Получи документы

Конспект занятия по развитию речи для детей старшего возраста. Составление повествовательного рассказа по сюжетной картине

Лариса Коваленко
Конспект занятия по развитию речи для детей старшего возраста. Составление повествовательного рассказа по сюжетной картине

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 13 «Золотой ключик».

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ

ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ ДЛЯ ДЕТЕЙ

СТАРШЕГО ВОЗРАСТА

Публикация «Конспект занятия по развитию речи для детей старшего возраста, Составление повествовательного рассказа по сюжетной картине» размещена в разделах

«СОСТАВЛЕНИЕ ПОВЕСТВОВАТЕЛЬНОГО РАССКАЗА

ПО СЮЖЕТНОЙ КАРТИНЕ

«ПОМОЩЬ ЗИМУЮЩИМ ПТИЦАМ».

Провела воспитатель детского сада №13

Коваленко Лариса Николаевна.

Спасск-Дальний

2009

Программное содержание:

1. Учить составлять повествовательный рассказ по сюжетной картине, используя в

речи простые распространенные предложения и сложные предложения;

- учить отражать в речи содержание картины;

- учить подбирать определения к словам «деревья», «парк», «синица», «дятел»,

«белка»;

- учить описывать картину, называя предметы, их признаки и действия;

- совершенствовать умение согласовывать слова в предложении в роде, числе,

падеже;

- ввести в активный словарь существительные, прилагательные и глаголы по теме

«Зима», «Зимующие птицы»;

- закрепить умение правильно употреблять в речи простые и сложные предлоги по

теме «Птицы», «Зима»;

- закреплять умение правильно употреблять родительный падеж множественного

числа имен существительных (снегирь- снегирей, воробей - воробьев);

- учить использовать в рассказе по картине прямую речь.

2. Воспитывать заботливое отношение к птицам, интерес, любознательность к миру

природы.

Предварительная работа:

- рассматривание картин, иллюстраций, книг по теме «Птицы зимой»;

- наблюдение за птицами на прогулке в зимнее время;

- проведение игр (И. Чистяковой) «Прочти предложение» (составление

распространенных предложений с опорой на картинку-символ, «Какие бывают

предметы», «Загадки Карлсона» (согласовывать существительное с прилагательным

в роде, числе, падеже).

Наглядный материал:

- картина «Помощь зимующим птицам»;

- самодельная кормушка;

- схемы — алгоритмы.

Ход занятия:

I. Воспитатель обращает внимание детей на кормушку, которая висит в группе.

Спрашивает: «Что это?» «Для чего нужна?» «Почему необходимо помогать птицам

зимой?»

(Выслушивает ответы детей, обобщает).

«Смастерили мы кормушки

Для голодных зимних птиц:

- Прилетайте к нам, подружки,

Стайки резвые синиц».

II. Воспитатель: «Хотите, я познакомлю вас с ребятами, которые тоже помогают

птицам зимой?»

Открывается картина.

Воспитатель: - О чем эта картина?

Дети: - Картина о том, как дети помогают птицам зимой, подкармливают их.

Воспитатель: - Где гуляют дети и взрослые? Дети: - Дети и взрослые гуляют в парке.

Воспитатель: - Как вы догадались? Дети: - Много деревьев, много снега, птиц. Воспитатель:- Что можно сказать о парке? Какой он? Дети: - Зимний, заснеженный, красивый,чудесный.

Воспитатель: - Давайте мы с вами тоже как будто бы погуляем в этом парке. Послушаем звуки, почувствуем запахи, увидим что-то интересное (звучит музыка).

Воспитатель: - Погуляли? Что же вы услышали в парке? Дети: - Скрипит снег;

- дятел стучит по дереву;

- воробьи чирикают;

- разговаривают люди

Воспитатель: - Что вы почувствовали? Дети: - В парке зимой холодно, морозно.

- В парке свежий воздух, пахнет хвоей и т. д.

Воспитатель: - Давайте посмотрим на картину. Зимой в парке много интересного.

Что интересного дети увидели на деревьях?

Дети: - На деревьях висят разные кормушки, на них сидят птицы.

Воспитатель: - Что делают птицы?

Дети: - Птицы сидят на кормушках.

—Птицы клюют семечки, зерна, хлебные крошки.

Воспитатель:- Каких вы узнали птиц?

Дети: - Это желтогрудые синички, серые воробьи. Пестрый дятел стучит по дереву.

Воспитатель: - Что делает девочка? (показать схему предложения). Дети: - Девочка в красном пальто кормит желтогрудую синичку. Воспитатель: - Как кормит? Чем?

- Как вы думаете, что ей сказал мальчик в меховой шапке? Дети: - Вот здорово! Синичка тебя не боится!

Воспитатель: - Каких птиц мы еще видим на картине? Что они делают? Дети: - На снегу воробьи, голуби. Они весело подлетают к корму.

Воспитатель: - На дереве поползень. Чем эта птица интересна?

Воспитатель: - Что делает мальчик в синем костюме?

Дети: - Мальчик кормит белку. Он протянул руку с орешками, и к нему тут же прискакала белка.

Воспитатель: - Какая белка?

Дети: - Белка маленькая, пушистая, шустрая, ловкая.

Воспитатель: - Ребята, посмотрите, а кто гуляет вдалеке парка? Как вы думаете, кого

они увидели?

Дети: - Вдалеке парка гуляют папа с девочкой. Они увидели.

Воспитатель: - Кто еще нарисован на картине?

Дети: - Папа, мама, малыш. Семья.

Воспитатель:- Зачем они пришли в парк?

Дети: — Пришли погулять в парке,покормить птиц. Фотографировать птиц, белочек.

Полюбоваться природой

Воспитатель: - Куда смотрит малыш? Почему он остановился?

Дети: - Малыш в красном комбинезоне остановился, он с удивлением смотрит на

птиц, на то, что делают дети.

Воспитатель: - Как вы думаете, а что сказала его мама ребятам?

Дети: - Молодцы ребята, что заботитесь о птицах, помогаете им перенести холода.

Воспитатель: - Какое название можно дать нашей картине? Дети: - Птицы зимой.

- Помощь птицам.

- Птица на кормушке.

(если дети затрудняются с ответом, воспитатель при помощи наводящих вопросов подводит детей к нужному ответу).

Воспитатель: - Очень хорошее название. Помогать птицам зимой - это очень важное дело.

III. Воспитатель предлагает поиграть в игру «Один - много» (с мячом).

Ребенку необходимо изменить слово так (один воробей - много. воробьев).

Воробей – воробьев,

Снегирь – снегирей,

Синица – синиц,

Голубь – голубей,

Ворона – ворон,

Свиристель – свиристелей,

Галка — галок,

Сорока — сорок.

Воспитатель: - Устали? Давайте отдохнем!

Физкультминутка «Мы по улице гуляли.» (Речь с движением).

Воспитатель: - Мы с вами все рассмотрели, теперь при помощи снежинки и подсказок- символов мы сможем составить один общий рассказ. Дети, глядя на символы-подсказки, передают снежинку и по очереди составляют предложения. По плану:

1. Сначала надо рассказать какой парк.

2. Затем о кормушках, о птицах.

3. Потом о том, как дети кормят птиц.

4. И о том, кто еще гуляет в парке.

Примерный текст рассказа :

На картине изображен зимний парк. В парке очень красиво: кругом лежит белый,пушистый снег, ,стоят заснеженные деревья. В парке зимой много интересного.

Дети пришли в парк и увидели на деревьях много разных кормушек. На кормушках сидели птицы: это были желтогрудые синички и серые воробьи. Они клевали зерна и семечки. На дереве сидел дятел. Он громко стучал клювом по дереву. На другом дереве дети увидели интересную птицу. Это был поползень. Девочка в красном пальто стала кормить птиц и ей на руку села синичка. А мальчик в меховой шапке сказал: «Вот здорово! Синичка тебя не боится!» Рядом с девочкой, на снегу весело клевали зерна шустрые воробьи и голуби.

Мальчик в синем комбинезоне принес орешки для белок. Он протянул руку с орешками, и к нему тут же прискакала пушистая белка.

Вдалеке гуляют папа с девочкой. Они увидели красногрудого снегиря и с интересом наблюдают за ним.

Мимо детей проходила семья. Они тоже пришли гулять в парк. Фотографировать птиц, белок.

Даже малыш в красном комбинезоне остановился и с удивлением смотрит на птиц и на то, что делают дети.

А его мама сказала: «Молодцы ребята! Они заботятся о птицах, помогают им пережить холода!»

IV. Воспитатель: - Вам понравился наш рассказ?

- Что для вас было самым сложным? Ответы детей.

Воспитатель: - Вы молодцы. Внимательно слушали друг друга. Правильно выполняли все задания. Вы научились строить предложения и вместе составлять рассказ. А нашу кормушку мы возьмем на прогулку, повесим на дерево, насыпем угощение для птиц. И птицы будут благодарны нам.

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

Речь с движением:

Мы по улице гуляли,

Дружно птичек мы считали:-

Раз, два, три, четыре, пять

Надо всех пересчитать.

Сосчитать мы их хотели,

Ну, а птицы улетели!

(дети шагают, руки на поясе)

(руки над головой)

(загибают пальцы правой руки) (загибают пальцы левой руки) (пожимают плечами)

(машут руками, как крыльями, бегут).

Публикации по теме:

Информационный буклет для родителей дошкольников С - связность, самооценка, систематичность. В – восприятие, важность, возможность, взаимодействие. Я - ясность З – знание, занимательность,.

«Волшебница-ёлочка» (аппликация)«Волшебница-ёлочка» (аппликация) Волшебница - ёлочка Выполнила: Рольгейзер Анастасия 5 лет Техника: Аппликации из кусочков рваной бумаги + рисование цветными карандашами.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия по развитию речи для детей старшего возраста. Составление повествовательного рассказа по сюжетной картине
Опубликовано: 12 сентября 2014 в 13:46
+3Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.

5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД