Галина Фролова
Конспект занятия по развитию речи детей в старшей группе компенсирующей направленности: «У нас в гостях Лунтик»
▼ Скачать + Заказать документы
Решаемые задачи
Развитие слуховой и зрительной памяти и внимания.
- Развивать пространственные представления, умение отражать в речи с помощью предлогов «на», «под», «в», «за» местонахождение предметов.
- Развивать связную речь, умение четко и грамотно отвечать на поставленные вопросы.
Публикация «Конспект занятия по развитию речи детей в старшей группе компенсирующей направленности: „У нас в гостях Лунтик“» размещена в разделах
- Группы компенсирующей направленности
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Старшая группа
- Темочки
- Развивать лексико – грамматические навыки: образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами, согласование существительных с прилагательными, образование существительных множественного числа.
- Развивать навык свободного и спокойного общения со взрослыми и детьми.
Область «Познание»
- Расширять знания детей об осени, о фруктах, овощах, грибах.
Область «Социализация»
- Совершенствовать умение слушать и слышать педагога.
- Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми, уважительное отношение к окружающим.
Оборудование:
- Игрушка Лунтик
- Маленькие игрушки: грибы, палочки и т. п.
- Мяч
Оформление группы :
- Картонные елочки.
- Деревья, пенечки (любой гимнастический модуль)
- на полу осенние листья
Ход занятия.
Релаксация.
Доброе утро! Настал новый день. Я улыбнусь вам, а вы улыбнитесь друг другу. И подумайте, как хорошо, что мы сегодня здесь все вместе. Мы спокойны и добры, мы приветливы и ласковы. Мы здоровы. Сделайте глубокий вдох через нос и вдохните в себя свежесть, доброту, красоту. А выдохните через ротик все обиды, злобу и огорчения. (Дети делают вдох и выдох три раза). А теперь пожелайте доброго утра друг другу и гостям! Проходите, садитесь на стульчики.
I. Организационный момент:
Л. -Сегодня к нам в гости пришел герой из мультфильма. Хотите узнать кто это?
Д. игра «Собери целое из частей»
Дети собирают разрезные картинки с изображением Лунтика.
(Звучит музыка, появляется Лунтик (персонаж из мультфильма)
- Здравствуйте ребята. Я путешествую по вашей земле, и узнаю всё новое. Я узнал, что вы умеете отгадывать загадки. Отгадаете их? Я буду за вами наблюдать и буду учиться вместе с вами. У меня для вас есть сюрприз, а какой я скажу в конце занятия.
II. Основная часть.
Д. игра «Угадай - ка» (Самомассаж)
Каждое время года прекрасно по-своему. Давай те расскажем о них.
Если вьюга кружит, злится…. Круговые движения в области лба, щёк,
Всюду белый снег кружится, … .подбородка
В снежных шапках все дома –
Это к нам пришла зима.
Если тает снег и лёд… Поглаживающие движения обеими ладонями
Звонкий ручеёк течёт… сверху вниз по боковым сторонам лица и
Распускается листва – … шеи, по центральной части лица и шеи
Это к нам пришла весна.
Если солнце жарко греет… Поглаживающие движения от середины лба
Если лёгкий ветер веет, … носа, верхней губы, подбородка к ушам.
Стало сухо и тепло -
Это лето к нам пришло.
Если дождь стучит по крыше, …. .Постукивающие движения подушечками
Падают неслышно листья … пальцев по лбу, щекам, подбородку.
Птицам улетать пора –
Это осень к нам пришла.
Л. - Ребята, скажите какое сейчас время года? (Осень) .
- Какие приметы осени вы знаете? (Пожелтели листья, похолодало, идет дождь, небо пасмурное, погода прохладная т. д.)
- Назовите осенние месяцы. (Сентябрь, октябрь, ноябрь) .
- Какая погода осенью? (Холодная, прохладная, пасмурная) .
Лунтик благодарит детей. Дети предлагают остаться Лунтику и посмотреть, что они умеют.
Д. игра с мячом «Скажи ласково»
Л. -Лунтик пришёл к нам из сказочной страны. В стране Лунтика всё маленькое, поэтому и говорят они про все ласково. И мы будем говорить ласково. Послушай, Лунтик как мы умеем это делать.
Гриб- грибок. Туча- тучка
Дерево- деревце куст- кустик
Лист- листочек солнце- солнышко
Цветок- цветочек ветка- веточка
Лес- лесочек трава- травка
Дождь- дождик ветер- ветерок
Физ. минутка
Вот у Лунтика зарядка,
Выполняйте по порядку-
Быстро встаньте, улыбнитесь,
Выше, выше потянитесь
Ну-ка плечи распрямите,
Поднимите, опустите,
Влево, вправо повернулись,
Рук коленями коснулись.
Сели-встали, сели-встали,
Вы, надеюсь не устали?
Надо вам свободней стать
И спокойнее дышать.
Д. игра «Подбери слово»
Логопед: - Раз, два, три, четыре, пять - снова будем мы играть.
Давайте накормим Лунтика. Как вы думаете, что больше всего любит Лунтик? (Фрукты, давайте угостим его. (На столе корзина с муляжами фруктов, дети по очереди берут их и угощают Лунтика)
-Я дам Лунтику банан - он жёлтый и спелый;
-Я дам Лунтику яблоко оно красное, круглое, кислое.
-Я дам Лунтику сливу она синяя, маленькая, сладкая.
-Я дам Лунтику апельсин, он круглый, оранжевый, сочный.
-Я дам Лунтику грушу, она вкусная, полезная, мягкая, зелёная, сладкая,
-Я дам Лунтику кислый, жёлтый, овальный, полезный, сочный лимон.
Д. Игра «Доскажи словечко»
Лунтик слышал, что вы умеете играть в игру «Доскажи словечко». Давайте и его научим играть в эту игру.
На огороде в образцовом порядке,
Как на параде построились… (грядки) .
Что за скрип, что за хруст?
Это что еще за куст?
Как же быть без хруста,
Если я… (капуста) .
Кругла, рассыпчата, бела,
На стол она с полей пришла.
Ты посоли её немножко.
Ведь, правда, вкусная… (картошка) .
Хоть я и сахарной зовусь,
Но от дождей я не размокла.
Крупна, кругла, сладка на вкус.
Узнали вы? Я - … (свёкла) .
Летом в огороде - свежие, зеленые,
А зимою в бочке - желтые, солёные.
Отгадайте, молодцы,
Как зовут нас… (Огурцы) .
Пальчиковая гимнастика «Пальцы дружная семейка»
Пальцы дружная семейка
Друг без друга жить нельзя,
Вот большой, а вот и средний
Безымянный и последний — наш мизинец малышок!
Чтобы пальцы дружно жили, будем их соединять и движения выполнять:
Мы рога козы покажем и рога оленя даже,
Мы про зайку не забудем - ушками водить мы будем.
Чтобы четко говорить, надо с пальцами дружить.
Игра «Один - много»
-Ребята, Лунтик из своей сказочной страны принёс волшебную палочку, с её помощью можно превратить один предмет во много. Давайте попробуем это сделать. Палочку будем передавать друг - другу.
Гриб – грибы ветка – ветки ствол - стволы дождь - дожди дерево - деревья куст – кусты туча - тучи. лист - листья лужа -лужи
-Молодцы, ребята! Настоящие волшебники!
Л. - Посмотрите, какая сегодня замечательная погода, солнышко светит, у всех отличное настроение. Давайте немножко отдохнём и настроимся на занятие.
Самомассаж лица
Ручки растираем и разогреваем,
И лицо теплом своим нежно умываем,
Пальчики сгребают все плохие мысли.
Ушки растираем сверху вниз мы быстро.
Их вперёд сгибаем, тянем вниз за мочки,
А потом руками трогаем мы щёчки.
Д. игра «Найди грибок»
-Ребята, Лунтик нам принёс мешочек с грибочками, но в нем не только грибы, но и палочки, листочки.
(Педагог показывает содержимое мешочка детям).
-Но листочки и палочки нам совсем не нужны. Давайте достанем только грибочки. Они нужны нам для игры.
(Дети по-очереди опускают руку в мешочек, выбирают грибы и по команде логопеда сажают их на свои места) .
-Максим, посади гриб на пень…. Скажи, куда ты посадил свой гриб?
- Дима, посади гриб под дерево… .Скажи, куда ты посадил свой гриб?
-Лёша, посади гриб в траву…. Скажи, куда ты посадил свой гриб?
-Лиза, посади гриб около пня. …. Скажи, куда ты посадила свой гриб?
-Настя, посади гриб за деревом. …. Скажи, куда ты посадила свой гриб?
Молодцы, все справились.
III. ИТОГ ЗАНЯТИЯ. Вот мы и поиграли с вами в разные игры. Рассказали Лунтику об овощах, фруктах, грибах. Какая вам игра понравилась больше всего? А когда вы испытали трудности? Лунтик очень благодарен вам. Он запомнил игры, и будет играть в эти игры со своими друзьями. А вам ребята обещанный сюрприз от Лунтика - интересные книжки – раскраски с его друзьями.