.

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Чтение русской народной сказки «Никита Кожемяка» 1. Ф. И. О. педагога Байгильдина Филюза Ильдаровна 2. Доминирующая образовательная область Речевое развитие 3. Вид деятельности детей игровая,.

Конспект занятия по речевому развитию в младшей группе: Чтение калмыцкой народной сказки «Веселый воробей». Слушание музыки.Конспект занятия по речевому развитию в младшей группе: Чтение калмыцкой народной сказки «Веселый воробей». Слушание музыки. ЧТЕНИЕ КАЛМЫЦКОЙ НАРОДНОЙ СКАЗКИ «ВЕСЕЛЫЙ ВОРОБЕЙ». СЛУШАНИЕ МУЗЫКИ. МУЗЫКАЛЬНО- РИТМИЧЕСКИЕ ДВИЖЕНИЯ. Интеграция образовательных областей:.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия по развитию речи. Чтение чувашской народной сказки «Мышка Вострохвостик»
Опубликовано: 1 марта 2017 в 17:58
+10Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект занятия по развитию речи. Чтение чувашской народной сказки «Мышка Вострохвостик»» (включая файлы) размещена пользователем Любовь Владимировна Волкова (УИ 373185) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 10.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД