Лучший педагог года

Конспект занятия по развитию речи: «В окно повеяло весной» в старшей группе

Галина Ивахнова
Конспект занятия по развитию речи: «В окно повеяло весной» в старшей группе

Разработал воспитатель высшей категории: Ивахнова Г. А., АНО ДО «Планета детства «Лада», Д/С № 192 «Ручеек», г. Тольятти

Программное содержание:

1. Обучать детей подбирать родственные слова, упражнять в словообразование прилагательных и глаголов с помощью приставок и суффиксов.

2. Формировать умение использовать в речи формы существительных в родительном падеже; упражнять в согласование существительных и прилагательных в роде, числе, падеже, подборе родственных слов.

Публикация «Конспект занятия по развитию речи: „В окно повеяло весной“ в старшей группе» размещена в разделах

3. Развивать умение передавать литературный текст связно, последовательно, выразительно, умение отвечать на поставленные вопросы, в соответствии с содержанием пересказывать прочитанный отрывок.

4. Развивать логическое мышление, воображение.

5. Воспитывать любовь к природе, умение видеть красоту в любом времени года.

Материал.

Демонстрационный:

• магнитная доска,

• мольберт,

• кассета с аудиозаписью,

карточки с изображением: камень, ручей, сосулька, солнце.

• фишки – наклейки.

Раздаточный:

предметные картинки с изображением: чулок, носок, валенок, варежек,

ботинок, шарфов, сапог.

Словарная работа:

«мокрый», «грязный», «весенний», «веснушки», «веснянки», «снег потемнел», «стало небо выше», «треснул лед».

Предварительная работа:

1. Чтение сказки «Двенадцать месяцев» С. Маршака.

2. Наблюдение на прогулке за снегом, деревьями, птицами.

3. Рассматривание картины «Времена года» - различать времена года по их характерным признакам, с их последовательностью.

4. Рассматривание картины А. Саврасова «Грачи прилетели» (художественное рассказывание по картине).

Методические приемы:

1. Слушание аудиозаписи отрывка из сказки «Двенадцать месяцев»

С. Маршака.

2. Подбор родственных слов к слову «весна».

3. Игра – «Угадай, что это?» (ТРИЗ прием).

4. Д/и «Закончи предложение» (по смыслу)

5. Игра «Чего не стало?»

6. Физкультминутка.

7. Чтение сказки Э. Шима «Камень, ручей, сосулька и солнце».

8. Пересказывание сказки детьми (начало, середина и конец сказки).

9. Анализ.

10. ТРИЗ «Фантастический префикс» (создание новых слов).

Ход занятия.

Дети садятся в круг. Звучит аудиозапись отрывка стихотворения С. Маршака

из сказки «Двенадцать месяцев».

«Снег теперь уже не тот –

Потемнел он в поле,

На озерах треснул лед,

Буд–то раскололи.

Облака бегут быстрей,

Стало небо выше,

Зачирикал воробей,

Веселей на крыше.

Все чернее с каждым днем

Стежки и дорожки.

И на вербах серебром

Светятся сережки».

Воспитатель: Ребята, о каком времени года говорится в этом замечательном стихотворении?

Дети: О весне.

Воспитатель: Правильно, ребята. А какие слова – родственники есть у слова «весна»?

Дети: Весенний, весеннее, веснушки, веснянки.

Воспитатель: Почему вы думаете, что это слова – родственники?

Дети: По смыслу похожи.

Воспитатель: Хотите поиграть с весенними словами?

Дети: Да.

Воспитатель: Я буду говорить, а вы отгадывать, о чем я говорю. Весенний, что это?

Дети: День, ручей, снег, цветок.

Воспитатель: Весенняя? Что это?

Дети: Картина, погода, трава.

Воспитатель: Весеннее? Что это?

Дети: Небо, солнце, облако, настроение.

Воспитатель: Ребята, давайте послушаем стихотворение еще раз. Обратите внимание, какие приметы весны называет в нем автор.

Звучит аудиозапись.

Воспитатель: Кто из вас, какие приметы запомнил?

Дети называют строки из стихотворения: «снег потемнел», «треснул лед», «стало небо выше».

Воспитатель дополняет ответы детей.

Воспитатель: Ребята, представьте мы с вами в весеннем лесу. Пойдем по лесу потихоньку, чтобы…

Дети: Не спугнуть птиц, зверей.

Воспитатель: Идем, раздвигаем ветки, чтобы…

Дети: Не уколоться.

Воспитатель: Вышли на поле и увидели – черных грачей. Они первыми прилетают, чтобы…

Дети: Вывести птенцов, свить гнезда.

Воспитатель: Мы их называем перелетными, потому что…

Дети: Они улетают на зиму, а весной прилетают.

Воспитатель: Когда мы собираемся с вами на прогулку в лес весной, то мы все равно одеваемся тепло. Давайте вспомним, какие вещи мы надеваем, когда собираемся на прогулку.

Дети: Пальто, ботинки, куртку, брюки, шапку.

Воспитатель: А я для вас приготовила картинки.

Воспитатель показывает картинки с изображением: носок, сапог, пальто, рукавичек, шарфов, брюк.

Воспитатель размещает на доске картинки, дети называют.

Воспитатель: Сейчас я предлагаю поиграть в игру «Чего не стало?». Ребята, закройте глаза.

Воспитатель убирает одну картинку.

Дети, открыв глаза, должны назвать чего не стало.

Воспитатель: Молодцы, ребята, все правильно ответили. А теперь, давайте вспомним физкультминутку «Как-то раннею весной».

Как-то раннею весной

На опушке лесной, Дети стоят в кругу

Появилась стая птиц

Не скворцов и не синиц,

А большущие грачи. Дети бегут на носочках, чуть подняв согнутые в локтях руки

Цвета черного, как ночь

Разбежались на опушке Приседают

Прыг – скок, крак – крак,

Там сучок, там червяк! Бегут в разные стороны

Воспитатель: Ребята, садитесь поудобнее и послушайте сказку Э. Шима «Камень, ручей, сосулька и солнце».

Воспитатель рассказывает сказку. После воспитатель задает вопросы детям.

Вопросы воспитателя:

• О чем говорится в этой сказке

• Какие приметы весны перечислил автор в этой сказке?

• Почему Камень считал, что весну делает он?

• Почему Ручей считал, что без него не будет весны?

• Почему Сосулька считала себя самой важной, самой главной для наступления весны?

• Кто же играет главную роль в наступлении весны?

Воспитатель: А сейчас, я прочитаю рассказ еще раз, а вы послушайте очень внимательно, потому что будете пересказывать.

Воспитатель еще раз рассказывает сказку.

Воспитатель: Ребята, кто из вас хочет пересказать сказку?

Воспитатель приглашает трех желающих.

Воспитатель: Ребята, договоритесь между собой, кто из вас перескажет начало сказки, кто середину, а кто закончит сказку. Итак, начинайте пересказ.

Дети рассказывают.

Воспитатель: Ребята, как вы считаете, наши рассказчики смогли пересказать сказку?

Дети: Да.

Воспитатель: Чей пересказ вам больше всего понравился?

Дети: Даши.

Воспитатель: Мне тоже понравился пересказ Даши, потому что она смогла точно передать сюжет сказки. Молодцы, ребята. Поиграем в игру «Новые слова»?

Дети: Да.

Воспитатель показывает карточку, где нарисованы: сосулька, солнце, ручей, камень.

МАКСИ СОСУЛЬКА

РУЧЕЙ

КАМЕНЬ

СОЛНЦЕ

СОСУЛЬКА

МИНИ РУЧЕЙ

КАМЕНЬ

СОЛНЦЕ

СОСУЛЬКА

РУЧЕЙ

НЕ КАМЕНЬ

СОЛНЦЕ

Вопросы воспитателя:

• Как вы думаете, что это за мини – сосулька?

• Не сосулька, что это тогда?

• Что такое не камень?

• Что такое не ручей?

• Что такое мини – ручей?

• Что такое макси – ручей?

• Что такое мини – солнце?

• Что такое макси – солнце?

Воспитатель: Вот и закончилась наша прогулка по весеннему лесу. Весеннее солнце благодарит вас за активное участие и дарит свои волшебные фишки – наклейки.

Публикации по теме:

Прогулки в ноябре с детьми старшего возраста Прогулки с детьми старшего дошкольного возраста спланированы с учётом интеграции с образовательными областями "Познание". "Здоровье", "Физическая.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия по развитию речи: «В окно повеяло весной» в старшей группе
Опубликовано: 29 марта 2013 в 19:53
+4Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - Год Семьи. Передвижка «Год семьи»

Президент Российской Федерации Владимир Путин подписал 22 ноября Указ об объявлении 2024 года в России Годом семьи.

18 апреля. День отпечатка пальца. Передвижка «Пальчиковая живопись»

 18 апреля 1902 года впервые был использован метод установления личности человека по его отпечаткам пальцев. Эта дата считается днем рождения дактилоскопии, поэтому 18 апреля отмечаем с детьми...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД