Оксана Сапожникова
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе на тему «Рассказывание по картине «Ежи» с использованием опорных схем»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект
непосредственной образовательной деятельности в старшей группе
на тему «Рассказывание по картине «Ежи» с использованием опорных схем»
(«Коммуникация», «Познание», «Безопасность», «Чтение художественной литературы», «Здоровье», «Социализация»)
Составила и провела
Сапожникова О. В.
Программные задачи
Продолжать учить детей составлять рассказ по картине с опорой на имеющиеся у них знания о жизни животных, совершенствовать умение описывать предмет с помощью схемы-алгоритма, формировать понятие о многозначности слов.
Публикация «Конспект занятия по развитию речи в старшей группе на тему „Рассказывание по картине „Ежи“ с использованием опорных схем“» размещена в разделах
- Еж, ёжики. Все о ежах для детей
- Ежик. Составление рассказа, рассказывание
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Составление рассказов, обучение рассказыванию
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» ноябрь 2013
Развивать связную речь, мышление, память
Воспитывать инициативность, умение слушать друг друга, стремление помочь
Материал: герой – Бычок; картина «Ежи»; проектор и экран для демонстрации схем-алгоритмов для составления рассказов и картинок, с помощь которых объясняется многозначность слова «иголка»; мешочки с предметами (яблоко, мяч, морковка, пирамидка)
Предварительная работа
Составление рассказов с помощью схем-алгоритмов
Заучивание стихотворения А. Воронько «Встретил ежика бычок»
Дидактическая игра «Угадай по описанию»
Просмотр видеороликов и беседы о жизни ежей в природе,
Ход занятия
1. Организационный момент
Дети заходят в группу, садятся на свои места
2. Сюрпризный момент
Раздается стук в дверь. Воспитатель открывает, заходит бычок, плачет, ревет:
- Ой-ёй-ёй, болит!
- Бычок, что случилось?
- Язык болит!
- Ай-яй-яй! Ты, наверное, поранился, когда жесткое сено жевал?
- Да нет, я укололся!
- А чем ты укололся?
- Не знаю!
3. Работа над многозначностью слова «иголка»
- Ребята, как вы думаете, чем мог уколоться бычок (чем-то острым, иголкой)
- А какие бывают иголки?
- Швейные…
- Бычок, ты что-то шил и укололся швейной иголкой?
- Нет!
- Медицинские…
- Тебе прививку от гриппа сделали в язык?
- Да нет!
- Еловые, сосновые…
- Ты еловую веточку пожевать пытался?
- Нет!
- Может, ты чертил циркулем или ел кактус?
- Да нет же! Гулял я однажды по лугу, травку щипал. Гляжу, лежит на тропинке маленький, колючий шарик. Решил я с ним поиграть, лизнул его и укололся.
- Ребята, вы догадались, что за шарик это был? (Ежик)
Бычок, а мы с ребятами знаем стихотворение про этот случай, оно так и называется «Встретил ежика бычок» Хочешь послушать?
Дети читают стихотворение А. Воронько «Встретил ежика бычок»
- Почему же нельзя трогать ежа и тем более, лизать его? (Он колючий, покрыт иголками)
- А иголки, как мы выяснили, бывают разные. (Воспитатель включает проектор, на экране появляются предметные картинки с разными видами иголок.)
- Давайте составим предложения со словом «иголка»
(4-5 ответов)
- Ребята, а чем похожи все иголки? (Они длинные, тонкие, острые)
- Бычок, ты понял, почему нельзя было ежика лизать?
- Понял, понял! Он покрыт иголками, и, поэтому, очень колючий. Вот только, кроме того, что он колючий, я совсем ничего про ежа не знаю. Может, вы мне что-нибудь расскажете?
4. Составление рассказа по схеме-алгоритму
- Конечно, расскажем. А чтобы рассказ получился более интересным и полным, нам помогут наши схемы-подсказки.
(Воспитатель переключает проектор на схемы-алгоритмы для составления описательного рассказа о животном)
Дети продумывают свой рассказ, затем заслушивается 2-3 рассказа о еже.
- Молодцы, очень хорошие и полные рассказы составили. Я думаю, что и у других детей рассказы не хуже, но, к сожалению, все мы послушать сейчас не можем. Вы расскажете мне их попозже.
5. Физкультминутка
- Ребята, а ведь в лесу кроме ежей живет много других диких животных со своими детенышами. Я предлагаю вам немного отдохнуть и поиграть в игру «На водопой»
Жарким днем лесной тропой
Звери шли на водопой.
За мамой-лосихой топал лосенок
За мамой-лисицей крался лисенок,
За мамой-ежихой катился ежонок,
За мамой-медведицей шел медвежонок,
За мамою-белкой скакали бельчата,
За мамой-зайчихой косые зайчата,
Волчица вела за собою волчат.
Все мамы и дети напиться хотят
6. Работа над составлением рассказа по картине.
- Бычок, а хочешь узнать побольше о жизни ежей?
-Конечно, хочу!
- В таком случае, предлагаю нам всем вместе рассмотреть вот эту картину.
Воспитатель выставляет картину «Ежи»
- Кто нарисован на картине? (На картине нарисована семья ежей)
- Где живут эти ежи? (Ежи живут в лесу)
- А что находится рядом с их гнездом (Рядом с их гнездом стоит старый пень и протекает ручеек)
- Как вы думаете, какое время года изображено на картине? (Лето) Почему? (Вокруг зеленая трава, зеленые листья на кустах и деревьях, поспела земляника, ползает много жуков.)
- Что делают ежата? Ежиха? (Один ежонок пьет воду из ручейка. Второй ежонок поймал червяка, жука, божью коровку и думает, что ему съесть сначала. А третий ежонок встретил лягушку и решил с ней поиграть. Ежиха внимательно следит за своими детенышами. В случае опасности она предупредит ежат и все они свернутся в колючие шарики)
- А теперь давайте составим рассказ по этой картине командой. Первый начнет рассказ, он опишет уголок леса, нарисованный на этой картине, где живут наши ежи. Второй рассказчик продолжит и опишет ежа. А третий ребенок расскажет о том, что делают ежата и ежиха на картине и закончит рассказ.
(Заслушать 2-3 рассказа)
- Ребята, какой рассказ вам больше понравился? Почему? (Рассказ интересный, короткий, законченный)
- А тебе, Бычок, понравился наш рассказ?
Бычок благодарит детей за интересный рассказ, прощается, уходит.
7. Д\и «Угадай по описанию»
- Ребята, а сейчас мы с вами поиграем в еще одну игру. У меня на столе стоят чудесные мешочки. В каждом лежит какой-то предмет. Водящий должен описать этот предмет, не называя его, а все остальные дети должны узнать по описанию и назвать предмет. А описать предмет помогут вам наши схемы-подсказки.
(Воспитатель переключает проектор на схемы-алгоритмы рассказов об игрушках и фруктах-овощах)
8. Итог
- Ребята, вам понравилось наше занятие? А чем вам понравилось заниматься больше всего? Что нового вы сегодня узнали?
- Я думаю, ваши знания обязательно пригодятся вам в будущем. А еще я очень рада, что мы с вами смогли помочь Бычку узнать много нового о ежах. Надеюсь, теперь он будет осторожнее, и больше с ним такой неприятности не случится.