Галина Ивахнова
Конспект занятия по развитию речи: «В окно повеяло весной» в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Разработал воспитатель высшей категории: Ивахнова Г. А., АНО ДО «Планета детства «Лада», Д/С № 192 «Ручеек», г. Тольятти
Программное содержание:
1. Обучать детей подбирать родственные слова, упражнять в словообразование прилагательных и глаголов с помощью приставок и суффиксов.
2. Формировать умение использовать в речи формы существительных в родительном падеже; упражнять в согласование существительных и прилагательных в роде, числе, падеже, подборе родственных слов.
Публикация «Конспект занятия по развитию речи: „В окно повеяло весной“ в старшей группе» размещена в разделах
- Весна. Весеннее оформление окон
- Весна. Все материалы на весеннюю тему
- Весна. Конспекты занятий, НОД на весеннюю тему
- Весна. Конспекты по развитию речи
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» март 2013
3. Развивать умение передавать литературный текст связно, последовательно, выразительно, умение отвечать на поставленные вопросы, в соответствии с содержанием пересказывать прочитанный отрывок.
4. Развивать логическое мышление, воображение.
5. Воспитывать любовь к природе, умение видеть красоту в любом времени года.
Материал.
Демонстрационный:
• магнитная доска,
• мольберт,
• кассета с аудиозаписью,
• карточки с изображением: камень, ручей, сосулька, солнце.
• фишки – наклейки.
Раздаточный:
• предметные картинки с изображением: чулок, носок, валенок, варежек,
ботинок, шарфов, сапог.
Словарная работа:
«мокрый», «грязный», «весенний», «веснушки», «веснянки», «снег потемнел», «стало небо выше», «треснул лед».
Предварительная работа:
1. Чтение сказки «Двенадцать месяцев» С. Маршака.
2. Наблюдение на прогулке за снегом, деревьями, птицами.
3. Рассматривание картины «Времена года» - различать времена года по их характерным признакам, с их последовательностью.
4. Рассматривание картины А. Саврасова «Грачи прилетели» (художественное рассказывание по картине).
Методические приемы:
1. Слушание аудиозаписи отрывка из сказки «Двенадцать месяцев»
С. Маршака.
2. Подбор родственных слов к слову «весна».
3. Игра – «Угадай, что это?» (ТРИЗ прием).
4. Д/и «Закончи предложение» (по смыслу)
5. Игра «Чего не стало?»
6. Физкультминутка.
7. Чтение сказки Э. Шима «Камень, ручей, сосулька и солнце».
8. Пересказывание сказки детьми (начало, середина и конец сказки).
9. Анализ.
10. ТРИЗ «Фантастический префикс» (создание новых слов).
Ход занятия.
Дети садятся в круг. Звучит аудиозапись отрывка стихотворения С. Маршака
из сказки «Двенадцать месяцев».
«Снег теперь уже не тот –
Потемнел он в поле,
На озерах треснул лед,
Буд–то раскололи.
Облака бегут быстрей,
Стало небо выше,
Зачирикал воробей,
Веселей на крыше.
Все чернее с каждым днем
Стежки и дорожки.
И на вербах серебром
Светятся сережки».
Воспитатель: Ребята, о каком времени года говорится в этом замечательном стихотворении?
Дети: О весне.
Воспитатель: Правильно, ребята. А какие слова – родственники есть у слова «весна»?
Дети: Весенний, весеннее, веснушки, веснянки.
Воспитатель: Почему вы думаете, что это слова – родственники?
Дети: По смыслу похожи.
Воспитатель: Хотите поиграть с весенними словами?
Дети: Да.
Воспитатель: Я буду говорить, а вы отгадывать, о чем я говорю. Весенний, что это?
Дети: День, ручей, снег, цветок.
Воспитатель: Весенняя? Что это?
Дети: Картина, погода, трава.
Воспитатель: Весеннее? Что это?
Дети: Небо, солнце, облако, настроение.
Воспитатель: Ребята, давайте послушаем стихотворение еще раз. Обратите внимание, какие приметы весны называет в нем автор.
Звучит аудиозапись.
Воспитатель: Кто из вас, какие приметы запомнил?
Дети называют строки из стихотворения: «снег потемнел», «треснул лед», «стало небо выше».
Воспитатель дополняет ответы детей.
Воспитатель: Ребята, представьте мы с вами в весеннем лесу. Пойдем по лесу потихоньку, чтобы…
Дети: Не спугнуть птиц, зверей.
Воспитатель: Идем, раздвигаем ветки, чтобы…
Дети: Не уколоться.
Воспитатель: Вышли на поле и увидели – черных грачей. Они первыми прилетают, чтобы…
Дети: Вывести птенцов, свить гнезда.
Воспитатель: Мы их называем перелетными, потому что…
Дети: Они улетают на зиму, а весной прилетают.
Воспитатель: Когда мы собираемся с вами на прогулку в лес весной, то мы все равно одеваемся тепло. Давайте вспомним, какие вещи мы надеваем, когда собираемся на прогулку.
Дети: Пальто, ботинки, куртку, брюки, шапку.
Воспитатель: А я для вас приготовила картинки.
Воспитатель показывает картинки с изображением: носок, сапог, пальто, рукавичек, шарфов, брюк.
Воспитатель размещает на доске картинки, дети называют.
Воспитатель: Сейчас я предлагаю поиграть в игру «Чего не стало?». Ребята, закройте глаза.
Воспитатель убирает одну картинку.
Дети, открыв глаза, должны назвать чего не стало.
Воспитатель: Молодцы, ребята, все правильно ответили. А теперь, давайте вспомним физкультминутку «Как-то раннею весной».
Как-то раннею весной
На опушке лесной, Дети стоят в кругу
Появилась стая птиц
Не скворцов и не синиц,
А большущие грачи. Дети бегут на носочках, чуть подняв согнутые в локтях руки
Цвета черного, как ночь
Разбежались на опушке Приседают
Прыг – скок, крак – крак,
Там сучок, там червяк! Бегут в разные стороны
Воспитатель: Ребята, садитесь поудобнее и послушайте сказку Э. Шима «Камень, ручей, сосулька и солнце».
Воспитатель рассказывает сказку. После воспитатель задает вопросы детям.
Вопросы воспитателя:
• О чем говорится в этой сказке
• Какие приметы весны перечислил автор в этой сказке?
• Почему Камень считал, что весну делает он?
• Почему Ручей считал, что без него не будет весны?
• Почему Сосулька считала себя самой важной, самой главной для наступления весны?
• Кто же играет главную роль в наступлении весны?
Воспитатель: А сейчас, я прочитаю рассказ еще раз, а вы послушайте очень внимательно, потому что будете пересказывать.
Воспитатель еще раз рассказывает сказку.
Воспитатель: Ребята, кто из вас хочет пересказать сказку?
Воспитатель приглашает трех желающих.
Воспитатель: Ребята, договоритесь между собой, кто из вас перескажет начало сказки, кто середину, а кто закончит сказку. Итак, начинайте пересказ.
Дети рассказывают.
Воспитатель: Ребята, как вы считаете, наши рассказчики смогли пересказать сказку?
Дети: Да.
Воспитатель: Чей пересказ вам больше всего понравился?
Дети: Даши.
Воспитатель: Мне тоже понравился пересказ Даши, потому что она смогла точно передать сюжет сказки. Молодцы, ребята. Поиграем в игру «Новые слова»?
Дети: Да.
Воспитатель показывает карточку, где нарисованы: сосулька, солнце, ручей, камень.
МАКСИ СОСУЛЬКА
РУЧЕЙ
КАМЕНЬ
СОЛНЦЕ
СОСУЛЬКА
МИНИ РУЧЕЙ
КАМЕНЬ
СОЛНЦЕ
СОСУЛЬКА
РУЧЕЙ
НЕ КАМЕНЬ
СОЛНЦЕ
Вопросы воспитателя:
• Как вы думаете, что это за мини – сосулька?
• Не сосулька, что это тогда?
• Что такое не камень?
• Что такое не ручей?
• Что такое мини – ручей?
• Что такое макси – ручей?
• Что такое мини – солнце?
• Что такое макси – солнце?
Воспитатель: Вот и закончилась наша прогулка по весеннему лесу. Весеннее солнце благодарит вас за активное участие и дарит свои волшебные фишки – наклейки.